Исход крупнейших международных работодателей из России вынудил их бывших сотрудников искать другое применение своему опыту. А уехавшие россияне продолжают работать удаленно на российские компании или ищут новых работодателей на Западе. Для обеих этих групп логичным шагом выглядит переход в IT: это сулит повышенный интерес со стороны российских и зарубежных компаний, возможность работать онлайн из любой точки и иметь высокий стабильный доход. Но все не так просто. Что не так с планом «уйти в IT» и каковы шансы найти работу в этой сфере для россиян сейчас, рассказывает основательница консалтинговой компании по поиску руководителей STR Suite Софи Вергнас-Соколов
Передел в IT
Долгое время центром притяжения для специалистов со всего мира были международные IT-корпорации. Но с 2022 года картина резко изменилась: IT-гиганты вроде Google, Amazon, Meta (признана экстремистской и запрещена в России) и Microsoft начали массово сокращать сотрудников. Главными причинами такой политики называют финансовый кризис и последствия пандемии коронавируса, когда компании, воодушевившись небывалым ростом рынка онлайн-сервисов, массово нанимали людей. А в некоторых случаях живых сотрудников постепенно вытесняют технологии на базе искусственного интеллекта, которые помогают автоматизировать многие процессы и сократить затраты.
По разным оценкам, за год уволили от 70 000 до 150 000 человек, большая часть из которых заняты в IT. И это еще не предел — новые сокращения уже заявлены. Все это грозит глобальным переделом рынка труда, причем явно не в пользу IT-специалистов, которые долгое время занимали привилегированное положение с самыми высокими зарплатами.
Российский рынок труда не исключение. В первой половине 2022-го из-за сокращения сотрудников российских офисов зарубежных компаний в стране резко выросло количество IT-специалистов. При этом многие работодатели практически заморозили наем до осени, и только в конце 2022 года спрос на IT-специалистов вновь стал расти. В январе 2023-го вакансий в IT было на 63% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Во многом это связано с тем, что около 100 000 сотрудников IT-отрасли в прошлом году покинули страну. Далеко не все российские компании позволяют работать в штате удаленно, поэтому многие уехавшие были уволены. Дополнительным фактором оттока кадров послужила мобилизация.
Активность работодателей выросла, может сложиться впечатление, что на этом фоне найти работу в IT может каждый. Но это не так. Во-первых, на российский рынок сейчас выходит огромный поток junior-специалистов. Это как раз те, кто из-за нестабильности на рынке труда решил обучиться IT-специальностям. Но их берут на работу крайне редко и неохотно. В условиях жесткой экономии у компаний просто нет ресурсов на их обучение и адаптацию. Кроме того, из-за оттока высококвалифицированных кадров компаниям остро не хватает экспертов с большим опытом в определенных областях.
Во-вторых, если верить словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, к началу 2023 года в страну вернулось более 60% уехавших ранее IT-специалистов. Это значит, что конкуренция за новые рабочие места будет довольно высокой. При этом государство все активнее давит на крупнейших работодателей, чтобы те запрещали сотрудникам работать удаленно из-за границы.
От конкуренции за сотрудника к конкуренции за место
Найти работу в IT-сфере за рубежом сейчас — мечта многих россиян, особенно, уехавших. Если говорить об американском рынке, где и происходят самые глобальные сокращения в IT-индустрии, то здесь ситуация близка к критической. Объем новых вакансий в отрасли сократился до рекордного минимума за последние два года. К концу 2023 года число безработных в IT-сфере может вырасти до 450 000. У высококвалифицированных специалистов уровней middle и senior шансов найти работу больше, но теперь, из-за обострившейся конкуренции с уволенными сотрудниками корпораций, их ждут снижение зарплат и повышенные требования к потенциальным соискателям.
Для российских IT-специалистов это означает, что конкуренция в первую очередь на американском рынке обострилась до предела. В Европе дела обстоят чуть лучше, но здесь в борьбе за работодателя россиянам приходится конкурировать с теми, кто уже имеет ВНЖ и разрешение на работу. Эксперты предупреждают, что даже опытным специалистам уровня middle или senior из России нужно закладывать до полугода на поиск работы в европейской или американской компании и еще несколько недель — на прохождение всех этапов собеседования и получения оффера (предложения о работе. — Forbes).
Внутри России специалистам всех уровней найти работу в IT тоже стало гораздо сложнее, чем год назад. В феврале 2023 года на одну вакансию приходится в среднем четыре резюме. Для сравнения: в 2021-м на каждого соискателя приходилось до пяти-шести офферов.
Относительно стабильной ситуация выглядит лишь в отдельных случаях. Например, на рынке в целом вырос спрос на разработчиков под Android — из-за того, что мобильные приложения российских компаний начали массово удалять из App Store. Чуть выше шансы найти работу IT-специалистам в госсекторе, который сейчас тоже остро нуждается в кадрах, но и зарплаты здесь гораздо ниже, чем в IT-корпорациях.
Но даже те компании, где наем сохранился на прежнем уровне, рады далеко не всем. Работодатели жалуются, что уровень специалистов упал (из-за отъезда высококвалифицированных работников), но даже новички без опыта предъявляют завышенные требования и плохо понимают ситуацию на рынке. Многие из них предпочитают вместо найма новых сотрудников повышать эффективность тех, кто уже в штате, и находить другие способы оптимизации ресурсов.
Следствием падения уровня соискателей стало снижение зарплат IT-специалистов, которые прежде росли в геометрической прогрессии. Теперь же компании компенсируют дообучение сотрудников сниженными ставками. Так, средний ежемесячный оклад для junior-специалистов в январе 2023-го составил 100 000 рублей (на 13% меньше, чем годом ранее), для middle-специалистов — 160 000 рублей (на 11% меньше). Только senior-специалисты могут рассчитывать на 250 000 рублей, на 4% больше, чем годом ранее.
Узкое место
Самые актуальные сейчас задачи в IT-сфере: решение проблемы импортозамещения зарубежного программного обеспечения и «железа»; разработки в области low- и no-code, которые в ближайшей перспективе позволят писать код практически без участия живых программистов; развитие российской облачной инфраструктуры IaaS (инфраструктура как услуга) и SaaS (программное обеспечение как услуга); информационная безопасность.
Если вы планируете решать одну из этих задач, то уходить в IT стоит. Но есть проблема. В нынешней системе IT-образования есть уклон в гиперспециализацию: например, курс только по фронтенд-разработке, без малейшей информации о UX (user experience ― пользовательский опыт. — Forbes), бэкенде и веб-аналитике. Тогда как компаниям, прежде всего, нужны сотрудники с расширенной экспертизой — так называемые T-shaped-специалисты. Поэтому, чтобы отвечать актуальным потребностям бизнеса, вам придется пройти двойное обучение, например и на разработку под Android, и по изучению универсального языка типа Python. Либо, имея опыт в другой индустрии (допустим, финансовой), переквалифицироваться в IT, чтобы умело соединять потребности бизнеса и IT-решения.
В целом на место узким специалистам в IT приходят бизнес-партнеры — сотрудники, которые способны понять и воплотить потребности бизнеса в IT-продуктах и технологиях. Бизнес-партнер является связующим звеном между тимлидом (управляет IT-командой) и руководителем бизнеса. Он участвует в разработке стратегии и помогает находить технологические решения в условиях турбулентности рынка, отвечает за управление рисками и коммуникациями.
Сколько времени закладывать на переход в IT? Как минимум год у вас уйдет на обучение и повышение квалификации. Затем еще год — на поиски работы с нуля, неоплачиваемые стажировки или волонтерские проекты для портфолио. Все это время вам придется обеспечивать себя за счет финансовой подушки, основной работы или дополнительных доходов. При этом никто не гарантирует, что за это время конкуренция на рынке труда не обострится еще сильнее, а ваши знания не устареют. Поэтому IT точно не для вас, если вы не готовы проделать такой большой путь, постоянно обучаясь новым или смежным специальностям, и не обладаете подстраховкой в виде больших накоплений и дополнительного дохода.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора