Найти тему

Доходная работа дворцового архитектора

176 прочитали

#комуинтересно #прогулкипогороду

Доходная работа дворцового архитектора

Времена столичного строительного бума начала прошлого века иногда порождали весьма неожиданные проекты и «схемы» строительства доходного жилья. Этот рынок был настолько привлекателен, что на нем стремились заработать буквально все. И те, у кого в этом деле не было никакого опыта. И те, у кого, на первый взгляд, не было в этом особой необходимости, но была возможность…

Антон Кириакович Джиоргули был архитектором Мраморного дворца в ту пору когда оным дворцом владел великий князь Константин Константинович. Внук императора Николая Павловича, как известно, был в большом августейшем семействе наверное самой творческой личностью, публиковал собственные поэтические произведения под псевдонимом К.Р. и имел весьма утонченные эстетические пристрастия. Думаю, что перемена интерьеров дворца в соответствии со вкусами такого заказчика было задачей достаточно сложной. Впрочем, Антон Кириакович с этой задачей справлялся вполне успешно, хотя, при этом, на частные заказы практически не отвлекался. Для такого «отвлечения» требовались серьезные причины. Тем удивительнее выглядит его решение выполнить небольшой проект в купеческих Песках, на 8-й Рождественской улице…

#комуинтересно #прогулкипогороду  Доходная работа дворцового архитектора  Времена столичного строительного бума начала прошлого века иногда порождали весьма неожиданные проекты и «схемы» строительства

Вообще трудно сказать что могло связывать работавшего на великого князя архитектора Джиоргули и сотрудника известной в столице электро-технической фирмы «Н.Глебов и Ко» Александра Федоровича Иванова, но именно для Александра Федоровича Антон Кириакович нашел время чтобы заняться перестройкой приобретённого им доходного дома на 8-й Рождественской. Практически наверняка за этим стояли некие старые связи и давние знакомства. «Рыночная импровизация» в данном случае весьма сомнительна, поскольку заказ был явно не самый престижный и не самый дорогой.

Безусловно, Джиоргули сложно назвать большим специалистом по доходному строительству. Разработанный им проект был сделан без особых затей на основе очень распространённых в Петербурге планировочных решений времен перехода от эклектики к модерну. Пять этажей, два симметричных эркера, один парадный вход, Все скромно и вполне узнаваемо…

#комуинтересно #прогулкипогороду  Доходная работа дворцового архитектора  Времена столичного строительного бума начала прошлого века иногда порождали весьма неожиданные проекты и «схемы» строительства-2
#комуинтересно #прогулкипогороду  Доходная работа дворцового архитектора  Времена столичного строительного бума начала прошлого века иногда порождали весьма неожиданные проекты и «схемы» строительства-3
#комуинтересно #прогулкипогороду  Доходная работа дворцового архитектора  Времена столичного строительного бума начала прошлого века иногда порождали весьма неожиданные проекты и «схемы» строительства-4
#комуинтересно #прогулкипогороду  Доходная работа дворцового архитектора  Времена столичного строительного бума начала прошлого века иногда порождали весьма неожиданные проекты и «схемы» строительства-5
#комуинтересно #прогулкипогороду  Доходная работа дворцового архитектора  Времена столичного строительного бума начала прошлого века иногда порождали весьма неожиданные проекты и «схемы» строительства-6

Но если в этих вопросах Антон Кириакович был не особенно оригинален, то в вопросах декора, по вполне понятным причинам, он был настоящим мастером. Правда и тут полученный результат выглядел довольно странно…

Все металлические детали декора в доме были выполнены по оригинальным эскизам в стиле модерн. От въездных ворот до ограждений двух имевшихся балконов и очень интересных ограждений парадной лестницы.

#комуинтересно #прогулкипогороду  Доходная работа дворцового архитектора  Времена столичного строительного бума начала прошлого века иногда порождали весьма неожиданные проекты и «схемы» строительства-7
#комуинтересно #прогулкипогороду  Доходная работа дворцового архитектора  Времена столичного строительного бума начала прошлого века иногда порождали весьма неожиданные проекты и «схемы» строительства-8
#комуинтересно #прогулкипогороду  Доходная работа дворцового архитектора  Времена столичного строительного бума начала прошлого века иногда порождали весьма неожиданные проекты и «схемы» строительства-9
#комуинтересно #прогулкипогороду  Доходная работа дворцового архитектора  Времена столичного строительного бума начала прошлого века иногда порождали весьма неожиданные проекты и «схемы» строительства-10

Но на этом модерн собственно и заканчивался. Вся обильная лепнина в парадной была выполнена в стилистике своеобразного «дворцового рококо», более подходящей временам поздней эклектики чем новой моде.

#комуинтересно #прогулкипогороду  Доходная работа дворцового архитектора  Времена столичного строительного бума начала прошлого века иногда порождали весьма неожиданные проекты и «схемы» строительства-11
#комуинтересно #прогулкипогороду  Доходная работа дворцового архитектора  Времена столичного строительного бума начала прошлого века иногда порождали весьма неожиданные проекты и «схемы» строительства-12
#комуинтересно #прогулкипогороду  Доходная работа дворцового архитектора  Времена столичного строительного бума начала прошлого века иногда порождали весьма неожиданные проекты и «схемы» строительства-13
#комуинтересно #прогулкипогороду  Доходная работа дворцового архитектора  Времена столичного строительного бума начала прошлого века иногда порождали весьма неожиданные проекты и «схемы» строительства-14
#комуинтересно #прогулкипогороду  Доходная работа дворцового архитектора  Времена столичного строительного бума начала прошлого века иногда порождали весьма неожиданные проекты и «схемы» строительства-15
#комуинтересно #прогулкипогороду  Доходная работа дворцового архитектора  Времена столичного строительного бума начала прошлого века иногда порождали весьма неожиданные проекты и «схемы» строительства-16

Выглядит это довольно странно. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что случаи намеренного «смешения стилей» в столичной архитектуре небыли исключительной редкостью. Особенно во времена смены модных направлений. Чаще всего, такой подход был связан с попыткой угодить одновременно и самым передовым и сдержанно-консервативным вкусам потенциальных квартиросъёмщиков, а такие попытки – со строительством недвижимости в качестве краткосрочной инвестиции. И этот проект, скорее всего, с самого начала предполагал «быстрый оборот» в интересах электротехника Иванова, а возможно и самого дворцового архитектора Джиоргули. 

Строительство дома было завершено в 1907-м, а уже в 1909-м он обрел нового владельца, коим стал столичный купец 2-й гильдии «содержавший железную торговлю» на Полтавской улице - Михаил Маркелович Зеленков. Почтенный Михаил Маркелович, в преддверии своего 70-летия, дом этот вероятно приобретал в качестве доходного наследства для своих, уже достаточно взрослых, детей. Сам переезжать сюда он не собирался. В результате покупка оказалось довольно удачной, а вот наследникам повезло не сильно. Своей доли они так и не дождались. К 1917-му владельцем дома по-прежнему оставался глава купеческого семейства, которому в «революционном году» исполнилось 76 лет.

Такая вот история.