Найти в Дзене
Эстетика бонсай

Фрэнк Окамура - один из трех великих мастеров бонсай своего времени

Оглавление

Рассказывая о разных людях, чьи судьбы были связаны с бонсай, я стараюсь показать моменты, которые являются ключевыми в жизни персонажа. Мне интересно определить повороты судьбы, которые выделяют персонаж среди многих других, увидеть момент жизненного выбора, который привел к тому, что мы сегодня интересуемся историей персонажа, его влиянием на сотни других людей.

Фрэнк Масао Окамура (Frank Masao Okamura, 1911 -2006), потерявший в 1942 году свой садоводческий бизнес, смог сделать свой выбор в 1945 году, когда после трех с лишним лет пребывания с женой и двумя маленькими дочерьми в лагере Мансанар (Manzanar ) для интернированных американцев японского происхождения в Калифорнии (США) переехал в Нью-Йорк.

Первый куратор бонсай Бруклинского ботанического сада Фрэнк Окамура.  
Источник: https://www.bbg.org/about/history
Первый куратор бонсай Бруклинского ботанического сада Фрэнк Окамура. Источник: https://www.bbg.org/about/history

Нуждаясь в работе, он обслуживал столики в ресторане и расставлял кегли в боулинге. Это продолжалось до того момента, пока он не откликнулся на вакансию Бруклинского ботанического сада (Brooklyn Botanic Garden, BBG). Сначала ему было поручено восстановить японский сад, который пострадал от вандализма во время войны.

Вслед за этим в его обязанности вошла забота об одиннадцати бонсай, оставшихся от коллекции Эрнеста Ф. Коу, который в 1911 году завез 32 бонсай из Японии, а в 1925 году решил подарить их Бруклинскому ботаническому саду.

Источник: https://www.tclf.org/pioneer/frank-okamura
Источник: https://www.tclf.org/pioneer/frank-okamura

Не имея учителей в области бонсай, Фрэнк Окамура обладал всеми необходимыми навыками для поддержания жизни растений в небольших контейнерах и приемами формирования бонсай. За более чем 30 лет работы в качестве куратора коллекции бонсай в Бруклинском ботаническом саду Окамура увеличил коллекцию до почти 1000 экземпляров. Многие деревья он сам собирал, делая их первоначальное формирование. В коллекции находились самые разнообразные деревья от фуксий высотой в несколько дюймов до калифорнийских секвой высотой в несколько футов.

Окамура активно продвигал идею «бонсай в помещении», создавая выставки, коллекционируя и выставляя такие деревья в экспозиции сада.

1976 г. 
Источник: https://www.magiminiland.org/Days/DaysMay.html
1976 г. Источник: https://www.magiminiland.org/Days/DaysMay.html

В коллекции также были деревья, привезенные из Японии. Среди них был подарок из императорской коллекции - древняя сосна, растущая на каменной плите. В 1960-х годах, когда мастер бонсай императора Хирохито приехал в Бруклин, чтобы навестить дерево, он «стоял перед ним почти в слезах». Он сказал: «Я не могу поверить, насколько прекрасно это дерево. За ним так хорошо ухаживали». Это дерево считалось одним из лучших в коллекции.

Но были в его карьере и тяжелые поражения. Об этом напоминает хранящийся с 1971 года остов великого можжевельника «Fudo», не пережившего переезда из Японии.

Японская белая сосна  
Источник: http://www.bigapplesecrets.com/2014/05/bonsai-collection-in-brooklyn-botanic.html
Японская белая сосна Источник: http://www.bigapplesecrets.com/2014/05/bonsai-collection-in-brooklyn-botanic.html

Следующий поворот в профессиональной жизни Окамуры сделал Джордж Шерман Эйвери-младший (1903 - 1994) - американский ботаник, эксперт по физиологии растений и известный садовод, который с 1944 года возглавлял Бруклинский ботанический сад. Эйвери увидел, что в США прибывают вместе с возвращающимися военными некоторые деревья бонсай. Для многих обладателей этих бонсай уход за деревьями представлял большие сложности. Они обращались в BBG за консультациями.

В 1954 году учебный отдел BBG организовал класс практического обучения бонсай, где доктор Эйвери и Фрэнк Окамура представили курс для начинающих, состоящий из 3 занятий. Первоначально в нем должны были принять участие около ста человек из всех слоев общества.

Глициния. Полукаскадный стиль. Дерево разработано Фрэнком Окамурой. Фото 2011 года, дерево имеет возраст 76 лет.  
Источник: https://www.flickr.com/photos/unforth/5661399967
Глициния. Полукаскадный стиль. Дерево разработано Фрэнком Окамурой. Фото 2011 года, дерево имеет возраст 76 лет. Источник: https://www.flickr.com/photos/unforth/5661399967

Постепенно к занятиям стали присоединяться слушатели не только из Нью-Йорка, но и из Чикаго, Бостона и других городов. Учебная программа была расширена и удовлетворяла самые разные запросы обучающихся.

За свою карьеру проводя занятия на территории сада (1948 – 1981 гг.) или выезжая в различные уголки США, Окамура обучил работе с бонсай около 600 человек.

Бонсай каскад - Carissa macrocarpa, разработанная Фрэнком Окамурой. Коллекция Бруклинского ботанического сада. Фото 2012 г. 
Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:BBG_-_Carissa_macrocarpa_var._Horizontalis_-_Cascade_by_Frank_Okamura.jpg
Бонсай каскад - Carissa macrocarpa, разработанная Фрэнком Окамурой. Коллекция Бруклинского ботанического сада. Фото 2012 г. Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:BBG_-_Carissa_macrocarpa_var._Horizontalis_-_Cascade_by_Frank_Okamura.jpg

Многие его ученики сегодня занимают ведущие позиции в мире бонсай. Некоторые отмечают особый философский подход Окамура к пониманию бонсай.

Среди многих сентенций преподавателя звучало примерно следующее: «Деревья и люди находятся между землей и небом, но деревья ближе к небу, поэтому они посланники человека к богу. Бонсай оторваны от земли, они как никакие другие деревья приближены к небу. Разговаривая с ними, мы учимся понимать их и посылаем мысли к богу».

Бонсай из японского граба (Carpinus japonica). Коллекция Бруклинского ботанического сада. В 2000 году дерево имело возраст 33 года. Художник - Фрэнк Окамура. 
Источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Файл:Carpinus_japonica_bonsai_at_the_BBG,_August_2,_2008.jpg
Бонсай из японского граба (Carpinus japonica). Коллекция Бруклинского ботанического сада. В 2000 году дерево имело возраст 33 года. Художник - Фрэнк Окамура. Источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Файл:Carpinus_japonica_bonsai_at_the_BBG,_August_2,_2008.jpg

В знак признания высшей силы Окамура учил слушателей избегать посадки деревьев точно в центре контейнера, а вместо этого выбирать более почтительное положение - позади центра и немного в стороне. Центр отведен для того, чтобы божество могло спуститься и полюбоваться красотой творения смертных.

А еще Окамура не был лишен чувства юмора. На вопрос ученика «как сделать ствол бонсай толще», он однажды ответил: «подождать 20 лет».

Бонсай Ficus battieri, разработан Фрэнком Окамурой. Коллекция Бруклинского ботанического сада.  
Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Frank_Okamura
Бонсай Ficus battieri, разработан Фрэнком Окамурой. Коллекция Бруклинского ботанического сада. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Frank_Okamura

Философия Окамура не была доморощенной. Еще в 1958 году они с супругой открыли свой особняк в Верхнем Вест-Сайде постояльцам из Японии, поддерживая тем самым связь с представителями своей национальной культуры. Одним из постояльцев дома в 1958-1962 годах был доктор Дайсецу Судзуки, ученый и писатель, который занимался распространением дзен-буддизма на Западе, читая в тот период лекции в Колумбийском университете. Одна из дочерей Окамура Михоко была секретарем мистера Судзуки. Во время пребывания Судзуки в доме бывали основоположник аналитической психологии, соратник Зигмунда Фрейда Карл Юнг, немецкий психолог и философ Эрих Фромм, американский писатель и поэт Джек Керуак.

Распространение японской культуры семья Окамура делала и более прозаичным способом – открыв в 1958 году недалеко от кампуса Колумбийского университета один из первых в городе японских ресторанов под названием Aki. Им заведовала миссис Окамура, которая стремилась помочь тоскующим по дому японцам в Нью-Йорке и предлагала тарелки с лапшой и другие домашние блюда студентам по обмену и работникам малоизвестных тогда компаний, таких как Sony. Но также ресторан являлся местом знакомства с японской кухней для многих жителей Нью-Йорка.

Фрэнк Окамура занимался также созданием японских садов.

Юдзи Йошимура, Фрэнк Окамура и Джон Нака. Лос-Анджелес, Калифорния.  1983 г.  
Источник: https://valavanisbonsaiblog.com/2015/06/21/national-bonsai-hall-of-fame/
Юдзи Йошимура, Фрэнк Окамура и Джон Нака. Лос-Анджелес, Калифорния. 1983 г. Источник: https://valavanisbonsaiblog.com/2015/06/21/national-bonsai-hall-of-fame/

Фрэнка Окамура считали одним из трех самых великих мастеров бонсай того времени. Многие современные мастера с честью отмечают в своей биографии время учебы у Фрэнка Окамура.

Окамура покинул пост куратора коллекции в 1981 году, оставаясь долгое время консультантом. Многие деревья, собранные и сформированные руками мастера до сих пор составляют значительную часть коллекции Бруклинского ботанического сада.

Коллекция бонсай Бруклинского ботанического сада в 2007 году. Коллекция содержит около 350 деревьев, некоторые деревья имеют возраст более 100 лет. 
Источник:  https://pitchbook.com/profiles/company/25306-21#board
Коллекция бонсай Бруклинского ботанического сада в 2007 году. Коллекция содержит около 350 деревьев, некоторые деревья имеют возраст более 100 лет. Источник: https://pitchbook.com/profiles/company/25306-21#board

Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.

Нажмите здесь, чтобы подписаться на канал.

Смотрите на канале

«Эстетика бонсай» ВКонтакте