Найти тему
АиФ–Тюмень

Как помочь подростку выбрать профессию, рассказали на форуме «Семья»

Оглавление
   Как помочь подростку выбрать профессию, рассказали на форуме «Семья»
Как помочь подростку выбрать профессию, рассказали на форуме «Семья»

Тема профессионального самоопределения актуальна не только для школьников, но и для взрослых. Однако для подростков эта задача усложняется тем, что они не обладают нужными знаниями и опытом, чтобы понять, к какой деятельности питают интерес и имеют склонность. Как родителям поддержать и сориентировать своего ребенка на пути выбора профессии, рассказывает детский психолог, тренер, тьютор из Санкт-Петербурга Иван Кулаков.

В 2023 году на областном форуме «Семья» работали 4 образовательные площадки. Помимо традиционных тематических секций: «Семья и государство» и «Семейная психология», – были организованы «Юридическая гостиная» и «Психология подростков», в рамках которых состоялись открытые лекции на актуальные темы от профильных специалистов, в том числе столичных психологов.

- Мы всегда идем за интересами и запросами аудитории форума «Семья», а это в первую очередь родители и дети. Если раньше нашими участниками чаще становились семьи с маленькими детьми, то теперь образовательными секциями, выступлениями психологов и других приглашенных экспертов активно интересуются и родители подростков. По этой причине в этом году мы вынесли тему психологии подростков в рамки отдельной образовательной площадки, пригласили в качестве консультанта не только психолога, семейного системного терапевта и нейропсихолога, но и профориентолога, чьи знания и опыт оказались очень полезными как для родителей, так и для юных участников мероприятия, – делится руководитель семейного проекта «Создавая будущее», организатор областного форума «Семья» Елена Кашкарова.

Что такое конструирование будущего и как подростку сложить из разрозненных знаний о многообразии современных профессий целостную картинку своего профессионального призвания, объяснил детский психолог, тренер, тьютор Иван Кулаков.

Конструирование будущего

Прежде чем начать предметный разговор, Иван Кулаков рассказал, что у него достаточно большой стаж работы психологом и чаще всего он общается с детьми и подростками. На сегодняшний день большую часть профессионального времени тьютор посвящает профориентации, ставшей за восемь лет его основной сферой деятельности:

- Я провожу тестирования, общаюсь с очень разными подростками, причем не только из России. У меня есть возможность сравнить, найти сходства и различия, составить мнение об образовании в разных странах. Сегодня я хочу вам рассказать, что такое профориентация как конструктор и как можно помочь подростку с самоопределением, поделиться своим опытом того, на что родителям стоит обратить внимание при выборе будущей профессиональной деятельности для своего ребенка, в какую сторону направить внимание, на что посмотреть и какие акценты сделать. В профориентации, помимо тестирования, существует огромное количество самостоятельных шагов, которые могут предпринять и сами подростки, и их родители. Об этом мы сегодня и поговорим.

Моя профессиональная задача – структурировать информацию, полученную в результате проведения различных тестов, и дать родителям и подросткам обратную связь, поясняет эксперт:

- И вот что меня удивляет: каждый раз, общаясь с родителями и рассказывая, какими сильными сторонами обладает подросток, какие зоны развития у него есть и как это можно применить для своего будущего и для выбора направления профессионального развития, я не вижу удивления. Такое ощущение, словно та информация, которую я сообщаю, для родителей не нова. И действительно, прожив со своим подростком лет пятнадцать, может, чуть больше или меньше, вы знаете своего ребенка лучше, чем кто бы то ни было: видите, чем он отличается от других, к чему стремится. И вот из этого можно собрать достаточно логичную и обоснованную картину пути профессионального развития и определить деятельность, которая ему может подойти.

Современные инструменты профориентации

Перейдя к рассказу о современных методах профориентации, детский психолог, тренер, тьютор Иван Кулаков заметил, что свое выступление хотел бы выстроить в интерактивной форме, и пригласил к участию в диалоге подростка из зала, желающего ответить на вопросы. Обращаясь к зрительнице – десятикласснице Екатерине, проявившей инициативу, – психолог, шутя, добавил:

- Вопросы будут классические, не страшные, и на основании ответов на них мы попробуем собрать наш конструктор будущего.

В процессе знакомства выяснилось, что Екатерина учится в десятом классе школы с углубленным изучением предметов искусств, получила диплом государственного образца о получении предпрофессионального музыкального образования по классу академического вокала. Проучившись девять лет одновременно по музыкальной и общеобразовательной программам, в десятом классе старшеклассники занимаются только общей учебой, специализированных и профильных классов в школе нет.

- Определилась ли ты, куда будешь поступать? Выбрала примерное направление? – уточнил Иван.

- Я знаю, по каким предметам буду сдавать ЕГЭ, и уже исходя из полученных результатов буду решать, куда идти и как действовать дальше, – таков был ответ Кати.

- А сейчас мы проведем эксперимент с нашим добровольцем и представим, что мы собираем в виде конструктора образ некоего будущего Екатерины. Это задача на креативность, здесь нет правильных и неправильных ответов, зато есть возможность подумать, собрать информацию, немножко пожить с этим и уже на основании этого сделать свои догадки, – продолжил свой интерактивный урок Иван.

- Первый ряд «кубиков» в конструкторе может быть разным, но, думаю, основой любых наших занятий является интерес. Это такой энергетический компонент деятельности: если интересы есть, то, соответственно, активность в их направлении возможна, – поясняет эксперт.

Сейчас довольно часто можно услышать спор о том, есть ли у современных подростков заинтересованность. Говорят, что интересов у них нет. Это абсолютно не так, подчеркивает профориентолог:

- Интересы есть у всех. Вопрос, скорее, в том, насколько глубоко мы копаем. У кого-то интересы проявляются явно, они хорошо видны, но так происходит не всегда. Иногда интересы нестабильны, и в таком случае даже диагностика может не дать представления о том, чем ребенок интересуется. Это характерно, например, для учеников восьмых классов и детей более младшего возраста. Если говорить о десятом классе, в котором сейчас учится Катя, обычно в это время интересы уже ярко выражены.

Хобби как штрих к портрету

- Катя, помимо музыкального профиля, чем ты в жизни занимаешься? Расскажи о своих хобби, – предложил Иван.

- Я очень люблю читать, мне нравится посещать концерты и слушать музыку разных направлений. Я участвую в постановке детско-юношеской оперы тюменского композитора: мы переосмысливаем сказку Андерсена «Снежная королева».

В приоритетах подростка та деятельность, которой он посвящает максимальное количество времени, – отметил спикер и продолжил разговор:

- С тобой все более-менее понятно: у тебя есть музыкальное образование, – высказался спикер, обращаясь к своей юной собеседнице.

Сейчас все мы потребляем большое количество различной информации. Именно с этим был связан второй вопрос Ивана к участнице творческого эксперимента:

- Какой контент в социальных сетях ты потребляешь, на каких блогеров подписана и какова тематика их профилей? Какую информацию тебе интересно извлекать с просторов всемирной сети?

- Если разделять информацию по направлениям, то предпочтение я отдаю аудиоформатам: слушаю аудиокниги и подкасты. На Youtube смотрю лекции по подготовке к ЕГЭ, а в качестве развлечения – короткие видео, слушаю книги и подкасты на тему психологии, истории, тру-крайма и, что скрывать, листаю летсплеи по видеоиграм и рилсы.

- Резюмируем вышесказанное, – продолжил психолог. – У Кати есть музыкальное образование, она занимается вокалом, любит читать и ходить на концерты, слушать подкасты, связанные с саморазвитием, психологией, историей и так далее.

Для определения склонностей Иван Кулаков порекомендовал такой диагностический инструмент, как «Карта интересов» Филимоновой. По словам спикера, это достаточно простой способ профориентационной методики, и его можно предложить подростку. Результаты опроса, который не занимает много времени, позволяют составить рейтинг интересов:

- Обращаю внимание родителей на то, что тестирование в целях профориентации имеет смысл для школьников примерно с восьмого класса. Раньше это не особо осмысленно, этим и обусловлена моя рекомендация.

Расскажи о себе, или Какой ты человек?

В основе профориентации лежат интересы. Важно увидеть, чему подросток посвящает свое время, – продолжает развивать логическую цепочку тьютор:

- Так, можно проанализировать закладки в браузере – и вы получите уникальную информацию о информационных предпочтениях человека.

Помимо интересов – энергетического компонента любой деятельности, – в основу конструктора будущего вторым слоем встают «кубики», отражающие личные качества человека:

- Это черты характера, которыми отличается каждая личность. При этом важно подчеркнуть, что по мере взросления человек меняется, и какие-то акценты могут смещаться. Я бы здесь обратил внимание на коммуникативные способности в контексте профориентации, ответил на вопрос о том, насколько подросток любит общаться.

Обращаясь к Екатерине – участнице диалога, – Иван спросил: «На твой взгляд, какими качествами ты отличаешься? Какие из них являются твоими сильными сторонами и какие, наоборот, выступают ограничителями?»

Отвечая на заданный вопрос, Катя ответила, что своими сильными сторонами считает открытость и умение легко находить общий язык с разными людьми, способность адаптироваться под меняющиеся ситуативные условия, стремление к лидерству в команде и умение организовывать коллективную деятельность. Из минусов юная участница диалога отметила вспыльчивость, которая может привести к конфликтам, невнимательность к деталям и склонность к прокрастинации.

Иван отметил, что чаще всего подростки, обладающие определенным уровнем рефлексии и способные более-менее объективно себя оценить, в качестве зон для развития называют плохую память, лень и прокрастинацию, а также отмечают в числе своих «ограничителей» низкую концентрацию внимания, неусидчивость, недостаток самоорганизации и самодисциплины. В качестве слабых сторон опрашиваемые также отмечают собственную токсичность, ранимость, импульсивность, проблемы с коммуникацией. В числе сильных сторон подростки выделяют такие качества, как умение слушать и общаться, развитый интеллект, креативность, упрямство, неконфликтность, хорошие организаторские способности, лидерство, целеустремленность, дружелюбие, любопытство, отзывчивость, спокойствие, искренность.

- В интернете большое количество личностных методик, которые можно использовать на пользу дела, если предложить их вниманию подростков. Результаты дают важную информацию, характеризующую человека, – подчеркивает профориентолог. – Из самых популярных могу порекомендовать опросник Кеттелла, это анкета-тест, где человек отвечает на вопросы о самом себе и выполняет несложные задания на сообразительность и общую эрудицию, и получает более полное представление о себе в плане личностных черт.

Без интеллекта никуда!

И третья составляющая, из которой конструируется будущее, – это когнитивные или интеллектуальные способности, рассказывает психолог. Для их оценки и диагностики нужно потрудиться над тестовыми заданиями, но представление о них можно получить и из общения с подростком, – отметил Иван Кулаков, задавая следующий вопрос своей юной собеседнице Кате:

- Какие школьные предметы тебе нравятся и хорошо даются?

- Языки, литература, история, обществознание, – так ответила Екатерина.

- Предположу, что ты ЕГЭ будешь сдавать по обществознанию.

- Я выбрала для сдачи обществознание, историю, английский.

- Это мы прояснили, – резюмировал психолог. – Но в целом это можно оценить по списку предметов, которые подростку нравятся и осваивать которые у него получается, потому что к ним есть способности.

Иван Кулаков также посоветовал ресурс для абитуриентов и родителей, которым можно пользоваться в профориентационных целях: сайт Поступионлайн. Его можно использовать для конструирования, потому что это агрегатор обучающих программ средних и высших учебных заведений по всей России. На этом сайте, по словам эксперта, очень удобные фильтры, помогающие подобрать как вуз, так и комфортное направление обучения. А дальше можно выбирать профессию под себя и двигаться в этом направлении к выбору образовательной программы в учебном заведении.

- У меня есть еще пара вопросиков к нашему добровольцу – Екатерине, – продолжил Иван. – С точки зрения будущей профессиональной деятельности, с чем бы тебе не хотелось сталкиваться вообще?

На этот вопрос участница диалога ответила, что не хотела бы работать с точными вычислениями, которые в школе даются ей с трудом, поэтому она отвергает любую профессиональную деятельность, связанную с математикой, а также не рассматривает в качестве профессии рукоделие и любую другую прикладную работу. По словам девушки, свое профессиональное будущее она связывает с литературой и иностранными языками.

Психолог отметил, что такие вопросы старшеклассникам полезно задавать. Кроме того, у подростков можно выяснить, с чем бы они хотели связать свое будущее и какими видами деятельности не прочь были бы заниматься.

Из дополнительных вспомогательных инструментов и классических профориентационных методик эксперт посоветовал экспресс-методику Климова, служащую для определения типа подходящих профессий. Иван Кулаков также отметил, что когнитивные интеллектуальные способности можно оценить самостоятельно или воспользоваться различными агрегаторами тестов, которых в интернете много и которые подростки могут пользоваться, чтобы получать более полные сведения о себе и обратную связь, помогающую принимать решения и осуществлять выбор.

Профессия по интересам

Возвращаясь к диалогу с подростком, в роли которого выступила десятиклассница Екатерина, психолог задался вопросом о том, в какой деятельности перечисленные Катей личностные качества, увлечения и интересы могут пересекаться и быть реализованными?

Слушатели образовательной площадки «Психология подростков» и сам спикер предложили такие варианты профессий для Екатерины, как лингвист, редактор, а также такие сферы профессиональной реализации, как научно-исследовательская деятельность в сфере языкознания, менеджмент в креативных индустриях, педагогика, нейропсихология, нейролингвистика.

В завершение выступления, обращаясь к родителям подростков, Иван Кулаков резюмировал итоги встречи:

- Это простейшая рабочая модель, которую я привел в качестве примера с использованием некоторых диагностических инструментов. Вы можете их использовать для профориентации детей. Живя со своими подростками много лет, вы знаете, к чему склонны ваши дети, и можете адекватно оценить то, на что они способны. Вопрос в том, как это до подростка донести. Но наша задача – эту информацию ему предоставить, расширить горизонты представлений о себе и жизненных перспектив, и все будет хорошо!

Спрашивали – отвечаем

По завершении своего выступления спикер форума «Семья» Иван Кулаков, детский психолог, тренер, тьютор из Санкт-Петербурга, ответил на вопросы из зала. Публикуем некоторые из них.

- Почему современные старшеклассники много внимания уделяют теме страхов и фобий? К примеру, выбирают их в качестве объектов для своих исследовательских школьных проектов?

- Страхи – это распространенная тема. Плюс время сейчас тревожное, неопределенное: я думаю это связано с этим. Маленькие дети быстро подхватывают настроения своих родителей, заражаются ими. А в старших классах к этому добавляется нагрузка в виде ОГЭ и ЕГЭ.

- В вашей практике часто встречаются замотивированные подростки?

- Да, достаточно часто. Я бы сказал, соотношение уже определившихся и тех, у кого полный туман в голове, составляет пятьдесят на пятьдесят. Однако в процессе тестирования и общения с подростком нередко выясняется, что он уже выбрал для себя деятельность, которой бы хотел заниматься, только не говорит об этом родителям. Если же ребенок затрудняется с самоопределением, оценкой своих сильных и слабых сторон, выбором интересов, то можно обратиться к профориентологу, чья задача – донести до подростка информацию, пусть даже специалист и повторит другими словами то, что говорят ему родители.

Напоминаем, что все фотографии с форума «Семья» выложены в открытом доступе в группе семейного проекта «Создавая будущее».

Генеральный информационный партнер форума «Семья» – телеканал «Тюменское время» (21 канал кабельного телевидения).