Депутаты Госдумы комитета по просвещению Ольга Казакова и Нина Останина предлагают вернуть в школы уроки труда и трудового воспитания. Предлагают школьникам сажать деревья и цветы, "убираться" в школе, помогать школьному театру, музею и др.
Сергей Кравцов доложил, что вопрос возвращения трудов в программу школ прорабатывается в министерстве просвещения. Глава министерства говорит, что надо возможность ребятам сделать что-нибудь своими руками.
Все, желающие вернуть труды в школу, в один голос твердят, что надо мальчиков научить делать табуретки, а девочек - шить фартуки и готовить еду.
Не знаю как Вы, уважаемые читатели, а меня смех разбирает. Ну кому нужны сейчас табуретки или фартуки, изготовленные школьниками? И что с 5 по 11 класс этим надо заниматься на уроках труда? Скажите, у нас у каждого с первого раза получится сделать что-то качественно из дерева или ткани? Да и зачем, если в магазинах все можно купить.
Да, мы в советской школе шили фартуки, ночнушки, юбки, платья. Но ситец и нитки стоили копейки, было такое, что и портили ткань, а родители ругались из-за испорченной вещи. Но, если удавалось удачно сшить вещь иногда их носили, но недолго. Были уроки кулинарии, потом их запретили из-за случаев отравления.
Мальчики делали разделочные доски, скалки, толкушки, табуретки, птичьи домики. Но всегда остро стоял вопрос о материалах - дереве, гвоздях, клее, краске. Хотя были в селе деревообрабатывающие заводы. Бесплатно давать дерево не хотели. Потом, чтобы сделать поделку, мальчики приносили деревянные доски или фанеру из дома. Принес - будешь работать, не принес- смотри как работают другие.
Было время, когда мальчики и девочки изучали автомобиль или трактор, но это была пустая трата времени. В некоторых школах готовили машинисток на печатных машинках. Возили школьников для работы на птицефабриках, но в этот день занятий по предметам не было.
А еще всегда остро стоял вопрос оборудования, разных станков, инструментов, машин, иголок и др. Не всё так просто было, хотя в советское время стоило не так дорого. Что есть сейчас? Есть ли кабинеты с современным оборудованием? Есть ли дерево, которое стоит немалые деньги? Почему дети продолжают работать на технике столетней давности? И почему надо с трудами возвращаться в прошлый век?
Сейчас технологии изготовления тех же табуреток в промышленном масштабе совсем другой, значит, надо и учить по-новому. Открывать мастерские с современными технологиями, чтобы детям было интересно это увидеть и использовать. Я вообще не понимаю, почему надо опять возвращаться в прошлое?
Вот опять перекроят программу, введут дополнительные уроки труда, а преподавателям головная боль - где взять материалы для изготовления табуреток и шитья фартуков. Не найдут, значит в программе будет одно, а на деле чем-нибудь другим школьников занимать.
Трудовое воспитание. Предлагают привлекать учеников для дежурства в классе, столовой, раздевалке, школе. Заниматься благоустройством школьной территории, микрорайона. Но не заставлять, а по желанию. Если не заставлять, то желающих не так уж много будет.
А микрорайоны убирать, то администрациям понравится, экономить будут деньги, используя бесплатный детский труд и предлагая для уборки самые неприглядные места. Классные руководители и учителя опять будут после уроков в свое свободное время бесплатно работать с детьми на этих разных участках. И учителям труда и технологии сладко не будет.
Для того, чтобы трудовое воспитание воплотить в школьный процесс, собираются изменить нормы СанПиН и закон "Об образовании". Подготовлен законопроект о трудовом воспитании в школах, училищах, колледжах.
Я считаю, что трудовое воспитание необходимо, но главным в школе должно быть обучение основам предметных наук. А трудовое воспитание как дополнение, школа сама должна решать в какие трудовые дела должны привлекаться школьники. Помню такое, когда детей привлекали для уборки территорий села, которые были завалены ветками и деревьями, кирпичом, стеклом, фекалиями и др. И за что детям такое наказание?
Сейчас возрождать трудовое воспитание будет очень трудно, потому что были совсем другие требования. Родители имели право обратиться в прокуратуру, если их ребенка привлекали к какому-либо труду. Теперь предлагают некоторые чиновники сделать привлечение школьников к труду обязательным и у родителей не спрашивать никакого разрешения.
Конечно, конкретно и подробно все узнаем с принятием закона.