Как подобрать инструменты для оркестровки композиции

 Когда перед нами стоит задача сделать инструментовку композиции, то первое, что нам необходимо сделать - это определить будущий состав инструментов.

Когда перед нами стоит задача сделать инструментовку композиции, то первое, что нам необходимо сделать - это определить будущий состав инструментов. Тут есть несколько нюансов и сейчас мы пройдемся с рядом вопросов, которые могут возникнуть в этом процессе.

Функции партий

Если уже есть готовые мелодические или аккомпанирующие партии, которые нужно распределить по инструментам, то, чтобы определиться с выбором, нужно учесть все особенности инструментов. К примеру, у нас есть мелодия, которую мы хотим поручить скрипке, но в этой мелодии используются ноты, которых нет в диапазоне скрипки, то самый простой шаг - это дать эту партию альту. Альт имеет более низкие ноты, которых возможно и не хватает для данной мелодии. Но если нам требуется вибрировать ноты, которые на альте берутся только на пустых струнах, то тут можно обратиться к виолончели. Но что делать, если виолончель занята басовой линией, или в дальнейшем в мелодии будут высокие ноты, которые будут звучать не самым лучшим образом на виолончели? Тогда мы выбираем более сложное решение: мы можем распределить мелодию среди трех инструментов, но таким образом, чтобы сохранялись все функции композиции. Вариантов достаточно много: параллельные движения мелодии, перекрещивание голосов, побочные голоса. Подводя итог этому пункту, мы можем прийти к выводу, что много зависит от изначальной композиции, а далее идёт ваша аранжировка или обработка.

Тембровое разнообразие

Часто мы сталкиваемся с задачей выделения мелодии на фоне аккомпанемента или побочных голосов. В этой задаче очень поможет разнообразие тембров. Сочетание деревянных и медных духовых могут хорошо разнообразить оркестровку. Тут многое будет зависеть от количества инструментов. К примеру, мы используем парный состав деревянных духовых, соответственно мы можем брать широкие аккорды полной группой, если же в нашем распоряжении только по одному инструменту из данной группы, то тембровая однородность аккорда будет значительно меньше. Со струнными немного иначе, у них более однородных тембр, но возможности разделения партий внутри каждой группы инструментов будет завесить от количества музыкантов. Если в группе первых скрипок будет 16 музыкантов, то вполне реально нам разделить их на 2 партии, таким образом мы можем разделить струнную группу или создать более камерное звучание струнных. Но, тем не менее, возможностей у камерных оркестров не меньше, чем у больших. Мой педагог по композиции рекомендовал очень экономно пользоваться инструментами, максимально «жадно» использовать все тембровые краски. А нужно это для того, чтобы наши идеи и тембровые приемы не становились обыденными и в нужный момент привлекали внимание слушателя. Когда у нас небольшой состав, мы скованны, но в тоже время ищем более рациональные и оригинальные решения. Поэтому я могу порекомендовать для тренировки делать инструментовки для небольших составов, тем самым развивая свой опыт и знания.

Отличия живого состава от vst

В работе с vst нас ничего не ограничивает, мы можем использовать любое количество инструментов, даже если он сыграет не более одной ноты. В рамках компьютерной оркестровки органический нет, но если есть задача, чтобы это произведение сыграл живой оркестр, то тут такой подход не подойдет. Конечно, если в вашем распоряжении есть большой симфонический оркестр, который будет исполнять написанное вами произведение, то этим вопросом можно не задаваться, но если нет, то этот вопрос будет крайне острым. Вспоминаю случай, когда ученик моего педагога по композиции написал произведение для оркестра, хора и органа. Произведение было очень интересным, но очень громоздким и слишком сложным для всех музыкантов. Следовательно, для реализации такого произведения потребуется больше времени для репетиций. Мой педагог не одобрил такой подход, так как реализовать выступление такого произведения для начинающего композитора почти невозможно. А если идти от обратного, то произведения с малым составом или с тем составом, который реально найти, это уже сильно облегчает задачу. Поэтому я рекомендую всегда соотносить партитуру для vst и для живого оркестра, в таком случае, при возможности мы сможем реализовать свои идеи в исполнении живого оркестра.

Подводим итог. Когда перед нами стоит задача написать аранжировку для определенного состава инструментов (который уже имеется) без реализации живого исполнения, то мы не задумываемся над этим вопросом, но вот когда пишем для будущей реализации, мы всегда должны понимать свои возможности. Сможем ли мы найти такое количество музыкантов и реализовать нашу идею? Вполне возможно, что в дальнейшем это реализуется, но как показывает опыт разных музыкантов, нужно иметь запасной вариант или быть готовым в случае необходимости переделать партитуру.