Не хватает техники для съемки фильмов. Некоторые российские киностудии заявляют о нехватке импортного оборудования из-за санкций. В частности, речь идет о камерах и сопутствующем оборудовании. Как пишет РБК со ссылкой на пояснения к бухгалтерской отчетности за 2022 год Киностудии имени Горького, из-за этих проблем объем кинорынка может сократиться на 50%.
По данным издания, российская киноиндустрия на 90% обеспечивается иностранным оборудованием, которому на текущий момент нет отечественных аналогов. При этом государство продолжает увеличивать поддержку отрасли. Если в 2022 году Минкультом и Фондом кино было выделено более 10 миллиардов рублей, то на 2023 год запланировано более 11,5 миллиарда.
Проблемы действительно есть, но падение рынка на 50% вряд ли возможно, считает генеральный продюсер кинокомпании «Русское» Ирина Смирнова:
— Проблемы, конечно, есть, прежде всего с более или менее сложными техническими вещами, то есть вещи, которые не просто железки, а связанные с компьютерными технологиями, с тонкими настройками. Это не совсем программное обеспечение, это сложные механизмы, которые используют в том числе для стабилизации кадра. У нас их не умеют делать, у нас просто нет аналогов. Есть проблемы со сложной техникой, которую непонятно, где покупать и как, а самое главное, ее обслуживать необходимо постоянно — запчасти, гарантийный ремонт и все прочее, это большая проблема. Каждый пытается решить вопрос как может, соответственно, у нас действительно спрос на высокотехнологичную технику для съемок значительно превышает предложение.
— Действительно ли отрасль может просесть на 50%?
— Это, конечно, пальцем в небо, в конце концов, на телефоны будем снимать. Нет такой прямой корреляции между этим, все возможно технически, другое дело, что да, какие-то вещи, которые могли бы делаться, делаться не будут или будут стоить очень дорого. По объему, я очень удивлена, откуда взялась эта цифра. Но разговор идет о другом, может быть, не столько физически не будет, сколько это будет стоить так дорого, что заказчикам придется просто сокращать объем заказа не потому, что физически невозможно, а потому, что, чтобы это обеспечить, нужно потратить на 50% больше бюджета.
Совладелец и генеральный продюсер компании Park Production Дмитрий Добужинский считает, что проблем нет:
— Я не вижу проблем в киноиндустрии — пока, разумеется. Ничего в нашей стране для киноиндустрии не производят, включая осветительное оборудование, программы для монтажа, камеры и все тому подобное, этого в нашей стране нет. Раньше в Советском Союзе был завод «Кинап», даже не один, по-моему, где производились кинокамеры, даже пленка своя делалась. Как только все перешло на компьютерное, а кино — это все компьютер, ничего некомпьютерного практически в кинематографе нет, я имею в виду, кроме костюмов, людей.
— Получается, что это как-то ввозят, параллельный импорт работает?
— Во первых, это долгосрочное оборудование, оно за год не ломается. Если вы покупаете камеру, она у вас очевидно служит лет десять. Там может программное обеспечение для этой камеры меняться.
Эксперты говорят, что разработка отечественных аналогов сложных устройств для кино может занять годы, при этом большую часть позиций можно привезти из Китая уже сейчас. И большая часть оборудования не уступает или уступает незначительно американским, европейским или японским аналогам.