Найти тему
Mežapils ziņas

Нужда - лучший учитель

"Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь". 

Сегодня слова Александра Сергеевича актуальны до безобразия. Учатся чему-нибудь и как-нибудь. Единственным стимулом к учёбе остался ОГЭ/ЕГЭ, но к нему подготовка идёт через губу и с огромными материальными тратами. И дело не только в падении умственного развития детей и молодёжи, дело ещё и в организации учебного и экзаменационного процессов.

Причина впервые заглянуть в учебники
Причина впервые заглянуть в учебники

У школьников вообще нет желания напрягать что-то между ушами. Не знаешь - Алиса, Сири, Окейгугл подскажет. Посчитать чего надо - калькулятор всегда под рукой. Уже давно есть программы, которые по фотографии примера из учебника выдают правильный ответ.

И вот наступает благословенная пора экзаменов. Кто как, но я люблю эти дни. Тишина, спокойствие, и дети впервые за многие годы вдруг начинают учиться. Но организация и тут встаёт у них на пути.

На экзамене по физике, математике, химии, географии можно пользоваться калькулятором. Но только не программируемым. Приходят дети – и начинается спор с организаторами: вот эта корейская/китайская/тайваньская/японская/малайская штучка программируемая или нет? Редко кто приносит считалку для домохозяек, где 2+2*2=8. Знаю, что неправильно, но есть такие ортодоксальные считалки. Но даже они пло́хи тем, что отбирают у ребёнка мотивацию учить таблицы Пифагора. А вот если разрешить детям пользоваться на экзаменах только такими калькуляторами, то они сами скажут: "Не-не-не, лучше столбиком да уголком.

Made in USSR. Галоши, так сказать.
Made in USSR. Галоши, так сказать.

Недавно услышал интересную историю о любителях морского отдыха .

Люди отучились в парусной школе, арендовали яхту и отправились по морям, по волнам. Но не заметили, что трюм мало-помалу наполнялся водой. "Из тех бы крыс хотя бы одну – и люди тогда б спаслись" - поёт вечно запрещаемый Андрей Макаревич. Тут обошлось, все живы, но морская вода замкнула электросистему судна. Погасли экраны локаторов, смолкла радиостанция, бесполезными оказались навигационные приборы. Через несколько часов ушли в кому смартфоны. Что делать? Нужда заставила всех напрячь то, что между ушами. Путешественники нашли карты и вспомнили гео- и гидрографические обозначения. Отыскали магнитный компас. Определили свое местоположение по солнцу, звёздам, направлению ветра, лаю собак и опросу местного населения. Шучу, конечно: местоположение они определили по замеченным огням маяков, по азимутам на них и теореме косинусов. И прибыли в марину с отклонением всего в полмили.

Но это были "олды", которые учили географию по картам, а не по видам из отелей, и математику по таблицам Брадиса (опа! гадкий Т9 не знает этой фамилии), а не по гаджетам. А молодняк, оказавшийся в такой же ситуации, пошёл на корм рыбам.

***

Древние народы не зря придумали обряды инициации, связанные с выживанием в дикой природе. Нужда острит ум. В том числе, и по этой причине величайшим учёным человечества является М.В. Ломоносов, прошедший в юности адову школу поморов, которая помогла ему выстоять даже в грязных интригах придворного и научного мира.

Цивилизованные сверх меры англичане XIX века были вынуждены придумать скаутов, чтобы юные британцы не ,росли тупыми неженками. Детям, рождённым в СССР, было далеко до британского и американского комфорта, но даже в Советской Стране пионерские и трудовые лагеря приближали подрастающие поколения к природе, погружали в условия нужды и недостачи. Это обостряло умственные процессы, формировало логические и познавательные навыки, развивало критическое мышление. То, что напрочь отсутствует у современных школьников, петабайтами пожирающих информационный мусор из соцсетей, не отрывая от дивана пятую точку.

Выбор есть!
Выбор есть!