Первый Столб – самая знаменитая скала зоны ТЭР Красноярских Столбов. Это первый массивный утёс, который возникает при путешествии на скалы по Лалетинской тропе-дороге. Он находится напротив скалки Слоник. Искать сходство с этим животным не стоит, а вот вислоухою свинью она очень даже напоминает. Вообще, сто лет назад столбисты называли этот сиенитовый обломок СКлоником, что больше соответствует действительности. Площадку от скалки до Первого Столба именуют Театральной. Вероятно потому, что здесь еще с XIX века устраивали театральные представления, концерты. Акустика такая, что пение разносится далеко окрест, а звучание музыкальных инструментов просто завораживает. Об этом в очередной раз убедились в XXI веке, когда здесь сыграл симфонический оркестр. На вершине скалы в 1933 году пел оперный певец Пётр Славцов.
Что касается размеров одной из самых больших скал национального парка: высота 87 метров, а периметр подножия со всеми скалками-развалами составляет 660 метров. На вершину Первого Столба проложено свыше 50-и ходов, наиболее популярный красноярцы в шутку называют «Бродвеем» (по и мимо «Катушек», минуя «Садик» (либо «Сковороду»), «Американку» на Главную вершину (их всего три). Тропа местами из-за частого восхождения достаточно скользкая. В выходные дни здесь не редки очереди из людей, пожелавших подняться на скалу. Летом не раз случалось, когда на Первый Столб поднималось одновременно более одной тысячи человек. Также народ любит залазить на другую вершину – Пролетарку. Здешние ходы сплошь «хлебные»: булка, батон, сдоба. Сверху с Главной видно, что вершину украшают три каменные буханки хлеба с краюхой. Здесь же находится эдакая гигантская прямоугольная площадка. Словно кто-то вырезал отсюда огромный мегалит. Одна из вершинок на Пролетарке именуется Соколом. Камень действительно напоминает эту птицу, только упитанную. Любят бывать скалолазы и на гигантском каменном сундуке Чёртовой Кухни, где когда-то проходили соревнования альпинистов.
Самой серьёзной вершиной считается отвесный Коммунар. Высота торчащей скалы («головы» Коммунара), на которую ведут несколько ходов 9-12 категории сложности, около 50 метров.
Наиболее известны три лаза: «Горизонталка» и две «Вертикалки». Не каждый решится подняться на Коммунар без страховки. Особенно если учесть, что ходы очень быстро зарастают мхом. Первопроходцем лазов стал известный столбист-железнодорожник Фролов из компании «Коммунары». От легендарной избы теперь осталось только название этой вершины Первого Столба. Свои ходы наверх также проложили художник-столбист Соболев (по прозвищу Соболёк) и альпинист Евгений Абалаков. Кстати, его брат Виталий Абалаков разработал брезентовый рюкзак, которым туристы 1960-1980-х годов с удовольствием пользовались и ласково называли его «Абалаком». На вершине Коммунара (она где-то 3 на 3 метра) есть штырь, которой используется для того, чтобы спустится вниз по страховке дюльфером.
Кстати, ниже Коммунара находится вершинка Колокольчик (с известным ходом «Колокол») с расщелиной между этими вершинами. Она серьёзно усиливает звуки, а если хлопнуть в ладоши, то слышится звук колокола. Еще здесь есть места, которым дали названия «Балкончик», «Камин», «Пузо». Мое первое незабываемое от Коммунара впечатление связано с восхищением от увиденного. Было это на майские праздники: на вершине стоял самовар с баранками и народ распивал чай, зазывая присоединиться к чаепитию. Рассказывали, что раньше бывало, что на вершине устраивали чайхану, пекли блины, играл патефон. Столбисты из «Голубки» непременно залазили на вершину со своим талисманом – деревянным Кешкой.
Первый Столб впечатляет ещё разнообразными «унитазами» (круглыми ямами в скале) и каменными креслами. Некоторые называют этот утёс ещё Пирамидой. Вероятно, из-за того, что скальный массив имеет мощное каменное основание из внушительных мегалитов, постепенно сужающихся к вершине. Сегодня она всё сильнее зарастает деревьями. В студенческие годы, когда ночевали на кордоне «Нарым», любили лазить на скалу ранним утром, на зорьке. Чтобы оказаться на Главной вершине до восхода солнца и наблюдать как первые лучи касаются скал. Они окрашивались в розовый цвет. Такие розовые пятна среди моря тайги. Залазили на скалу нередко зимой. Но не стоит это делать, если не уверен в своих силах. Скатиться вниз и погибнуть здесь достаточно легко как зимой, так и летом. Но прийти и насладиться красотой этих сиенитовых скал может каждый!
Марьяна ДОЛГОПОЛОВА