В конце 1950-х годов КГБ разоблачило американского шпиона подполковника Советской Армии Петра Попова. Американцы завербовали его в 1951-ом году, в Австрии.
Сразу предателя судить не стали, дали псевдоним "Иуда" и использовали в оперативной игре «Бумеранг» против американских разведчиков под дипломатическим прикрытием в Москве. Резидента ЦРУ выдворили. Петра Попова расстреляли.
Жизненный путь
Пётр Попов из бедной крестьянской семье. С августа 1942 года на фронте, снабженец. После войны Попов стал порученцем при Иване Серове - заместителе Главноначальствующего советской военной администрации в Германии по делам гражданской администрации и по совместительству заместителе наркома НКВД СССР.
По протекции Серова поступил и в 1951 году окончил Военно-дипломатическую академию. В том же году отправлен в Вену, в советские войска в Австрии, в резидентуру ГРУ. Занимается вербовкой агентуры из числа граждан Австрии для работы против Югославии, с которой у СССР в те годы конфликт.
Агент ЦРУ
На связи у Попова пять агентов. Одна из них - очень красивая 24-х летняя сербка Эмилия Коханек. Работала референтом в штабе советских оккупационных сил и являлась членом Австрийской компартии. У них роман. Живут практически в открытую, так как супруга и два ребенка в СССР. Коханек работала на австрийскую полицию и американскую разведку.
С Поповым встретились два крепких сотрудника ЦРУ. Предложили работать на США. Попов неожиданно легко согласился. Дал подписку под псевдонимом «Грейспейс».
Попов инициативно передаёт сведения об оперативном составе венской резидентуры и агентуре. За все хорошо платили. В 1957 году Попова перевели в Берлин. Там встречи с ним продолжились. Ведь его посадили на линию нелегальной разведки, обеспечивать вывод советских нелегалов.
Разработка КГБ
В ноябре 1958 года в руки контрразведчиков КГБ СССР попала перлюстрация переписки Попова с гражданкой Австрии Эмилией Коханек. Завели дело оперативной разработки Попова «Бумеранг», фигуранту дали кличку «Иуда». В конце 1958 года Попова отозвали в Москву. Оттуда отправили в Калинин, в закрытую НИИ. Это не вызвало у Попова подозрения, что говорит о том, что как разведчик слабый.
В течение января-февраля 1959 года в Москве, куда Попов приезжал в командировки фиксировались моментальные встречи с агентами ЦРУ в СССР. Попов передавал шифрованные сведения о боевой готовности Советской Армии. Также были задокументированы тайниковые явки, когда Попов получал задания и средства для их выполнения.
18 февраля 1959 года Попова задержали на Ленинградском вокзале в Москве. При обыске уже в Калинине оперативники обнаружили 20 тысяч рублей, пистолет «Вальтер», шифры, инструкции по связи с резидентурой США.
Предателю предложили участие в оперативной игре с резидентом США в СССР Расселом Лэнжелли. Тот был его куратором еще с Берлина. Раньше служил в морской разведке. Потом перешел в ЦРУ.
В ходе встреч "Иуды" с Лэнжелли в ресторане "Астория" задокументирован факт разведывательной деятельности американского дипломата. Его объявили персоной нон-грата, выслали из СССР. Попов предстал перед судом Военной коллегии Верховного Суда СССР. 7 января 1960 года приговорили к расстрелу.