По работе я часто изучаю портретное искусство. И наряды некоторых героев просто поражают своим великолепием... Особенно интересно, когда это портрет неизвестного - есть вероятность, что его одежда и окружающие предметы укажут на его территориальную и социальную принадлежность, материальное положение, семейный статус и т.д. И таким образом мы немного лучше можем понять произведение, что может помочь определить автора и модель. Поэтому музейщики работают в тесном сотрудничестве с историками моды и костюма, а для атрибуции, т.е. идентификации мужских портретов очень помогают историки военного дела, знающие тонкости в форме и наградах. Но это небольшое отступление от главного - удовольствия от рассматривания картин!
Начну с шедевра из Рейксмюзеума в Амстердаме, образца голландской живописи золотого века, от которого просто невозможно оторвать глаз. Это работа самого Рембрандта, портрет вероятно Марии Трип.
Обожаю юмор, с каким музейщики пишут о своих экспонатах - про данную героиню они иронизируют, что она точно знала как потратить состояние отца и мужа - одни жемчуга сколько стоят, а их у нее в избытке! А еще драгоценный веер, дорогие ткани платья и кружева в несколько рядов. Вообще у девушек из Голландии и Фландрии очень тихая красота, поэтому такие сложные и богатые наряды им действительно к лицу. Кстати в 20 веке выяснили, кто изображен на портрете (Мария Трип) и кто были родственники этой дамы (здесь ей кстати около 20 лет): отец известный купец, активный в том числе в горнодобывающей промышленности, муж - торговец драгоценными металлами, какао и табаком, который создал крупную бизнес сеть, включающей Африку и Испанию. Так что да, принарядиться ей было на что.
Здесь уже дама меньше кичится своими деньгами - она аристократка, и кариатиды и богато украшенная балюстрада под рукой (как на картине выше) для нее уже совершенно лишние детали портрета. Очень люблю его за сдержанное богатство наряда модели и точность передачи деталей. Художник (хоть имя его мы не знаем, но он молодец!) очень внимательно изобразил и золотые украшения на руках, и стёганые рукава, и золотую вышивку на груди, и воротник, и кружевные манжеты и головной убор в форме веера. Такая модель очень комплиментарна к форме лица, автоматически делает овал головы благородней и возвышенней. Этот наряд является типичным примером моды начала XVII века во Фландрии. Еще меня привлекает то, что это портрет с загадкой. Видите герб вверху справа: он, по мнению специалистов, указывает на принадлежность дамы к роду ее мужа - Стёрк (три головы мавров на золотом фоне в левой стороне ромба), а что изображено справа - разобрать невозможно, поэтому из какого семейств она родом - остается неизвестным. Кстати форма этого портрета - овал, вписанный в прямоугольник. Вы заметили, что благодаря белому воротнику, который отдаляет темное глухое платье от лица, портрет не выглядит мрачным? Современные стилисты тоже советуют так поступать тем, кому черный цвет не к лицу.
Чуть более поздний портрет тоже фламандского мастера (круга Антониса Ван Дейка), чья героиня - англичанка. Я задумалась, а в какой момент мы решили, что одновременно надевать два воротника, многочисленные бантики, красивые манжеты, бусы, кольца, украшения на голову - это перебор, и перестали так делать? Мне кажется всё красивое сразу (а главное равномерно распределённое как тут) - не такой уж плохой вариант, если это делает человека счастливым. Чего не скажешь о лице Фрэнсис Говард, герцогине Ричмондской.
Фрэнсис была дочерью младшего сына герцога Норфолка. Сирота с небольшим состоянием, она стала единственной герцогиней при дворе Якова I в Англии. Первый раз ее выдали замуж в возрасте около 14 лет. В 20 с небольшим она была уже богатой вдовой. Через пару лет она тайно вышла замуж за графа Хартфорда, племянника королевы Джейн Сеймур, который был старше молодой жены почти на 40 лет. Когда брак был обнародован, бывший возлюбленный нашей героини, как говорят, написал в ее честь стихи собственной кровью и упал на свой меч. После смерти второго мужа она вышла замуж за герцога Леннокса (затем Ричмонда), кузена короля Якова.
Овдовевшая в очередной раз герцогиня оказала поддержку английскому капитану Джону Смиту, одному из первых колонистов Джеймстауна (Виргиния), первого британского поселения на территории современных США. Фрэнсис Стюарт рисовали ведущие художники того времени. Антонис Ван Дейк, например, изобразил ее в трауре с миниатюрным портретом мужа (последнего) на груди. На портрете выше она предстает перед нами в уже пожилом возрасте. А вот ее несколько более ранних портретов:
Похоронена одна из первых красавиц королевства своего времени в Вестминстерском аббатстве.
Надо сказать, что рассматривать портреты 17 века, особенно нам, девочкам, бесконечно интересно. Согласны?
Вопрос к аудитории, может быть как-нибудь поговорим о макияже на материале портретов разных столетий? Пишите, если вам это интересно, мне есть что вам показать по этому вопросу.
Давайте посмотрим на портреты последующих столетий. XVIII век был очень затейлив в том числе в моде. Появлялись новые фасоны и ткани, новые элементы костюма. Вот эти венецианские дамы собираются на маскарад
Могли бы одеться и поинтереснее, как вам кажется? Или может быть им статус не позволяет наряжаться более вычурно? Сравните например их наряды с костюмами графинь со сцены охоты того же художника. Хотя и эти девушки одеты тоже не настолько уж просто: мы видим парчу, шелк, мехом отороченную муфту... Но веер барышни слева довольно скромный, а украшения почти незаметны. Если рассмотреть всю сценку, то мы увидим служанку, уносящую чашки и мужчину, который держит часы в руке. Может девушки просто не успели нарядиться во всё лучшее сразу?
Вот этот наряд героини не очень типичный для нее и для ее времени. Эта особа - дочь Людовика XIV и его фаворитки мадам Монтеспан (кстати мать ее не любила и, трудно поверить, считала некрасивой). В основном на своих портретах она предстает при полном параде - в мехах, каменьях, с многоярусной прической с перьями.
Верхний предмет одежды напоминает домашний халат, а за счет шапочки с пером образ в целом приобретает дух ориентализма. А как вы думаете, что это? Мне нравится этот мягкий красный цвет и несколько небольших брошей на полах, головном уборе и рубашке.
После смерти отца, ее муж Филипп Орлеанский стал регентом, а она сама, как пишут, "могла не двигаться со своего дивана за исключением нескольких вечеринок в ее загородном замке".
Ну и теперь к романтичному XIX веку (и его ампирным платьям, которые нам так хорошо известны по первому балу Наташи Ростовой...)
Хотя барон Жерар родился в Риме, большую часть своей карьеры он провел в Париже, где стал одним из самых востребованных портретистов европейской знати при семье Бонапарт (тогда он и получил свой титул). Создавал в основном портреты императорской семьи и аристократов, в том числе из европейских семей. Лично мне эта девушка напоминает лицом скорее полячку, чем француженку, а как кажется вам? Аксессуаров на героине немало: комплект из ожерелья и сережек, украшение в волосах, пряжки на поясе, перчатки, букетик, наконец, парадная красная шаль, модный аксессуар того времени (в России тоже была очень популярна, даже в купеческой среде становился частью портрета как символ достатка). Но всё это такое утонченное и элегантное, что ощущения излишней нарядности не возникает. Именно по платью и драгоценностям портрет датируют 1810 годами.
Времена менялись, и художники уже были не просто наемными работниками для создания портретов, а они имели более высокий статус и возможность находиться в том окружении, в котором обитали их заказчики.
Родившийся в еврейской семье итальянского портового города Ливорно, Витторио Маттео Коркос с юных лет проявил свои способности художника. его педагоги Флорентийской Академии художеств поощрили его переезд в Париж в 1880 году. Там он посещал салоны, где встречался с такими светилами, как Эдуард Мане, Эдгар Дега, Гюстав Кайботт. Он быстро зарекомендовал себя и приобрел репутацию "художника красивых женщин". Написанная в Париже, картина Неаполитанские красавицы выполнена в итальянском стиле на фоне Неаполитанского залива, что возвращает к истокам художника. Красавицы изображенные здесь беззаботно: они шикарны и почти кукольны, когда они позируют на берегу моря, а извергающийся Везувий на горизонте добавляет драматизма. Кстати кудрявый пудель добавляет расслабленности их фигурам, хотя говорят, что это не только декоративная порода, но и отличный компаньон и даже охотник.
Кстати, тут материал про ми-ми-мишных животных в портретном искусстве.
Конкретно в этой картине модно подстриженный пёс - это стильный и утонченный аксессуар нарядно одетых девушек. Кажется, они затягивали свои корсеты так же старательно, как и работал грумер, стригший пуделя-барбета.
Больше материалов про красивых и нарядных женщин ищите на канале. Надеюсь, вам понравились картины, они здесь главные герои!