С момента выхода закона о маркировке рекламы я вынужленно упала в чан с дедукцией, и я теперь безостановочно с подозрительным видом расследую и расследую все его положения, и с лупой ищу ответы.
Что я понимаю на сегодняшний день, после консультаций с юристами (ну, в целом, понимаю, что "ужас", ну "ужас", но не "ужас-ужас").
Делюсь щедро тем, что узнала.
Важно!
Если я в своём блоге пишу о своих услугах/продуктах через запятую, прямо не призывая их купить, то это информирование (!), его маркировать НЕ НАДО.
Например.
Я пишу: "Друзья, я - Савельева Ольга, автор книг "Апельсинки", "Попутчица", "Ну мааам", "Два сапога", "Лучше", "Седьмая", "Плохорошо", "Легче", "Проживая", "Повезло". Книги отличные, все бестселлеры, ушли в народ, разошлись на цитаты".
Я вроде себя и расхваливаю, но это не реклама. Это завышенная самооценка, но это не в компетенции ФАС или Роскомнадзора)))
Не маркируем.
Но если же я напишу: "Я - Савельева Ольга, написала 10 книг, но среди них есть одна, которая регулярно бьёт рекорды продаж и не теряет своей актуальности. Это "Попутчица" . Купите и прочтите, если ещё нет. Вот ссылка"
То это реклама. Маркируем.
Ибо я выделила что-то одно и призываю - как бы направляю всех читателей - под ссылку.
То же самое и со списком моих гастролей. Если я выкладываю анонс, где перечислены десяток городов, то это информирование о том, куда я собралась. А если я пишу про какой-то конкретный город, то - реклама.
Например.
"Я в ближайшее время с гастролями поеду в Новосибирск, Краснодар, Саратов и Тамбов" - это информирование.
А если:
"Дорогой Новосибирск! Я же уже у вас на следующей неделе! Кто там еще не купил билеты? Вот ссылка!" Это реклама, маркируем.
Я, кстати, в этом месте сильно перезаморочилась с понятием "самореклама".
Самореклама - это реклама своих продуктов. Логичненько.
Но вот, скажем, книга, которую я написала, это мой продукт? Вроде да, но не совсем.
Если "мою" книгу украдут из магазина "Читай-город", то вряд ли, когда её найдут, вернут её мне. Её вернут обратно в магазин. А значит, книга - собственность магазина, а точнее, издательства моего, которое в магазин её привезло на реализацию. А значит, это не самореклама, а реклама? Я рекламирую книгу моего Издательства, в которой на обложке - вот ведь совпадение! - моё имя. И я просто получаю роялти с продаж этого продукта.
И если это реклама, то нужен договор с издательством, безоплатный, где оно "просит" меня рекламить мою книгу? Так?
Я пришла к юристам, грю, давайте заключим договор. Ррррр.
А они грят, ну ОльСанна, ну выпей валерианки, ну ты сама себя слышишь?
То же самое с гастролями. Это же не на мое ИП идут деньги с продажи билетов. Они идут в агрегатор, у агрегатора договор с моим организатором, а уже у организатора - со мной договор. Значит, мои гастроли не такие уж мои?
И получается, по-настоящему мой продукт - это только метафорические карты "МАКОВКИ".
Потому что на этих картах стоит моё имя (свой бренд я официально запатентовала, кстати), и если вы на "Озоне" купите "Маковки", то за вычетом наценок маркетплейса, деньги пойдут на моё ИП, и после оплаты налогов, я буду как Скрудж Макдак, нырять в бассейн с монетками (бггг).
Но юристы подтвердили, что я перебздела ("скажите что-нибудь на юридическом языке" - "ты перебздела"), и всё-таки мои гастроли и мои книги, отрекламированные в моём блоге, это самореклама. Уиииии!
Важно!
Ещё есть такая штука как органическая интеграция. Это вот на днях я писала, как ходила на спектакль, и упомянула его название, потому что для смысла это было нужно (почему именно на этот спектакль и именно с этой подругой). Или про лагерь сына. Я поясняла, почему выбрала математический лагерь, и как это вписывается в моё воспитание.
Тот пост я не хотела маркировать, но меня прокляли в комментариях, что это реклама.
А я такая: не реклама.
А люди такие: реклама.
Это противостояние, как в отзывах на обувь на маркетплейсах (вечная классика!):
- Маломерят!
- Не маломерят!
В общем, я оказалась права. Это была органическая интеграция. Но я с перепугу всё равно промаркировалась.
Я женщина зашуганная, истерически законопослушная, с большим количеством хейтеров (дай Бог им здоровья!), которые строчат доносы, как сумашедшие. Поэтому я лучше промаркирую то, что не надо, чем наоборот.
Ибо вот предположим, ФАС ко мне всё же пришел, руки в боки, говорит:
- Это реклама!
- Нет, это информирование, вот, видите, через запятую...
- Нет, это реклама, - топает ножкой ФАС.
- Нет, это органическая интеграция! Вот видите как красиво вплетено в текст...
- Нет, реклама.
- Нет, не реклама.
- Маломерят!!!
- Не маломерят!!!!
Короче, если ты не готов (я вот не готова), в случае чего, доказывать, что это была не реклама, лучше промаркироваться превентивно.Как бы на опережение сработать.
А ещё нативная реклама.
В ОРД (оператор рекламных данных), где я зарегистрирована, есть такой раздел.
Это та самая душевная рекомендация, полезная информация для аудитории, которая ее ни к чему не принуждает.
Пример.
"В прошлом году в день защиты детей я работала в "АндерСон" официантом. Все чаевые в этот день мы направляли на благотворительность. Так жаль, что в этом году я не смогу поддержать любимый ресторан, если что имейте, пожалуйста, ввиду, что у них будет эта акция снова".
И да, нативная реклама тоже маркируется.
Понравилась фраза юриста: "Чем больше аудитория, тем больше проблем".
Это так. Подтверждаю.
Конечно, кто-то скажет:
- Это всё для меня слишком сложно, я вникать не буду, сделайте нормальный закон - тогда и спрашивайте за его исполнение. А пока я и пальцем не пошевелю.
Это, кстати, вполне распространенная позиция. Все миллионы блогеров не отследишь и не оштрафуешь. А еще возможно (я очень надеюсь), что все эти понятийные дыры в законе залатают и как-то оптимизируют его исполнение, и тогда все будут спокойно и вдохновенно его исполнять.
Ибо пока в моей жизни как не было реклам, так и нет, я просто живу, ращу детей, выступаю со стендапами, пишу книги, хожу на мероприятия, но геморроя (простите, но я своими словами) стало настолько больше, что иногда до слёз обидно тратить на это время.
А ещё я на днях промаркировала социальную рекламу. Точнее пост про благотворительный фонд. Я часто пишу посты в поддержку благотворительных фондов, и в конце - ссылка на сбор. Получается, я как бы рекламирую фонд? Ну, я ппомаркировала.
Так вот это была ошибка.
Социальная реклама - это когда я многозначительно смотрю в кадр, стекает слеза, а потом говорю: "Позвоните родителям!" или "Не губите планету!". То есть рекламирую нечто глобально хорошее. А вот такую рекламу фондов можно не маркировать.
Хотяяя...
Возвращаясь к мысли: "Маркируй профилактически всё подряд" можно и...
Прикольно сказал юрист:
- Кто-то маркирует и тратит на это время. Кто-то не маркирует, потому что пока не штрафуют за это напрямую. Но маркировать или нет - решать вам. Подумайте: какое развитие событий для вас проще. Кому-то проще в случае чего заплатить штраф (он штрафы закладывает в свой финансовый план), а кому-то наоборот, важно сделать всё, чтобы избежать этого.
Пока и правда не штрафуют за отсутствие маркировки (но если на вас напишут донос по этому поводу, то могут...начаться проблемы)
Придумала социальную рекламу.
Я стою на ветру, всё развивается, я поворачиваю голову к камере и произношу: "Живи так, чтобы на тебя не за что было написать донос".
Хотя это, каэш, утопия. Для людей с фантазией и потребностью в ненависти всегда найдётся повод.
Вот вам щепотка поэзии.
Я голубоглаза
И светловолоса.
В целом, это сразу
Повод для доноса.
Я вот не скандалю,
Я вот не ворую.
Я словарик Даля
Молча маркирую.
Нанесу-ка на нос
Я татуировку.
Это не диагноз -
Это маркировка)))
Этот пост не промаркирован, потому что я вас проинформировала!