Контракт с лицом, применяющим УСН: письмо Минфина России (Закон № 44-ФЗ)

130 прочитали
Снежана Постовалова, старший юрист Экспертного центра Института госзакупок
Снежана Постовалова, старший юрист Экспертного центра Института госзакупок

В письме Минфина России от 14.03.2023 № 24-06-06/21248 ведомство напоминает, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии положениями бюджетного законодательства перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (то есть, являющегося офшорной компанией), либо, с недавнего времени, юридического лица, являющегося иностранным агентом, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, также кроме физического лица, являющегося иностранным агентом.

Из чего следует справедливый вывод, что в закупках по Закону № 44-ФЗ вправе участвовать любой участник, в том числе освобожденный от уплаты НДС и применяющий упрощенную систему налогообложения (далее – УСН).

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением или, при осуществлении закрытых способов закупки, приглашением, документацией, заявкой участника, с которым заключается контракт, кроме случаев, в которых в соответствии с законодательством все вышепоименованные документы не предусмотрены, например, при осуществлении классических закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Также отмечается, что согласно ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта необходимо указывать, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения, а в случае осуществления так называемой закупки «с неопределенным объемом», указываются единичные расценки товаров, работ, услуг и максимальное значение цены контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное ее значение.

Как известно, в соответствии ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при исполнении контракта изменение его существенных условий (а цена контракта таким условием является) не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о контрактной системе.

Победитель при формировании своего ценового предложения предлагает цену контракта с учетом всех накладных расходов, а также налогов и сборов, которые он обязан уплатить в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ.

Таким образом, контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене участника, с которым заключается такой контракт, вне зависимости от применяемой им системы налогообложения (аналогичные позиция и формулировка содержатся также и в п. 32 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2021), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021).

Из всего вышеуказанного следует, что сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем, должна быть уплачена участнику, с которым заключается контракт, в установленном контрактом размере.

Ранее, в 2019 году, в одном из своих писем (от 15.05.2019 № 24-01-07/34829) Минфин России уже отмечал, что корректировка заказчиком цены контракта, предложенной лицом, применяющим УСН, при осуществлении закупок, а также при заключении контракта с таким участником действующими нормами Закона № 44-ФЗ не предусмотрена. И более того, является недопустимым действием.

Такой вывод поддерживается, и нашел отражение, в том числе и в практике Верховного суда РФ (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019).

Согласно положениям налогового законодательства организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Налогового кодекса РФ.

Касательно формирования счета-фактуры: согласно действующим нормам налогового законодательства составлять счета-фактуры обязаны налогоплательщики НДС при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения НДС в соответствии с гл. 21 Налогового кодекса РФ (за исключением операций, не подлежащих налогообложению).

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, не являющиеся налогоплательщиками НДС в связи с применением УСН, при осуществлении операций по реализации товаров, работ, услуг составлять счета-фактуры не должны.

Однако, в случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС, сумма НДС, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет в полном объеме (пп. 1 п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ).

Следовательно, обязанность по уплате НДС в бюджет возлагается на исполнителя, применяющего УСН, только в случае выставления таким исполнителем покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС.

Стоит отметить, что возникновение в подобном случае обязанности по перечислению в бюджет НДС не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус налогоплательщика, в том числе право на применение налоговых вычетов (п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2014 № 33).

А последствия заключаются исключительно в том, что на указанное лицо возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог, размер которого определяется исходя из суммы, отраженной в соответствующем счете-фактуре, выставленном покупателю.

Возможность уменьшения этой суммы на налоговые вычеты приведенной нормой либо иными положениями налогового законодательства не предусмотрена.

Таким образом, основные выводы рассматриваемого в настоящем материале письма заключаются в следующем:

1. Контракт необходимо заключать и оплачивать по той цене, которая была предложена участником, с которым заключался контракт, независимо от применяемой им системы налогообложения.

2. Сумма, указанная в контракте за выполненный объем, должна быть уплачена контрагенту в установленном контрактом размере.

3. Законодательство о контрактной системе по-прежнему не предусматривает оснований для корректировки заказчиком цены контракта, предложенной применяющим УСН лицом.

4. Организации и индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС, не должны составлять счета-фактуры при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг).

5. В случае выставления лицами, применяющими УСН, покупателю счета-фактуры с выделением НДС, его сумма, указанная счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет в полном объеме. Следовательно, обязанность по уплате НДС в бюджет возлагается на лицо, применяющее УСН, только в случае выставления счета-фактуры с выделением суммы НДС.

Автор статьи: Снежана Постовалова, старший юрист Экспертного центра Института госзакупок

Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 6 (106), июнь 2023 г.)

Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок:

И на Рутуб: https://rutube.ru/video/adb188de54f36ff243663c954ad1a570/