Найти в Дзене
59 подписчиков

КУЛЬТОВОЕ АНИМЕ МАГНИТНАЯ РОЗА: РАЗБОР

502 прочитали
Аниме "Воспоминания о будущем: Магнитная роза", 1995г.
Аниме "Воспоминания о будущем: Магнитная роза", 1995г.

Многие любители фантастики принципиально обходят стороной аниме, считая, что формат мультфильма вряд ли подойдет для такого серьезного жанра, а между тем в японской анимации встречаются настоящие шедевры. И на этот раз речь пойдет не о "Призраке в доспехах", который хорошо известен массовому зрителю.

В далёком 1995 году на экраны вышла авторская аниме-антология Кацухиро Отомо под названием "Воспоминания" ( в русском переводе "Воспоминания о будущем"), состоящая из трёх новелл: "Магнитная роза", "Вонючая бомба" и "Пушечное мясо". Все три эпизода сняты по его ранним рассказам.

Эпизод "Вонючая бомба" по жанру больше похож на чёрную комедию и повествует о лаборанте, который съедает экспериментальное лекарство от гриппа, в результате чего его тело начинает источать убийственный запах в прямом смысле этого слова.

Аниме "Воспоминания о будущем: Вонючая бомба", 1995г.
Аниме "Воспоминания о будущем: Вонючая бомба", 1995г.

В "Пушечном мясе" рассказывается о городе, который ведёт непрерывную войну. Причём, в конечном итоге, возникает закономерный вопрос: "А с кем они воюют?" По новостям сообщают об очередной победе над противником, но неизвестно есть ли он на самом деле. Жители, не задавая вопросов, производят снаряды и продолжают стрелять.

Аниме "Воспоминания о будущем: Пушечное мясо", 1995г.
Аниме "Воспоминания о будущем: Пушечное мясо", 1995г.

Однако из этих трёх наибольший интерес представляет первый эпизод под названием "Магнитная роза", который сам Кацухиро Отомо не снимал, так же как и "Вонючая бомба". Режиссёром "Магнитной розы" стал Кодзи Моримото. Маримото известен короткометражкой "Звукоед Нойзмен", комедийным сериалом "Вечная семейка". Он также принимал участие в создании "Ведьминой службы доставки" и культовой "Акуры": работал в этих проектах аниматором. Вообще "Магнитную розу" создавали значимые фигуры японского аниме. К примеру, сценарий написал Сатори Кон, над музыкой работала Йоко Канно. В итоге "Магнитная роза" получила наибольшее признание у зрителя.

Аниме "Воспоминания о будущем: Магнитная роза", 1995г.
Аниме "Воспоминания о будущем: Магнитная роза", 1995г.

События "Магнитной розы" разворачиваются в 2099 году. Человечество уже освоило космос и уже успело его изрядно загрязнить. Команда мусорщиков летает среди звёзд и разгребает космические свалки. С самого начала нам показывают, что работа эта вполне обыденная, повседневная.

Аниме "Воспоминания о будущем: Магнитная роза", 1995г.
Аниме "Воспоминания о будущем: Магнитная роза", 1995г.

Завязка похожа на фильм "Чужой". Мусорщики наталкиваются на захоронение кораблей. Оттуда поступает сигнал SOS. Они находят корабль, взывающий о помощи, и отправляют двух работников для поиска выживших: Мигеля и Хайнца.

Оказавшись внутри, мусорщики сталкиваются с "призраком" оперной певицы Евы Фридель, и вовсе неслучайно здесь слово "призрак" взято в ковычки. Кто на самом деле Ева? Призрак? Голограмма? Воспоминание, воспроизводимое машинами или аномалия, создаваемая странным магнитным полем?

Ева Фридель, аниме "Воспоминания о будущем: Магнитная роза", 1995г.
Ева Фридель, аниме "Воспоминания о будущем: Магнитная роза", 1995г.

Здесь создатели начинают играть на стыке мистики и технологий, не давая однозначного ответа. Голограммы предстают словно видения. Роботы воспроизводят воспоминания призрака, но иногда миражи возникают самопроизвольно. Космический корабль в виде розы, затерявшийся в просторах космоса, интерьеры которого выполнены в стиле эпохи возрождения (явная отсылка к "Космической одиссее" Стэнли Кубрика). Эдакое сочитание готического романа и космической фантастики.

Аниме "Воспоминания о будущем: Магнитная роза", 1995г.
Аниме "Воспоминания о будущем: Магнитная роза", 1995г.

Авторы умышленно используют этот контраст, постоянно бросая нас, зрителей, то в один мир, то в другой, наполняя повествование технологическим мистицизмом. Однако выбор именно такого антуража для повествования более чем понятен: что как ни обстановка 18-19 веков может послужить символом прошлого?!

В чем состоит цель Евы? Она словно библейская Ева - искусительница, играющая на самых чувствительных желаниях. Возможно, именно поэтому ей дали такое имя, превратив в своеобразный символ. Проекция оперной певицы использует воспоминания. Здесь, кстати, чувствуется отсылка к "Солярису" Станислава Лема: там мыслящий океан тоже общался с людьми посредством образов из их прошлого. Создавая правдоподобные иллюзии, она заманивает мусорщиков в свой мир. При этом она не считает, что губит их, - она дарит им вечную жизнь в своей памяти.

Мигель поддается голографическим чарам Евы и вовлекается в проецируемую реальность, предпочитая погибнуть в роковой красоте.

Мигель, аниме "Воспоминания о будущем: Магнитная роза", 1995г.
Мигель, аниме "Воспоминания о будущем: Магнитная роза", 1995г.

Однако Хайнц отказывается от иллюзии. Именно его можно назвать главным героем истории. Ева устраивает ему самое сложное испытание: Хайнц снова вынужден пережить страшную трагедию прошлого. И, казалось бы, выход из сложившейся ситуации очевиден: принять проекцию за действительность и вновь обрести счастье, но Хайнц отказывается жить воспоминаниями, предпочитая фотокарточку в своем бумажнике созданному миражу. Ева же считает, что именно этот иллюзорный мир, - и есть спасение. В нём можно исправить все ошибки, избавиться от боли, что пришлось пережить.

Хайнц, аниме "Воспоминания о будущем: Магнитная роза", 1995г.
Хайнц, аниме "Воспоминания о будущем: Магнитная роза", 1995г.

Главная идея мультфильма состоит в том, что прошлым жить нельзя. Каким бы светлым оно не было, вернуть его всё равно не получится. Также создатели задают классический для фантастики вопрос: что есть реальность? Можно ли назвать тот мир, в котором существует Ева, настоящим? Матрицы ещё тогда не сняли, но её идеи уже давно были известны трепетным ценителям жанра. К примеру, философский трактат Жана Бодрийяра "Симулякры и Симуляция", который братья Вачовски использовали в своей работе, был написан в 1981 году. В 1984 году вышла книга "Нейромант" Уильяма Гибсона, которая послужила точкой отсчёта всему современному киберпанку. В ней рассказывается о некой программе по генерации искусственных ощущений, посылаемых напрямую в мозг. Программа эта, к слову сказать, и называлась матрицей. В то время эти идеи были мэйнстримом, и "Магнитная роза", безусловно, впитала их.

Аниме "Воспоминания о будущем: Магнитная роза", 1995г.
Аниме "Воспоминания о будущем: Магнитная роза", 1995г.

С точки зрения представления будущего, конечно, мультфильм сейчас мало чем может удивить: голограммы, аппараты для полетов в открытом космосе, космические корабли. Однако авторы хорошо поработали над стилистикой картины: роботы в виде ангелочков, бальные платья, классическая музыка, заводные механические фигурки, колонны из мрамора - все эти детали создают неповторимую атмосферу, такой своеобразный неоклассицизм.

Аниме "Воспоминания о будущем: Магнитная роза", 1995г.
Аниме "Воспоминания о будущем: Магнитная роза", 1995г.

Не смотря на то, что это 1995 год, в плане прорисовки "Магнитная роза" не уступает современному аниме. Да, краски не такие яркие, как используются сейчас. Возможно, это даже и плюс. Но фоны хорошо детализированы. Аниматоры позаморачивались над созданием реалистичных текстур. Грамотно используется CGI в рисованном мультфильме. А то, как нарисована невесомость, вообще можно назвать высшим пилотажем без преувеличения.

Аниме "Воспоминания о будущем: Магнитная роза", 1995г.
Аниме "Воспоминания о будущем: Магнитная роза", 1995г.

Подытоживая вышесказанное, короткометражка "Магнитная роза" вобрала в себя лучшие идеи киберпанка, а благодаря профессиональной работе аниматоров удалось создать неповторимую атмосферу и впечатляющую прорисовку.

Первый эпизод "Воспоминаний о будущем" точно придется по вкусу всем любителям качественной фантастики.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ! СТАВЬТЕ ЛАЙКИ! ПИШИТЕ КОММЕНТАРИИ!