Одним из самых известных самолётов периода Второй мировой войны стал немецкий пикирующий бомбардировщик Stuka (русское прозвище – "штука"). Так же бомбардировщик известен и по прозвищу "лаптёжник", данному ему красноармейцами за характерные массивные обтекатели неубирающихся шасси.
К моменту начала войны этот самолёт трудно было назвать совсем новой разработкой. Свой первый полёт детище фирмы "Юнкерс" совершило 17 сентября 1935 года, а на вооружение гитлеровских люфтваффе он начал поступать в следующем году.
Боевой дебют Ju-87 состоялся в небе Испании во время гражданской войны в декабре 1939 года. Гитлеровские лётчики, оказывая поддержку франкистам, летали на своих машинах в составе Легиона "Кондор". Однако были дебюты другого рода. Первый сбитый немецкий "Юнкерс" был официально зафиксирован 21 января 1939 года.
А дальше была Вторая мировая война. "Штука" успела повоевать в небе Польши, во Франции, приняла участие в битве за Британию, активно воевала на против СССР. Самолёт хоть и достаточно тихоходный по сравнению с современными ему истребителями, но достаточно эффективный против наземных и надводных целей. Да и другого подобного пикировщика у люфтваффе в наличии не было.
Именно на такой машине почти всю войну провоевал гитлеровский ас Ганс-Уильрих Рудель. На его счету 519 уничтоженных танков и 9 самолётов противника сбитых попутно (по официальным немецким данным). Так же среди целей Руделя был советский линкор "Марат".
О "Штуке" известно достаточно много, почти всё. Но не многим известен тот факто, что Ju-87 – бомбардировщик, который первым начал Вторую мировую войну. Формально война началась после инсценировки нападения польских солдат на немецкую радиостанцию в городе Глайвиц, устроенной самой же гитлеровцами. И уже потом Германия объявила войну Польше, полетели самолёты, поехали танки и пошла немецкая пехота...
К моменту начала гитлеровского вторжения в Польшу (1 сентября 1939 года) в составе бомбардировочных эскадр люфтваффе имелось 366 боеготовых пикировщиков Ju-87. И три таких самолёта осуществили авиационный налёт на польские объекты ещё за 11 минут до официального объявления войны Германией. Фактически их экипажи и начали самый кровопролитный военный конфликт в истории человечества, закончившийся поражением и капитуляцией Третьего рейха.
Примечательно, что Ju-87 хоть и являлся бомбардировщиком, но он стал так же и первым "истребителем" Второй мировой войны, открывшим счёт сбитым самолётам противника. В тот же день,1 сентября 1939 года, тогда ещё обер-лейтенант Франк Нойберт (впоследствии майор и кавалер Рыцарского Железного креста) на своём бомбардировщике сбил устаревший польский истребитель P.11, который пилотировал капитан Мечислав Медвецкий.
Как вспоминал сам Нойберт, после очереди из пары крыльевых пулемётов калибра 7,92-мм польский самолёт взорвался в воздухе, превратившись в огненный шар. Довольно сомнительный "подвиг".