66,7K подписчиков

Как выбирать охлаждающую жидкость в условиях санкций?

242 прочитали
 Как бы это странно ни звучало, но мне пришлось потратить достаточно много времени для того, чтобы разобраться, а какую именно охлаждающую жидкость залить в автомобиль.

Как бы это странно ни звучало, но мне пришлось потратить достаточно много времени для того, чтобы разобраться, а какую именно охлаждающую жидкость залить в автомобиль.

В первую очередь, перед тем как подойти к решению этого вопроса, нужно избавиться от некоторых стереотипов, которые есть у большинства владельцев автомобилей и «экспертов»:

1. «От цвета охлаждающей жидкости зависят свойства жидкости» – это первое, от чего нужно отказаться. Выбирать антифриз по цвету нельзя. На рынке есть множество продуктов, имеющих одно название и описание, но при этом разного цвета. И наоборот: два антифриза одинакового цвета могут быть исполнены по разным технологиям и быть совершенно не совместимы между собой. Тут примерно как в кондитерском искусстве - можно в тесто добавить красный краситель, а можно зеленый – в большинстве случаев это связано лишь с чувством прекрасного конкретного кондитера, кто во что горазд.

2. «G11/G12/G13 – что-то из этого точно подойдет в мой автомобиль» – это второе и крайне вредное заблуждение. И часто оно идет бок о бок с первым. Стандарты в рамках спецификаций из технического листа Volkswagen AG (TL 774) не являются универсальным мерилом для всех продуктов на рынке и не подходят для всех автомобилей. И что не маловажно, сейчас - в условиях, сложившихся к середине 2023 года, - рынок РФ закрыт для массовых поставок продукции из Европы. При этом только крупные европейские производители присадок для охлаждающих жидкостей имеют реальные допуски по этой классификации VAG.

Например, из простого возьмем Mitsubishi Lancer 2010 г. – сейчас это вариант «первой» машины, ее достаточно легко найти на агрегаторах и, разумеется, встанет задача поменять все технические жидкости. В контексте антифриза многие подумают: «так, в бачке зеленый продукт - тогда смотрим на зеленый G11» – и это будет ошибка. В руководстве по эксплуатации прописано: Dia Queen Super Long Life Coolant Premium (это оригинальный продукт, зачастую дорогой или недоступный) или альтернативный (и тут самое важное): аналогичный высококачественный основанный на этиленгликоле продукт без силикатов, без нитратов и без боратов. Но в тоже время это должен быть продукт как с органическими, так и неорганическими присадками. Получается, что G11 никак не подходит – в нем априори должны быть силикаты и бораты, которые запрещены для рассматриваемого автомобиля. G12 тоже не подойдет – это чистый карбоксилатник. Таким образом, остается только один вариант – традиционный для Японии и Кореи карбоксилатный антифриз с добавлением фосфатов (есть и органика, и неорганика) и, желательно, с соответствием японскому промышленному стандарту JIS 2234. Отмечу, что в классификации G от Volkswagen антифризов с подобным составом нет вообще.

В принципе, эта логика работает не только для Mitsubishi, но и вообще для всех японских и корейских двигателей. Только для вторых еще хорошо бы иметь одобрение от Hyundai Motors. К счастью, в России до сих пор выпускается оригинальный антифриз Crown LLC A-100 с официальным допуском KIA/Hyundai. Его же можно приобрести у нас под другим наименованием - Coolstream A-110. Правда, теперь он есть только в розовом цвете, как в новых автомобилях марок, но допускается его смешивание с предыдущей зелёной версией.

Это была вводная часть, которую нужно просто принять как базу. Также стоит понимать, что в ближайшие годы массового присутствия иностранных охлаждающих жидкостей на нашем рынке, пожалуй, ждать не стоит.

Еще до введения санкций и при наличии возможности привозить качественные составы ингибиторов из-за рубежа, большинство отечественных производителей антифризов уже сильно экономили на пакетах присадок. А сегодня, в отсутствие зарубежных компонентов, недобросовестные компании не только продолжили выпуск продукции низкого качества, но и активно расширяют свою деятельность, пытаясь занять освобождающиеся ниши.

Всё, что раньше было на самом деле «сделано в Германии» и на «европейских присадках» - сейчас либо незначительные остатки, привезенные 2 года назад, либо завезённое обходными путями в непромышленных количествах по завышенной цене. Обычно, их привозят небольшими партиями под конкретных промышленных потребителей, и на полку магазина такие продукты не попадают – просто не выгодно.

Однако, крупные российские производители антифризов, ранее плотно сотрудничавшие с иностранными автозаводами, заблаговременно озаботились импортозамещением и при поддержке европейских партнеров разработали свои рецептуры пакетов присадок. Например, тот же Coolstream, который упоминался мной выше, имеет в своей линейке и чисто карбоксилатные продукты – аналоги зарубежных, фактически локализация подсанкционных антифризов. Конечно, сегодня такие профессиональные продукты стоят столько же, сколько раньше стоили импортные оригинальные жидкости, но зато можно несколько лет не беспокоиться о системе охлаждения, да и цены самих автомобилей (а значит и цена ошибки) выросли значительно.

Стоит ли бояться «подделок» иностранных продуктов – скорее всего, нет. Антифризы не моторное масло, которое нужно менять 2-4 раза в год, и стоят они сильно дешевле. Много на таких подделках не заработаешь – а значит и вкладываться в их подпольное производство никто не станет. А вот «мимикрию» под иностранные продукты с англоязычными этикетками или японскими иероглифами встретить уже можно. Что там будет внутри – большая загадка, разобраться в которой можно будет лишь привлекая лаборатории или копаясь на специализированных форумах.

Нам всегда хочется, чтобы машина просто работала: без проблем, без вопросов и, главное, без лишних вложений. Система охлаждения и охлаждающая жидкость играют тут далеко не последнюю роль. Подведем итоги, как выбрать антифриз сегодня, чтобы избавить себя от возможных серьезных головных болей в будущем:

1. Начни решать этот вопрос заранее. Лучше искать аналог оригинального продукта не за сутки до плановой замены, а заранее, без спешки, с холодной головой и учитывая время доставки.

Понятно, почему нужно покупать хорошее масло – стуканет движок или коробка заклинит, и всё -

2. Открой руководство по эксплуатации к своему автомобилю и прочти, что там написано по этому поводу. Если там нет никакой внятной конкретики, то можно попробовать найти оригинальное (не переведенное на русский язык) руководство и посмотреть в нем — это спасет от лишней потери времени. Даже если в руководстве будет указано только название конкретного зарубежного продукта, то можно найти описание свойств этого антифриза в интернете и ориентироваться уже на него.

3. Сразу отсеки все самые дешевые продукты на рынке. Не самый популярный совет, но тут он работает. В состав качественного антифриза входит спирт этиленгликоль – это не дешевый компонент. Поэтому антифриз просто не может стоить дешевле определенного уровня цен. Всё самое дешевое на рынке – это контрафактные составы (либо замерзнут, либо закипят, либо сожрут металл, либо засорят трубки, либо всё сразу). Да и в большинстве случаев мы меняем антифризы один раз в 3-5 лет – то есть это разовое вложение на очень большой срок и экономия в лишние 500-1000 рублей при риске серьезных проблемы с двигателем, мягко скажем, не целесообразна.

4. Не верь заявлениям производителей, что их антифриз настолько универсальный, что его можно применять абсолютно во всех двигателях на любых автомобилях, независимо от марки и возраста, а также смешивать с любым другим антифризом. Выше уже приводился пример взаимоисключающих требований к охлаждающим жидкостям.

5. Лучше всего, конечно, выбрать оригинальные импортные продукты (если есть бюджет и возможность их достать, ждать) или обратить внимание на крупных российских производителей антифризов, которые производят широкие линейки именно специализированных продуктов (могут называться OEM, профессиональными и т.д.). Только, чтобы это были не пустые заявления, а подтвержденные репутацией и историей сотрудничества с автозаводами и международными партнерами. Я могу порекомендовать компанию Техноформ (те самые OEM-антифризы Coolstream), т.к. достаточно много про них знаю и есть полная уверенность в их качестве.