Топ-5 зданий Растрелли в Санкт-Петербурге

1K прочитали

Как итальянец создал лицо одного из красивейших русских городов

Франческо Бартоломео Растрелли, или Варфоломей Варфоломеевич, как его называли в России, будучи итальянцем по происхождению, создал облик города, считающегося одним из символов нашей страны. Именно авторству Франческо Растрелли принадлежат лучшие дворцы Петербурга и окрестностей в стиле елизаветинского барокко, в которых жили императоры и дворяне. Представляем пятёрку лучших зданий — четыре дворца и один храм, — благодаря которым Северная столица и её пригороды по праву считаются одними из красивейших мест планеты.

Необычные маршруты по Санкт-Петербургу >>>

Растрелли-младший: архитектор, превзошедший своего отца

Архитектура была у Франческо Растрелли в крови: его отец Бартоломео также был придворным зодчим. Сначала — во Франции у Людовика XIV. Затем, с 1716-го, — у Петра I. Молодой Франческо начал свой путь в архитектуре вместе с отцом, помогая ему в реализации проектов. Вместе с тем он постоянно путешествовал по Европе, обучаясь и узнавая о последних тенденциях. Первым самостоятельным проектом Франческо стал дворец в самом центре Санкт-Петербурга, на Миллионной улице, для молдавского чиновника. Роскошный барочный стиль настолько поразил высший свет Петербурга, что от заказов не было отбоя.

Франческо Растрелли (1700-1771)
Франческо Растрелли (1700-1771)

В 1730-х Растрелли-младший получил статус одного из главных зодчих при дворе Анны Иоанновны и её фаворита Эрнста Бирона. Многие проекты из-за придворных интриг и дворцовых переворотов так и не были закончены. Когда в 1741-м трон заняла Елизавета Петровна, на некоторое время Растрелли оказался не у дел. Императрица, любившая всё французское, не хотела привлекать к сооружению новых зданий Растрелли, который успел поработать на немцев Бирона и министра фон Мюнниха. Но спустя время поняла: пренебрегать таким талантом — преступно.

Франческо Растрелли построил десятки объектов в Санкт-Петербурге и его пригородах, которые стали визитными карточками зодчего. Спустя время можно сказать, что по своей славе он превзошёл отца. Растрелли-старший больше запомнился как автор красивейших монументов. Растрелли-младший создал непревзойдённые по роскоши и мастерству дворцы и храмы.

Бюст архитектору Растрелли в Санкт-Петербурге. Фото: Lookmytrips.com
Бюст архитектору Растрелли в Санкт-Петербурге. Фото: Lookmytrips.com

Роскошнее Версаля: Большой Петергофский дворец

Архитектурная доминанта дворцово-паркового комплекса Петергоф — Большой дворец с его 300-метровым фасадом — одновременно и разделяет, и связывает воедино парки Верхний и Нижний. Хотя дворец появился на этом месте ещё при Петре Великом, только при Елизавете Петровне руками Растрелли он приобретает барочную пышность. Стены петровского дворца были украшены в стиле елизаветинского барокко, у здания появился ещё один этаж, новые галереи и корпуса. Растрелли бережно отнёсся к наследию первого императора России и сохранил нетронутым его Дубовый кабинет. Остальные помещения Большого дворца претерпели настоящую барочную революцию: повсюду засверкала позолота, стены украсили бесчисленные зеркала, создававшие бесконечную перспективу и увеличивающие даже самые небольшие комнаты.

Как итальянец создал лицо одного из красивейших русских городов Франческо Бартоломео Растрелли, или Варфоломей Варфоломеевич, как его называли в России, будучи итальянцем по происхождению, создал...-3

Обилие декора поражало даже дворян, которым доводилось побывать в Европе, и заморских гостей. По их мнению, Версаль в подмётки не годился Петергофу. К этому и стремилась императрица Елизавета, желавшая сделать не только так, как во Франции, а ещё и лучше. Среди самых роскошных помещений Большого дворца Петергофа — Танцевальный зал с обманными окнами из зеркал, призванными расширить площадь комнаты, Голубая приёмная, стены которой обиты плотной высококачественной тканью голубого цвета (штофом), и Парадная лестница, богато украшенная скульптурами и вазами в позолоте.

Экскурсии в Петергоф > > >

Храм для благородных девиц: Смольный собор в Санкт-Петербурге

Сейчас название «Смольный» ассоциируется чаще всего с Институтом благородных девиц. В Смольном дворце, который раньше находился на территории одноимённого монастыря и собора, провела свои детские и подростковые годы Елизавета Петровна. Взойдя на престол, она сразу начала думать о будущем и повелела на месте дворца основать монастырь. При нём надлежало создать образовательное учреждение для благородных девиц — иными словами, школу для девочек дворянского происхождения. Сама Елизавета Петровна планировала в старости уйти от дел и поселиться в монастыре. К качеству образования в Смольном и условиям, в которых жили благородные девицы, возникало много вопросов. Но подразумевалось, что 12-летний курс обучения должен был сделать из девочки образцовую фрейлину. Она должна была быть стройной, послушной, скромной, знать Закон Божий, а разбираться в науках тщательно не было необходимости.

Как итальянец создал лицо одного из красивейших русских городов Франческо Бартоломео Растрелли, или Варфоломей Варфоломеевич, как его называли в России, будучи итальянцем по происхождению, создал...-4

Зато к самому зданию монастыря и в особенности собора, спроектированного Франческо Растрелли, не было нареканий. До сих пор они считаются одними из главных питерских достопримечательностей, а храм ещё и входит в топ-10 крупнейших российских православных церквей. Высота храма — почти 94 метра. При этом сам Растрелли не увидел окончания строительства своего шедевра. Оно началось в 1748-м, а завершилось в 1835-м русским архитектором В. П. Стасовым. Прошло 87 лет — настоящий долгострой. Возможно, храм построили бы быстрее, если бы не началась Прусская война, из-за которой уменьшилось финансирование, а затем и сам зодчий уехал на историческую родину в Италию. Это было связано с воцарением Екатерины II, которая была приверженкой классицизма. Во вкусах императрица и придворный архитектор не сошлись, Растрелли впал в немилость и решил уехать.

Воскресенский собор в Смольном
Воскресенский собор в Смольном

Воскресенский собор в Смольном просто огромный — в нём одновременно могут находиться шесть тысяч прихожан. Планировалось, что он будет ещё масштабнее, но 140-метровая колокольня так и не была построена. При этом храм, выкрашенный в голубой и белый цвета, выглядит очень изящным, воздушным и деликатным — во многом благодаря удивительной оптической иллюзии, заложенной в проект самим Растрелли. Чем ближе вы подходите к церкви, тем меньше она кажется, хотя должно быть наоборот.

Экскурсии в Смольный собор > > >

От Екатерины к Елизавете: Большой Екатерининский дворец в Царском Селе

Дворец, получивший название Екатерининского, начали строить ещё при Петре Великом в 1717-м. Он должен был стать резиденцией для его супруги Екатерины I, будущей российской императрицы. Строительство так называемых Каменных палат завершилось в 1724-м. Но тот облик, под которым мы знаем Екатерининский дворец сейчас, появился у здания при Елизавете Петровне и Франческо Растрелли.

Небольшое скромное двухэтажное здание превратилось в роскошный барочный дворец с белыми колоннами, золотыми элементами декора и фасадом лазурного цвета. Его украшали не только орнаменты, но и многочисленные скульптуры в античной традиции — атланты, кариатиды, маски львов. Была при дворце и пятиглавая церковь, а один из корпусов украшал купол с золотой звездой на шпиле.

Как итальянец создал лицо одного из красивейших русских городов Франческо Бартоломео Растрелли, или Варфоломей Варфоломеевич, как его называли в России, будучи итальянцем по происхождению, создал...-6

На то, чтобы украсить дворец снаружи и внутри, потребовалось сто килограммов золота. Поэтому интерьеры Екатерининского дворца тоже выглядели празднично. Как и в других своих проектах, Растрелли спроектировал помещения по принципу анфилады. По протяжённости Парадная анфилада — комплекс парадных дворцовых помещений — равнялась длине самого здания дворца. Парадную анфиладу также по-другому называли Золотой, настолько богато она была украшена декоративными резными элементами из золота.

Под стать императорам: Строгановский дворец

Хотя в Строгановском дворце никогда не жили представители царской семьи, это творение Франческо Растрелли не менее шикарно, чем любой созданный им императорский дворец. Здесь проживал род Строгановых, богатейших в то время промышленников и помещиков. При этом Строгановы были меценатами и пользовались уважением у правящей династии. Именно поэтому придворному архитектору Растрелли позволили выполнить заказ для людей не царских кровей.

Как итальянец создал лицо одного из красивейших русских городов Франческо Бартоломео Растрелли, или Варфоломей Варфоломеевич, как его называли в России, будучи итальянцем по происхождению, создал...-7

Дворец для Строгановых построили всего за год, потому что у него уже была основа. Растрелли объединил единым барочным фасадом несколько зданий в центре Северной столицы, которыми владел барон С. Г. Строганов. Оба фасада здания — и выходящий на Невский проспект, и тот, что смотрит на Мойку, — выглядят абсолютно одинаково. Этого эффекта для дворца в форме буквы «Г» по планировке Франческо Растрелли добивался специально. Главный элемент декора фасадов — портик, украшенный строгановским гербом с короной и соболями.

Внутреннее убранство Строгановского дворца архитектор, разумеется, также решил выполнить в своём любимом стиле барокко. Причём на этот раз он мог не сдерживать себя и создавать максимально фантазийный декор. Раньше, при создании интерьеров для официальных зданий и императорских покоев, приходилось быть более скромным и осмотрительным. Здесь Растрелли дал волю своей творческой натуре.

Среди самых роскошных залов дворца Строгановых — Большой зал. Его главное украшение — плафон, роспись которого располагается на всей площади потолка. Чтобы реализовать эту задумку, итальянский художник Джузеппе Валериани создал 13 холстов, натянутых на подрамники и закреплённых наверху. Валериани изобразил на них фигуры в аллегорическом стиле, в том числе Минерву — античное божество мудрости, аллегории искусств, а также добродетели. Обрамлением для композиции служит колоннада с росписью и скульптурами.

Также в Строгановском дворце интересен Угловой зал с зеркалами, визуально расширяющими пространство, Картинная галерея и Арабесковая галерея (аналог Лоджий Рафаэля в Эрмитаже, Михайловском замке и, конечно, в Ватиканском дворце).

Экскурсии в Строгановский дворец > > >

Главный в Петербурге: Зимний дворец

Говоря о лучших зданиях, созданных Франческо Растрелли, невозможно не упомянуть Зимний дворец. Каждый, кто приезжает в Петербург, начинает своё посещение этого города с похода на Дворцовую площадь — а значит, к Зимнему дворцу. В здании Зимнего находится Эрмитаж — крупнейшее в мире собрание предметов искусства с более чем тремя миллионами экспонатов. Иными словами, пройти мимо Зимнего в Питере просто невозможно.

Именно Растрелли Зимний обязан своим незабываемым барочным фасадом. Правда, изначально здание не имело столь привычного нам бело-зелёного цвета. Сначала стены были песчаного, светло-жёлтого оттенка, а потом дворец перекрашивали ещё несколько раз. Неизменным остались декор из колонн разных ордеров, композиционно объединяющих второй и третий этажи с парадными залами, наличники, чьё разнообразие насчитывает более 20 видов, статуи и вазы по периметру фасадов, обилие лепнины.

Как итальянец создал лицо одного из красивейших русских городов Франческо Бартоломео Растрелли, или Варфоломей Варфоломеевич, как его называли в России, будучи итальянцем по происхождению, создал...-9

Внутри Зимний дворец был оформлен не менее роскошно. Тронный зал, чья ширина ещё при Анне Иоанновне была немаленькой — почти 30 метров, — приобрёл длину в почти 50 метров. Были во дворце и необычные для архитектуры того времени анфилады, и небывалые по пышности декора лестницы, например Иорданская, с которой сейчас начинают знакомство с Эрмитажем большинство посетителей.

Как часто бывало, здание строилось не с нуля: основой послужил небольшой дворец, где жила императрица Анна Иоанновна. Но перестройка была столь масштабной, что на неё потребовалось 12 лет. Елизавета Петровна, которая и затеяла это строительство, не дожила до освящения Зимнего дворца всего несколько месяцев.

Экскурсии в Зимний дворец > > >

Увидеть другие здания, которые создал Франческо Растрелли в Санкт-Петербурге и в окрестных дворцово-парковых комплексах, можно на экскурсиях от Трипстера. При желании вы можете продолжить ваше знакомство с архитектурой Петербурга и отправиться в другие туры, посвящённые самым знаковым достопримечательностям этого города от лучших архитекторов прошлого.