Найти в Дзене
Узнай новое!

Тайна Ричарда III: мистическое послание последнего Плантагенета

Оглавление

Фигура Ричарда III является одной из самых противоречивых в английской истории. Одни обвиняют его во всех смертных грехах, другие считают тотально невиновным и пытаются оправдать, третьи уверены, что правда где-то посередине. Споры разгорелись с новой силой после того, как в августе 2012 года в Лестере были обнаружены останки Ричарда III.

Конечно, по прошествии стольких веков и в ситуации практического отсутствия документов, уничтоженных или искаженных при преемнике Ричарда Генрихе VII Тюдоре, установить истину сложно, но «Общество Ричарда III», стараниями которого и были проведены раскопки, не теряет надежду. Оно объявило проект «В поисках Ричарда»: волонтеры перелопачивают архивы в поисках малейших зацепок и сохраняют уверенность, что рано или поздно что-нибудь найдут, как нашли те самые останки.

При всей противоречивости вопроса некоторые вещи, тем не менее, кажутся нам очевидными.

Продукт эпохи

Ричард III был продуктом своего времени. Все его действия и поступки были не просто логичны и оправданы с точки зрения средневекового мышления, они были просто обязательны. Так поступали все и везде. Главный принцип Средневековья – «своя рубашка ближе к телу». Защищать надо свое - имущество, жену, детей. Это узкий круг интересов. За пределами этого круга – все остальные, включая родителей и братьев. Всех их можно приносить в жертву своим интересам. Конечно, такие принципы шли вразрез с заповедями христианства, поэтому для маскировки были приняты публичные нормы морали, которым следовали только тогда, когда они совпадали с вышеприведенным принципом.

Главный вопрос, который задавали друг другу рыцари в период позднего Средневековья: «А что я с этого буду иметь?» Перемена сторон на поле боя была обычным делам. Так происходило на протяжении всей Войны Алой и Белой Роз. Посмотри, кто станет одерживать верх, и переметнись к нему. По-другому люди даже не мыслили! Верность хранили только за большую награду, опять же, с учетом возможности в любой момент переметнуться к сопернику.

Жажда власти

Герцог Ланкастерский Генрих Болингброк ничтоже сумняшеся сместил с престола и уморил голодом в Тауэре своего двоюродного племянника Ричарда II, после чего сам сел на престол под именем Генриха IV. 
Внук Болингброка Генрих VI страдал слабоумием, поэтому его троюродный дядя герцог Йоркский не стал с ним церемониться и играть в рыцарское благородство, а начал с ним воевать. На этой войне герцог Йоркский погиб, но его сын Эдуард продолжил войну и в конце концов занял престол под именем Эдуарда IV. Своего кузена Генриха Эдуард взял в плен, а потом собственноручно задушил подушкой в часовне Тауэра. 
Родной брат Эдуарда Джордж не мог спокойно спать, пока Эдуард был на троне. Джордж сам хотел быть королем. Какое тут, к собачьим чертям, рыцарское благородство? Джордж строил козни с графом Уориком, сместил таки Эдуарда с трона, но потом «отыграл все назад», видя, что могущественный Уорик теряет силу. Пришел к брату с повинной, вернулся в его стан, и… тут же стал строить новые интриги, за что и был казнен как изменник.

Как, скажите, станет мыслить их младший брат Ричард, герцог Глостер, когда Эдуард внезапно умрет, оставив двух малолетних сыновей? Естественно, как стал бы мыслить и сам его старший брат на его месте: племянников сместить, самому сесть на трон. Тем более, что семейство матери наследника, клан Вудвилей, давно точит на него зуб и наверняка попытается отыграться, коль скоро маленький Эдуард станет Эдуардом V. А ведь у Глостера есть свой сын, и своя жена, и свои интересы. О какой верности брату может идти речь? Свою голову под топор ради брата? Этого средневековый рыцарь и представить себе не мог.

Ричард III с сыном. Витраж в Рочдельском соборе.
Ричард III с сыном. Витраж в Рочдельском соборе.

Один против всех

На своем пути к трону Ричард восстановил против себя практически всех влиятельных вельмож предыдущего царствования, как сторонников Йорков, так и сторонников Ланкастеров. И вот когда находившийся в изгнании во Франции ланкастерский претендент на трон Генрих, граф Ричмонд, высадился в Англии и приготовился дать бой Ричарду на Босвортском поле, Ричард понял, что находится в величайшей опасности. Однако не стал ничего предпринимать. Он твердо верил в Божественное предопределение. Если Богу угодно видеть его на троне, он победит несмотря ни на какие преграды. А если нет – то ему не стоит и быть королем.

Божья помощь

Он знал, что половина его армии – полки Стэнли и Нортумберленда – могли повернуть оружие против него (что и произошло). Но разве не с ничтожной горсткой наемников высадились они с братом Эдуардом на английском берегу 14 лет назад и в результате разгромили огромную армию графа Уорика, который считался непобедимым? Потому что это было угодно Господу. Или в прошлом году, когда поднял восстание герцог Бекингем, а граф Ричмонд Генрих Тюдор готовился отплыть с войсками из Франции? Их совместная атака вполне могла оказаться для Ричарда смертельной, но Господь защитил его – он устроил на море шторм, так что граф Ричмонд не смог отплыть, а в Уэльсе устроил разлив на реке Северн, так что Бекингем не смог переправиться к своим сторонникам и вынужден был бежать. Пусть же и теперь Господь решит его судьбу.

До сих пор Господь посылал Ричарду недобрые знаки: внезапная смерть 10-летнего сына, затем смерть молодой жены королевы Анны (дочери того самого Уорика, кстати). Неужели Господь осуждает его за смещение с трона племянников и их гибель? Неужели Господь не хочет, чтобы он был королем? Сегодня на Босвортском поле Господь должен показать ему свою волю. Если ему суждено победить, то пусть хоть десять Стэнли перебегают к Генриху Тюдору – Господь сделает так, чтобы все они были разгромлены!

Фаталист

Все произошло, как и должно было произойти. Полки Ричарда и его подручного герцога Норфолка пошли в лобовую на объединенный полк графа Оксфорда. Стэнли и Нортумберленд стояли в стороне и ждали, кто возьмет верх. Без них Ричард был в сильном численном меньшинстве, поэтому его войска дрогнули. И тут Ричард заметил в стороне, чуть поодаль, штандарт Генриха Тюдора с его уэльским драконом. Генриха окружала небольшая горстка слуг, он был один и незащищен. Это был знак от Господа! Ричард оставил поле сражения и в одиночку ринулся к Генриху. Если он сможет заколоть его – сражению конец! Совершенно очевидно, что Господь подает ему знак. И он, Ричард, не может им не воспользоваться.

Ричард III пытается добраться до Генриха Тюдора
Ричард III пытается добраться до Генриха Тюдора

Когда слуги заметили летящего в их направлении рыцаря в королевском венце поверх шлема, в стане Генриха возникла сумятица. Генрих даже не попытался вскочить на коня и вступить в бой. Он попытался укрыться в палатке. Вот Ричард уже рядом. Против него несколько десятков слуг графа Ричмонда. Он безжалостно рубит их налево и направо. Ещё удар, ещё, Генрих уже в шаге от него... Как вдруг от сильного удара по голове Ричард падает с коня.

Уильям Стэнли заметил маневр Ричарда и срочно послал своих рыцарей на выручку. Сражение замерло. Все ждали, чем закончится противостояние короля и претендента на престол. Наконец, Ричард был повергнут. Подоспевшие рыцари Стэнли с остервенение начали наносить удары топором по его голове. Экспертиза найденных останков насчитала 11 ударов, 9 из которых были смертельными. Увидев гибель своего короля, войска Ричарда III быстро потеряли строй и обратились в бегство. Сражение было проиграно! Господь решил судьбу Ричарда, как тот и хотел.

Коронация графа Ричмонда Генриха Тюдора короной, упавшей с головы Ричарда III
Коронация графа Ричмонда Генриха Тюдора короной, упавшей с головы Ричарда III

Мистическое послание короля Ричарда

То, что по прошествии более пятисот лет после Босвортского сражения активистам «Общества Ричарда III» удалось найти его останки, тоже является знаком свыше. Найти их было практически невозможно. До определенной степени, раскопки велись наугад, и то, что они увенчались успехом, иначе как волей Господа назвать сложно.

Что стало с трупом

После сражения тело Ричарда было доставлено в близлежащий город Лестер и там в течение двух дней подвергалось осквернению. Генрих Тюдор намеревался отыграться на сопернике, изобразить его исчадием ада и не оставить потомкам никакой памяти о нем, кроме сказочных небылиц. Через два дня Генрих уехал из Лестера в Лондон, а тело Ричарда было, как сказано в позднейших записях хронистов, погребено в аббатстве францисканских монахов. Достоверность этого сообщения была под вопросом.

Что стало с аббатством

С течением времени аббатство было разрушено, его территория застроена домами и автомобильной парковкой. Из 200 кв.м. площади бывшего аббатства только 17% территории были доступны для раскопок, остальное пространство было застроено зданиями. Захоронение вполне могло оказаться под ними, тогда пришлось бы уйти ни с чем. Кроме того, средства на раскопки были ограничены, попытка было только одна, да и местные власти вряд ли обрадовались бы, если бы экскаваторы перекопали всё вокруг. Нужно было определить точное место, где копать. Из возможных мест было определено три: парковка для сотрудников Службы соцобеспечения, парковка для посетителей Службы соцобеспечения, детская площадка бывшей школы. Посовещавшись, решили сделать две траншеи на парковке для посетителей и одну на парковке для персонала.

Накануне раскопок археологи предупредили: «Шансов обнаружить захоронение практически нет. Мы нацелились пальцем в небо. Будьте к этому готовы.»

Чудо и мистика

Утром 25 августа 2012 года на парковку для посетителей Социальной службы Лестера приехал экскаватор. 22 августа 1485 года состоялась битва при Босворте, а 25 августа Генрих VII оставил тело Ричарда в покое и уехал. Символичность этого дня никто не подгадывал, но она сработала: под первым же срезанным куском асфальта присутствующие увидели человеческие кости. Поверить в это никто не мог! Даже тот участок парковки, где собирались копать, был большим. Почему ткнули именно сюда? Ведь могли же ткнуть на пять метров левее или правее - и всё! Пустота! Видимо, Господу было угодно, чтобы останки короля Ричарда были, наконец, найдены!