2,6K подписчиков

Как составить рабочую программу по предмету с учетом ФООП и ФГОС

5,7K прочитали
Содержание статьи Что такое рабочая программа Рабочая программа — это локальный нормативный документ, неотъемлемая часть образовательной программы школы.

Содержание статьи

  1. Что такое рабочая программа
  2. Для чего нужна рабочая программа
  3. Чем отличается образовательная программа от рабочей программы
  4. Кто должен составлять рабочую программу
  5. Состав рабочей программы
  6. Как составить рабочую программу по новому ФГОС​Содержание рабочей программы
    Планируемые результаты
    Тематическое планирование
    Как подобрать учебники к рабочей программе
    Как указать в тематическом планировании электронные образовательные ресурсы

Что такое рабочая программа

Рабочая программа — это локальный нормативный документ, неотъемлемая часть образовательной программы школы. С помощью рабочей программы учитель планирует и организует образовательный процесс, а также управляет им. Документ конкретизирует порядок, содержание и объем изучения предмета, курса или дисциплины.

  • Примерные рабочие программы больше не используются. Их заменили федеральные рабочие программы.

Для чего нужна рабочая программа

Рабочая программа учителя определяет содержание преподавания и изучения предмета на базовом и углубленном уровнях и обеспечивает преемственность между ступенями общего образования.

Федеральная рабочая программа создает условия для реализации системно-деятельностного подхода. Ее цель — чтобы каждый школьник достиг планируемых результатов.

ПрограммаРазбираем ФГОС и ФООП с экспертомКурс повышения квалификации

Федеральная рабочая программа позволяет учителю определить содержание учебного предмета на каждый учебный год и на основе этого разработать свое тематическое планирование с учетом особенностей конкретного класса. Например, учитель может использовать рекомендованное распределение учебного времени на изучение разделов или тем, а может перераспределить время с учетом часов, выделенных на изучение предмета в учебном плане школы.

Чем отличается образовательная программа от рабочей программы

Федеральные рабочие программы — часть федеральной основной общеобразовательной программы (ФОП).

ФООП описывают единые для всей страны базовые объем и содержание образования, а также планируемые результаты освоения программы. Министерство просвещения РФ утвердило федеральные основные общеобразовательные программы для начального, среднего и основного общего образования.

Каждая ФОП состоит из трех разделов: целевого, содержательного и организационного. Целевой раздел, как несложно догадаться, описывает назначение, цели и задачи, а также планируемые результаты освоения программ и систему достижения этих результатов.

Компоненты содержательного и организационного разделов представлены в таблице.

Содержательный раздел ФОП Организационный раздел ФОП Федеральные рабочие программы учебных предметов Федеральный учебный план Федеральная рабочая программа воспитания План внеурочной деятельности Программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся Федеральный календарный учебный график Федеральный календарный план воспитательной работы

Кто должен составлять рабочую программу

Федеральные рабочие программы по некоторым учебным предметам носят обязательный характер, то есть нужно использовать готовую программу в утвержденном виде.

БесплатноМини-курс по ФГОСОцените качество обучения

Однако расслабляться рано: придется еще разработать тематическое планирование, которого требует ФГОС, а утвержденные рабочие программы его не содержат.

Учебные предметы, по которым применение федеральных рабочих программ обязательно, представлены в таблице:

Начальное общее образование Среднее и основное общее образование Русский язык Русский язык Литературное чтение Литература Окружающий мир История Обществознание География Основы безопасности жизнедеятельности

Согласно ч. 6.3 ст. 12 Федерального закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам можно применять в неизменном виде или как методическую основу для разработки авторских программ.

Главное в этом случае соблюдать условие: содержание и планируемые результаты авторской программы не должны быть ниже, чем в федеральных рабочих программах.

Состав рабочей программы

ФГОС третьего поколения требуют, чтобы рабочая программа по предмету включала три основных раздела: содержание учебного предмета, планируемые результаты освоения и тематическое планирование.

Содержание федеральной рабочей программы — это минимум, который должны освоить обучающиеся по предмету. Оно раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе.

Кроме требований к структуре программы ФГОС содержит планируемые результаты, которых необходимо достичь по окончании освоения учебного предмета. Это основной ориентир для учителя при разработке рабочей программы по предмету.

В тематическом планировании необходимо указывать количество академических часов, которые отводятся на изучение каждой темы, и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) ресурсов.

Как составить рабочую программу по новому ФГОС

Полезно собраться с коллегами на методическое объединение и вместе изучить основные нормативные документы и локальные акты школы, обсудить их и отметить важные моменты.

Вот список этих документов:

  1. ФГОС соответствующего уровня образования:
  • ФГОС начального общего образования, утвержден Приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 286;
  • ФГОС основного общего образования, утвержден Приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287;
  • ФГОС среднего общего образования, утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413.
  1. Федеральная рабочая программа по учебному предмету. Ее можно найти на портале «Единое содержание общего образования».
  2. Основная образовательная программа школы, разработанная на основе ФГОС и ФООП.
  3. Положение о рабочей программе школы.

В положении о школьной рабочей программе должны быть прописаны примерная структура и объем, сроки составления и документы, на основе которых формируется рабочая программа по предмету.

Содержание рабочей программы

Если предмет входит в список обязательных, используйте содержательную часть федеральной рабочей программы в утвержденном виде без изменений. Однако все же стоит предварительно убедиться, что в содержании программы и предметных результатах по ФГОС нет принципиальных расхождений. Если же таковые обнаружатся, необходимо дополнить содержание программы недостающими темами.

Рабочие программы для углубленного изучения обязательных предметов также составляют на основе федеральных рабочих программ. Кроме того, Министерство просвещения РФ рекомендует использовать их в качестве методической основы для разработки авторских программ (Письмо Министерства просвещения РФ от 16.01.2023 № 03-68).

Также нужно убедиться, что содержание рабочей программы учитывает концепции преподавания учебных предметов и рабочую программу воспитания.

Планируемые результаты

ФГОС не устанавливают четких требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах. Поэтому необходимо обратиться к школьному положению о рабочей программе, в котором должно быть указано, как подготовить этот раздел.

За основу можно взять раздел «Планируемые результаты освоения программы учебного предмета» федеральной рабочей программы. В ней планируемые результаты описаны как система из трех компонентов:

Личностные результаты освоения учебного предмета достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности, поэтому учитель должен формировать их с учетом рабочей программы воспитания школы.

Стандарт не регламентирует, как это сделать. Значит, учителю следует опираться на школьное положение о рабочей программе, которое должно содержать указание, как и в каком разделе программы отразить рабочую программу воспитания.

Тематическое планирование

Необходимо учесть требования ФГОС и добавить в тематическое планирование обязательные элементы:

  • перечень тем для изучения;
  • количество академических часов, которые отводятся на освоение тем;
  • информацию об использовании электронных (цифровых) ресурсов по каждой теме.

Если использовать тематическое планирование федеральной рабочей программы, то в каждом тематическом блоке необходимо прописать отдельные темы и определить количество часов, которое понадобится ученикам, чтобы их освоить.

В рамках отдельных тем нужно отвести время на контрольные, лабораторные и практические работы, а также на проектную и учебно-исследовательскую деятельность.

Последовательность изучения тем учитель может менять для дифференциации содержания с учетом уровня подготовки учеников конкретного класса.

  • Календарно-тематическое планирование следует включить в рабочую программу, только если этого требуют локальные акты школы.

Как подобрать учебники к рабочей программе

Учебники и пособия необходимо подбирать из Федерального перечня учебников, допущенных к использованию, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858.

В соответствии с п. 37.3 ФГОС ООО школа должна предоставить ученику «не менее одного учебника и (или) учебного пособия в печатной форме» по учебным предметам:

  • русский язык,
  • математика,
  • физика,
  • химия,
  • биология,
  • литература,
  • география,
  • история,
  • обществознание,
  • иностранные языки,
  • информатика.

По другим учебным предметам учебники и пособия можно предоставлять как в печатной, так и в электронной форме.

Если в учебнике отсутствуют отдельные темы, которые необходимо изучить по программе, учитель может брать их из другого учебника Федерального перечня.

Кроме обычного учебника, можно использовать конспекты занятий, электронные образовательные ресурсы, распечатки электронных версий рабочих тетрадей либо организовать проектно-исследовательскую деятельность, чтобы изучать новый материал по разным источникам.

Как указать в тематическом планировании электронные образовательные ресурсы

Для этого в таблицу тематического планирования можно добавить отдельный столбец, например, «Учебно-методические материалы» или «Электронные (цифровые) образовательные ресурсы».

В этот столбец необходимо внести:

  • электронные учебники и пособия,
  • виртуальные библиотеки и лаборатории,
  • мультимедийные презентации,
  • игровые образовательные программы,
  • учебные видео- и аудиоматериалы,
  • электронные тренажеры,
  • коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Электронные учебно-методические материалы должны позволять использовать дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий, а их содержание должно соответствовать законодательству об образовании.

При подборе электронных ресурсов можно опираться на Федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию.