Приглашение варяжских конунгов на княжение в 882 году. Первые Рюриковичи

Короткое и обязательное вступление: говоря о временах достопамятных, о временах древних, мы должны понимать, что говорим скорее о теориях, нежели о фактах. Тем не менее, данный канал опирается на ортодоксальную науку и берёт во внимание только источники, проверенные временем.

В предыдущей статье на нашем канале "История Великой России" мы, довольно подробно, разобрали факт появления славян на мировой арене. Во внимание был взят как основной источник информации - "Повесть временных лет" 1100 года выпуска, за авторством Нестора Летописца, так и позиция историков-балтийцев, предложивших свою собственную теорию развития давно минувших событий (славянские племена вышли из Прибалтики).

Фактически, между "несторовцами" и "балтийцами" существует цела пропасть из разных взглядов на те или иные события VI-IX века нашей эры.И ещё один существенный камень преткновения двух поляризованных теорий - это вопрос о приглашении варяжских князей на Русь.

Что послужило первоосновой такого решения точно сказать трудно (не сохранилось именно исторических источников, документально зафиксировавших данный момент).

Скорее всего равносильные, славянские вожди попросту устали вести ослабляющую, междоусобную борьбу друг с другом, из-за чего пришли к неизбежному решению: пригласить независимых правителей с северной земли.

Согласно общепринятому историческому учению, данное событие произошло в 862 году. То есть в то время, когда от Одера до Днепра, по территории Восточной Европы, как грибы после дождя, взрасли и развились достаточно сильные, славянские поселения, в своей совокупности организовав легендарную Гардарику (ненаучный термин) - страну городов.

Несмотря на отсутствие физических, документальных носителей-оригиналов, в русской исторической литературе (трудно назвать начало повести Нестора как-то иначе) сохранилось предание, как именно произошло приглашение варяжских конунгов.

Согласно Нестору Летописцу, примерно в IX веке нашей эры, на территории ильменских славян и угро-финских племён, состоялся крупный, междоусобный конфликт, который не смог выявить победителя.

Война затягивалась. "Род шол на род". И очень много славных мужей из пришлого племени ильменских славян и "местных" племён чуди и мери (предположительно ассимилированы с течением веков), сложили голову, пытаясь выяснить кто именно является главным властителем северных земель.

Когда усталость от бесконечной войны достигла своего предела, на общем сходе вождей, в 862 году было принято решение обратиться за помощью к скандинавским конунгам.

Немедленно, в сторону ледяных фьордов, вышли посланцы враждующих народов, чтобы положить конец затянувшейся борьбе за власть.

Можно только предполагать, что именно обещали представители славян и угро-финских племён датским конунгам, но известно одно: Рюрик (Рёрик), а так же его братья Синеус и Трувор, вызвались отправиться в неизвестность, чтобы "властвовать и всем владеть" на чужих землях.

Землях без государственности.

     Изображение из свободных источников.
Изображение из свободных источников.

Повесть Нестора Летописца указывает на весьма лаконичную формулу приглашения:

"Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами". Но скорее всего, реальный процесс переговоров занял значительно большее время, чем рядовой, пригласительно-гостевой визит, описанный в Повести временных лет.

Здесь же следует отметить и другую важнейшую вещь: в таких "иностранных" приглашениях на княжение, не было ни капли унизительного для сильных, самобытных и многочисленных славянских племён.

Приглашать князей и конунгов друг к другу - это обычная практика того времени, распространённая по всей Европе.

Того легендарного времени, в котором труд землепашца, ремёсленника и военного был предельно разделён друг с другом разными сословиями, из-за чего те или иные поселения и земли просто выбирали более сильных и многочисленных защитников, в сравнении с другими территориями.

Ещё один положительный фактор такой практики приглашения иностранных правителей, заключается в том, что пришлые князья попросту не знали местных интриг и распрей, из-за чего часто выступали в роли независимых судей.

Естественно, такое приглашение оформлялось официально.

И с Рюриком, Синеусом и Трувором был заключён специальный договор, носящий имя "ряд" (отсюда и происхождение термина "подрядиться").

Согласно положениям данного договора, Рюрик вместе с братьями обязывался судить "по-праву", в полной солидарности с местными обычаями и законами.

И вот тут, внимательный читатель, мог бы упрекнуть меня в некомпетентности, указав следующее: "Как же так, уважаемый автор? Вы говорите о том, что на ильменских землях не было государственности и тут же ссылаетесь на то, что в договоре между славянами и конунгами использовалась формулировка "право". Какая-то нестыковочка получается"!

Я возражу: "Право - это ещё не признак государственности. Основа государственности - закон".

Право славян опиралось, прежде всего, на общечеловеческие, "природные" понятия и представления о справедливости.

Грубо говоря, правом считалось то, что считалось правильным через призму веков.

Отсюда и перегибы такой системы: судебные поединки; рука над огнём в подтверждении своих слов; принцип "утонул - значит прав, а не утонул - значит не прав".

Всё вышеизложенное и являлось ильменским правом, но не являлось крепкой основой для государственности в виде структурированного свода общеобязательных законов.

В договоре с варягами так же были прописаны и другие условия: денежное довольствие, питание и проживание варяжской дружины.

Скорее всего, скрепляя "ряд" своей печатью, Рюрик прекрасно понимал, что скоро нарушит целый ряд местных прав и правил.

Именно авантюрист-Рюрик, вместе со своими братьями, с десятилетиями своего успешного правления, смог не только объединить многие разрозненные славянские земли, но и внести древние варяжские законы в праславянскую правду.

Подобная, гремучая смесь и стала основой государственности Руси и, в далеко идущей перспективе, подарило миру совершенно новую нацию: сильную, смелую, целеустремлённую.

Нацию, в крови и душе которой нашли союз и глухие, дремучие леса, и ледяные фьорды далекой скандинавии...

Более подробно о княжении Рюрика и его братьев мы поговорим в следующей статье.

С уважением, Иван Вологдин.

     Художник: Артур Орленов
Художник: Артур Орленов