214,6K подписчиков

Ремонт по ОСАГО после ДТП: закон, нюансы и подводные камни

158 прочитали
Дорожно-транспортное происшествие может случиться с любым водителем независимо от опыта и навыков вождения.

Дорожно-транспортное происшествие может случиться с любым водителем независимо от опыта и навыков вождения. В таких ситуациях на помощь приходит обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО), которое позволяет получить компенсацию за ущерб, нанесенный в результате аварии. Разобрались в особенностях процедуры ремонта по ОСАГО, а также в процессе взаимодействия со страховыми компаниями и автосервисами.

Законодательная основа

Федеральный закон «Об ОСАГО» был принят в 2002 году «в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами».

С 2017 года ФЗ обязывает страховщиков сначала предлагать попавшим в аварию клиентам ремонт. При этом большинство автовладельцев предпочитают деньги ремонту, хотя в свое время изменения в закон о приоритетности ремонта внесли именно из-за многочисленных жалоб страхователей на заниженные суммы выплат.

В 2018 и 2019 годах появились приложения «Помощник ОСАГО» и «ДТП.Европротокол», с помощью которых можно быстро и удобно оформить ДТП. Кроме того, в условиях подорожания запчастей важным стало изменение, вступившее в силу с 11 сентября 2022 года. Его введение изменило предельные базовые ставки по ОСАГО. Теперь коридор классического тарифа для большинства категорий автовладельцев расширен на 26% вверх и вниз. Для легковых машин граждан базовая ставка тарифа установлена в диапазоне от 1 646 рублей до 7 535 рублей.

Права пострадавшего при ДТП по ОСАГО

Важно помнить, что ОСАГО — это страхование не имущества, а гражданской ответственности. Полис покрывает ущерб, который виновник нанес кому-то. Отсюда следуют и права пострадавшего. В рамках страховой программы он может:

  • получить медицинскую помощь, которая оплачивается за счет страховой компании виновника ДТП;
  • получить компенсацию за ущерб имуществу, которое находилось в автомобиле в момент аварии и повредилось;
  • получить компенсацию или ремонт поврежденного транспортного средства в пределах лимита ОСАГО.

Кроме того, пострадавший может претендовать на покрытие дополнительных расходов — вызов эвакуатора с места ДТП и хранение автомобиля. Также за счет ОСАГО восстановят поврежденные конструкции — дорожные знаки или ограждения. Но только если весь этот ущерб укладывается в рамки страховой суммы.

Как действовать при ДТП

Если произошла авария, вам нужно сделать следующее:

  • выключить двигатель, надеть аварийный жилет, выйти из машины и выставить знак аварийной остановки;
  • оценить масштаб произошедшего, оказать помощь пострадавшим, если она потребуется, при необходимости вызвать скорую помощь;
  • сфотографировать поврежденные автомобили и сделать видеозапись с места происшествия (зафиксируйте положение транспортных средств по отношению друг к другу, следы и предметы, относящиеся к происшествию);
  • принять решение, оценив, требуется ли помощь сотрудника полиции или ДТП можно оформить по европротоколу;
  • оформить документы с сотрудником ГИБДД или самостоятельно с помощью европротокола;
  • заявить о случившемся в страховую компанию для дальнейшего получения компенсации по ОСАГО.

После ДТП в течение пяти дней нужно обратиться с заявлением в страховую компанию. Вместе с заявлением нужно предоставить:

  • паспорт. Если обращается не владелец авто, нужна нотариально заверенная доверенность;
  • извещение о ДТП, если оно заполнялось в бумажном виде;
  • копию протокола, составленного сотрудниками ГИБДД, если ДТП оформлялось с их участием;
  • СТС или ПТС;
  • водительское удостоверение;
  • полис ОСАГО;
  • заключение экспертов, если проводилась независимая экспертиза;
  • квитанцию на оплату услуг эвакуатора, если авто эвакуировали;
  • фото- или видеоматериалы, показания свидетелей.

После подачи заявления также в течение пяти дней нужно будет отправить машину на осмотр или вызвать оценщика из страховой компании, если машину нельзя транспортировать. Нарушать сроки не рекомендуется, иначе у страховой компании будут основания отказать в ремонте или выплате компенсации.

Можно ли отказаться от направления на ремонт по ОСАГО

По закону об ОСАГО, ремонт — это приоритетный способ возмещения вреда. Поэтому формально страховщик должен отправлять клиента на ремонт в любом случае. Однако есть стандартные исключения, когда страховщик обязан заплатить клиенту компенсацию деньгами (пункт 16.1 статьи 12). Это:

  • полная гибель автомобиля;
  • смерть потерпевшего или причинение тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью;
  • если стоимость восстановительного ремонта превышает страховую сумму (400 тыс. рублей) или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции;
  • если все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
  • если ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры на проведение восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами и требованиям конкретного потерпевшего.

В реальности же практически в любой ситуации можно отказаться от ремонта по ОСАГО — достаточно уведомить об этом страховую компанию. Страховые компании, как правило, идут навстречу клиентам и удовлетворяют их запрос.

Оформление ДТП

Обычно порядок оформления ДТП по ОСАГО выглядит так:

  • вызов сотрудников ГИБДД или оформление европротокола;
  • выполнение фото- и видеосъемки на месте ДТП;
  • сбор контактной и личной информации об участниках аварии и свидетелях;
  • оформление извещения о происшествии, подписанное каждым участником инцидента;
  • получение информации о времени принятия решения об аварии (от сотрудника ГИБДД);
  • оповещение страховой компании о ДТП.

Необходимые документы

В срок до пяти дней после ДТП водителю нужно обратиться с заявлением о ДТП в страховую компанию. После аварии, в которой пострадали только автомобили, а у обоих водителей были полисы ОСАГО, можно подавать заявление в свою страховую компанию. Если пострадали люди, заявление подается в страховую компанию виновника ДТП.

Для подачи заявления в страховую компанию вам потребуется:

  • паспорт;
  • полис ОСАГО;
  • заявление на бланке страховой компании;
  • извещение о ДТП на бумаге (от сотрудника полиции или заполненное самостоятельно на бланке европротокола).

Обратите внимание! Если вы оформляли европротокол онлайн, вся информация поступит к страховщику через базу РСА.

В течение пяти дней с момента подачи заявления нужно отправить машину на осмотр или вызвать представителя страховой компании (если из-за повреждений ее нельзя привезти самостоятельно). Страховая примет решение о возмещении ущерба в срок до 20 дней после осмотра.

Порядок возмещения по ОСАГО

Если в аварии пострадали только автомобили и у всех участников ДТП есть полис ОСАГО, заявление на возмещение потерпевший подает в свою страховую компанию. Это называется «прямое возмещение убытка по ОСАГО». Однако в ситуации, когда у страховой компании потерпевшего отозвана лицензия или СК проходит процедуру банкротства, нужно обращаться в страховую компанию виновника ДТП.

Если пострадали люди, обращаться за компенсацией нужно к страховщику виновника ДТП. Если же страховая компания виновника не может осуществить компенсацию (отозвана лицензия или в ситуации банкротства), за компенсацией нужно обращаться в РСА. РСА компенсирует ущерб потерпевшему и в том случае, если у виновника ДТП отсутствовал полис ОСАГО (но сумма ущерба затем все равно будет взыскана с виновника в судебном порядке).

Как рассчитывается стоимость ремонта по ОСАГО

После ДТП страховая компания оценивает масштаб повреждений и определяет стоимость ремонта. Если она превышает 400 тысяч рублей (максимальный размер компенсации по ОСАГО), разницу придется доплачивать из своего кармана (или требовать ее оплаты через суд у виновника ДТП).

Размер ущерба определяется по справочникам, в которых прописана стоимость запчастей. Порядок формирования справочников утверждает ЦБ, а фактически их составлением занимается РСА. Ранее в справочниках фигурировали и оригинальные запчасти, и их аналоги, однако без учета цен оригиналов рассчитать стоимость запчастей было невозможно. Даже если оригинальных запчастей на рынке не было, страховщикам приходилось учитывать их стоимость при расчете ремонта. По факту это стало невыполнимым требованием в последние месяцы (из-за логистических проблем с поставкой запчастей), поэтому с расчетом ущерба возникали сложности. С 11 сентября 2022 года Центробанк разрешил не учитывать при расчете стоимость запчастей-оригиналов, если их фактически нет на рынке.

Не исключены ситуации, когда страховая компания рассчитала ремонт с учетом запчастей-аналогов, а официальный дилер выставляет счет, сумма в котором превышает цифры страховщика. Это может произойти из-за того, что официальный дилер учитывает именно оригинальные запчасти. В такой ситуации нужно обращаться к финансовому уполномоченному (омбудсмену) при Банке России. Заявление омбудсмену передается онлайн, его услуги бесплатны. К заявлению прикладываются все расчеты, далее омбудсмен принимает решение. Оно приравнивается к решению суда и обязательно к исполнению страховой компанией.

Кто платит за ремонт по ОСАГО

Если вы стали виновником ДТП, то ремонт автомобиля потерпевшей стороны оплатит ваша страховая, а свой — вы сами. Если же у виновного в ДТП нет ОСАГО, тогда компенсацию придется требовать через суд. Также обращение в суд потребуется, если убыток от аварии превышает 400 тысяч рублей.

Сроки выплаты и ремонта по ОСАГО

Срок ремонта автомобиля — 30 дней, за каждый следующий день страховая компания выплачивает неустойку 0,5% от стоимости компенсации. При максимальной сумме компенсации 400 тыс. рублей и просрочке на 10 дней страховая компания заплатит неустойку 20 тыс. рублей.

Сроки выплаты также составляют 30 дней. Именно за этот период по закону страховая должна рассмотреть обращение пострадавшего в дорожном происшествии и дать заключение.

Если страховая компания отказывает в выплате по ОСАГО после ДТП, при этом вы точно знаете, что являетесь пострадавшей стороной и вам положена компенсация, необходимо собрать все документы, подтверждающие обстоятельства аварии, и обратиться к финансовому уполномоченному. Его решение в спорной ситуации приравнивается к решению суда.

Куда обращаться, если ремонт был некачественным

Если проведенный по ОСАГО ремонт сделан некачественно, первое, что нужно делать — обратиться в страховую компанию с претензией. После этого страховщик обязан будет за свой счет провести повторный ремонт с соблюдением сроков (не более 30 дней). Закон предусматривает в этом случае и возможность договориться об иных способах устранения неисправностей — например, о выплате денежной компенсации после некачественного ремонта. С ней страхователь сможет закончить ремонт самостоятельно. Важно в таком случае обязательно зафиксировать все договоренности со страховой компанией (отказ от повторного ремонта и согласие на выплату) в письменной форме.

Что делать, если отказали в ремонте

Для начала нужно попробовать разрешить спор со страховой компанией в досудебном порядке. Клиент сперва должен обратиться к финансовому уполномоченному, который рассмотрит его заявление в течение 15 дней. Если потребуется техническая экспертиза, срок увеличат еще на 10 дней. Как уже говорилось, решение финансового уполномоченного обязательно для исполнения страховой.

Если одна из сторон спора не согласна с решением фин. омбудсмена, то может оспорить его в судебном порядке. Однако перед обращением в суд придется провести еще одну экспертизу и оплатить ее самостоятельно.

Что делать, чтобы получить деньги вместо ремонта

В реальности добиваться получения денежной выплаты приходится не всегда. Сейчас страховщикам намного проще выплатить компенсацию деньгами, чем организовывать ремонт на СТО. Поэтому чаще всего решение о денежной выплате принимается просто по соглашению сторон — СК и страхователя. В текущей ситуации и автомобилисты предпочитают денежные выплаты ремонту, поскольку из-за проблем с поставками запчастей восстановление авто часто затягивается.

Но тут есть один нюанс — учет износа запчастей. Если вы отдаете автомобиль на ремонт на СТО, вам в любом случае установят новые запчасти. Если вы получаете денежную компенсацию, страховщик рассчитает ее с учетом износа поврежденных запчастей. То есть купить самостоятельно новые запчасти на деньги, полученные в виде компенсации, будет проблематично.

Плюсы и минусы ремонта по ОСАГО

К основным достоинствам ремонта по ОСАГО относят:

  • отсутствие хлопот из-за поиска и выбора СТО. Схема проста: поврежденный автомобиль передается специалистам автосервиса, а забирается уже восстановленный;
  • отсутствие споров между страхователем и страховой компанией по вопросам размеров денежной компенсации;
  • гарантия качества. Автосервис отвечает за качество произведенных работ;
  • гарантия на кузовные работы составляет 1 год. Подрядчик может использовать только новые детали к авто. Запчасти б/у ставятся только в том случае, если страховщик дал свое согласие, заключив со СТО соответствующий договор;
  • оперативность. Как правило, все работы осуществляются быстро, поскольку ни СТО, ни страховщик не заинтересованы в затягивании сроков.

Недостатки ремонта по ОСАГО:

  • Выбор СТО из ограниченного списка. Страховщик предложит список станций техобслуживания, с которыми он сотрудничает;
  • невозможно получить деньги на руки и распоряжаться ими по своему усмотрению;
  • отсутствие контроля со стороны страхователя. Проверку вы сможете осуществить только после завершения ремонта;
  • нежелание страховой компании оплачивать дорогостоящий ремонт, поэтому нередко на СТО используются дешевые запчасти.

Ремонт по ОСАГО: главное

Резюмируя, хотелось бы еще раз подчеркнуть важность страхования автомобиля. Ведь оно обеспечивает защиту и финансовую поддержку в случае возникновения непредвиденной ситуации на дороге. Благодаря ОСАГО процесс определения виновника и выплаты страховой суммы проходит достаточно быстро и безболезненно для обеих сторон. Однако стоит помнить о необходимости своевременного и правильного оформления всех документов для получения полноценной страховой поддержки. Кроме того, важно знать свои права и обязанности, а также быть готовым к тому, что некоторые случаи не покрываются страховкой. Но главное — без полиса управление транспортным средством становится попросту незаконным.