Найти в Дзене
BFM.ru

Антон Кульбачевский: «Цифровая трансформация охватывает большинство направлений природоохранной деятельности в Москве»

   Антон Кульбачевский, руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.Пресс-служба
Антон Кульбачевский, руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.Пресс-служба

Руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антон Кульбачевский рассказал о цифровизации в сфере экологии, об успехе данного процесса, а также о данных, цифрах и прогнозах на будущее.

Как идет цифровизация в сфере экологии и охраны окружающей среды? Какие технологии наиболее перспективны?

Антон Кульбачевский: Охрана окружающей среды в Москве из аналоговой сферы уже практически перешла в цифровую. Сегодня цифровая трансформация охватывает большинство направлений природоохранной деятельности в городе.

Один из примеров — оказание большинства природоохранных госуслуг в электронном виде через портал госуслуг, что позволило существенно сократить сроки их предоставления и количество документов.

В приоритете московской системы экологического мониторинга — использование автоматизированных высокоточных методов измерения показателей природных сред. В их числе — дистанционный контроль за промышленными выбросами, оползневыми склонами, использование систем видеонаблюдения и интеллектуальных систем мониторинга зеленых насаждений.

Отмечу, что дистанционные методы контроля — это поле для расширенного использования искусственного интеллекта в сфере экологии. Перспективными задачами являются, например, аналитическая обработка больших массивов данных с выявлением природоохранных нарушений в дистанционном формате.

Какие факторы обеспечивают успех внедрения современных информационных технологий в сфере экологии и охраны окружающей среды?

Антон Кульбачевский: Успех цифровизации во многом зависит от качества исходных данных. Точность каждой цифры — приоритетная задача. От этого зависят результаты «углубленной» аналитики и итоговых данных, позволяя перерабатывать исходные данные в качественную информацию.

Результаты экологического мониторинга аккумулируются в электронном виде в специальной информационной системе по всем природным средам — воздух, водные объекты, шум, метеоданные, состояние зеленых насаждений и т. д. Только в режиме реального времени каждые 20 минут поступают около 4 тысяч измерений. С учетом всех измерений ежегодный объем данных — около 72 млн показателей. Общий объем данных — около 1 трлн измерений.

В Москве данные экомониторинга в режиме реального времени доступны для жителей на сайте ГПБУ «Мосэкомониторинг». Такая система позволяет перейти на новый уровень отношений с населением.

Оцифровка данных и информации дает гораздо больший экологический эффект, чем если бы эти данные были на бумаге и обрабатывались вручную. По сути, big data становятся драйвером развития и независимых решений.

Можете привести свежие примеры внедрения инновационных технологий в экологии?

Антон Кульбачевский: Приведу два примера решений, которые были внедрены в течение последнего года в сотрудничестве с Гидрометцентром РФ. Их можно назвать инновационными.

Первое решение — оперативный прогноз качества воздуха на сутки вперед по всей Москве. Это современная оперативная технология, которая учитывает химические процессы в атмосфере, пространственные различия метеоуловий, данные наших автоматических станций.

Второе — технология расчета распространения облака загрязнения от природных пожаров. Решение особенно актуально в текущих условиях, когда мы все чаще сталкиваемся с волнами жары.

Какие еще экологичные эффекты принесло внедрение IT-технологий?

Антон Кульбачевский: Экологический эффект от цифровизации наблюдается в смежных областях. Один из примеров — внедрение счетчиков горячего и холодного водоснабжения, которые на 40% снизили водопотребление в среднесрочной ретроспективе. В жилых домах устанавливаются автоматизированные узлы управления отоплением, что также снижает потребление.

Энергоэффективные интеллектуальные системы охватили городское освещение Москвы. А система интеллектуального управления транспортными потоками сделала поездки по городу более эффективными, позволила снизить выбросы загрязняющих веществ.