Думаю для вас не станет открытием, что все мы зачастую имеем стереотипное виденье чего либо или кого либо. Вот например пират: попугай на плече, черная повязка на глаз, и черный флаг с веселым Роджером. А вот ещё: летающая метла, остроконечная шляпа да сырое и темное убежище, полное странных ингредиентов, с испарениями, выходящими сразу из нескольких кастрюль и сковородок и черная кошка?
Все эти понятия традиционно связаны с изображением ведьм в литературе и популярной культуре в целом.
Прототип стереотипа
Однако, согласно исследованию, проведенному Стейси МакЛеннан, куратором коллекций и регистратором Регионального музея Ватерлоо в Канаде, стало известно, что происхождение этих стереотипов восходит к средневековью и профессии изготовителя зелья совсем другого рода. МакЛеннан проводит поразительную параллель между тем как мы представляем себе ведьм сегодня, и внешностью женщин, занимающихся пивоварением в средневековье.
Несмотря на то, что пиво было известным напитком в Египте и Месопотамии тысячи лет назад, только в 1300-х годах оно стало ассоциироваться с колдовством. По словам МакЛеннана, дело заключается в успешной попытке запретить женщинам заниматься этим бизнесом и превратить средневековое крафтовое пиво в "мужскую профессию для мужчин".
Женская работа
В XIV веке производством пива занимались преимущественно женщины, которые соревновались в производстве лучших вкусов и купажей, одновременно развивая науку о пивоварении. В сообщениях, относящихся к периоду непосредственно перед началом Великой чумы в Англии, упоминается, что в Бригстоке, графство Нортгемптоншир, более 300 женщин варили пиво для продажи и получали от этого значительную прибыль. Эти женщины использовали ряд инструментов и оборудования, такие как кипящий котел, полный горячей коричневой жидкости, и веник для уборки, и различные приправы и добавки. Изображая рабочее место пивовара, вы не найдете существенных отличий, как сегодня нам рисуют ведьму, готовящую зелье.
На рынках пивовары носили высокие шляпы, чтобы выделиться среди других торговцев и сразу привлечь к себе потенциального покупателя — своеобразная реклама. Со временем шляпа стала символом торговли.
Женщины-пивовары обязательно держали кошек. Так они защищали сырьё для пива от грызунов, которые ставили под угрозу производство, поедая зерна и другие хранящиеся злаки, жизненно важные для приготовления пива. Интересно, что и ведьмам приписывают кошку как любимое животное.
И, наконец, что не менее важно, неизбежный реквизит, присутствующий в арсенале каждой ведьмы — метла. История того, что метла так часто связывается с ведьмами, происходит из того, что когда-то называлось эль-колом. Чтобы сигнализировать потенциальным покупателям о том, что эль (традиционный английский вид пива) готов к раздаче, старые хозяйки использовали высокий столб, напоминающий метлу, который выставляли перед их домом.
Надо ли говорить, что пиво пользовалось спросом и что пивоварши были востребованы. Но что так кардинально переменило имидж этих женщин-предпринимателей? И ответ до боли прост — деньги. Прибыль, которую получали эти умелые женщины в Англии и континентальной Европе, всё больше и больше привлекала мужчин. Женщин необходимо было убрать из этого прибыльного дела.
К середине XIV века Церковь начала свою кампанию по фабрикации повествования о том, что женщины-пивовары на самом деле являются слугами дьявола и что пиво — любимый алкогольный напиток Нечестивых. Вскоре в христианских церквях стали появляться различные изображения женщин как верных слуг сатаны.
Стейси МакЛеннан для CBC News в 2015 годВ этот период времени алевок в аду изображено больше, чем в любой другой профессии. В большинстве средневековых церквей в Англии есть какая-то картина, или резьба, или какое-то изображение жительницы ада в сцене Страшного суда
Такие принадлежности, как шляпа и метла, теперь трактовались как атрибуты колдовства. Женщины-пивовары благодаря такой антирекламе стали быстро терять клиентов. Те с легкостью переключались на покупки пива у мужчин или монахов, опасаясь быть одержимыми алхимией женского напитка
Но для женщин, которые, как известно, причастны к пивоварению, это внезапная перемена стоила не только бизнеса и прибыли. В то время, жизнь мало ценилась, а обвинения в ереси свирепствовали, называться ведьмой означало немедленный смертный приговор.
Помимо того факта, что в последующие века производство пива стало исключительно мужской профессией, не существует достоверных данных о том, сколько пивоваров-женщин погибло во время охоты на ведьм, столь распространенной в средние века.
Но и такого исхода исключать не стоит. Женщине нужно было очень постараться уйти в тень, да так, чтоб ни кто и не связал её с варевом зелья. В Испании XV-XVI веков аналогичный сценарий настиг женщин-владельцев таверн и пивоварней, поскольку печально известная инквизиция прочесывала землю в поисках еретиков и часто приводила вымышленные доказательства колдовства.
Знали ли Вы кто нам внушил представление о ведьмах? Пишите в комментариях.
Поддержите статью лайком пожалуйста.
И подписывайтесь на канал, тут много интересного.