Французская "новая волна" - это огромная часть мирового кинематографа, без которой немыслимы новый голливуд и современное кино в целом. За небольшой приод с конца 1950-ых по начало 1960-ых французский кинематограф изменил базовые принципы создания фильмов, вывел режиссера на то место, которое он занимает сегодня и стал источником вдохновения для огромного количество режиссеров.
Давайте посмотрим на то, как это движение зародилось.
Предпосылки
Франция после Второй мировой войны была страной, переживавшей потрясения, значительные изменения происходили в культуре, социальной жизни и политике. Война серьезно повлияла на Францию и то, какое участие она в ней приняла, значительно влияло на настроение людей и государственное устройство, и страна изо всех сил пыталась восстановить себя.
В культурном плане Франция переживала период обновления и экспериментов. Послевоенный период ознаменовался всплеском художественных и литературных движений, включая экзистенциалистское движение, которое исследовало темы индивидуализма и человеческого состояния. В Париже также начала процветать джазовая сцена: в городе поселились такие американские музыканты, как Майлз Дэвис и Чарли Паркер.
С точки зрения социальной жизни Франция также переживала значительные изменения. Война нарушила традиционную структуру семьи, и многие женщины стали играть новую роль в трудовой деятельности и в обществе в целом. Послевоенный бэби-бум также способствовал обновлению и оптимизму среди французского народа.
В политическом плане Франция переживала переходный и нестабильный период. Четвертая республика, установленная после войны, была поражена политической коррупцией и экономической нестабильностью. Это привело к целому ряду кризисов, включая Индокитайскую и Алжирскую войны, которые еще больше дестабилизировали страну.
В то же время французская киноиндустрия находилась в состоянии кризиса. Традиционная система студийного кинопроизводства застряла в костюмированных драмах снятых в павильонах, и французские зрители отворачивались от безвкусных, шаблонных фильмов прошлого. Это открыло возможности для нового поколения кинематографистов, которые стремились экспериментировать с новыми формами и стилями.
Источники вдохновения и идейные основания
На французскую "новую волну" оказали серьезное влияние работы других кинематографических движений со всего мира. В частности, итальянское неореалистическое движение, которое подчеркивало натуралистичность повествования и использование непрофессиональных актеров. А фильмы американских режиссеров, таких как Альфред Хичкок, Джон Форд и Говард Хоукс показали, что коммерческое кино может быть и художественно амбициозным.
"Новую волну" определила идея теории авторского кино, согласно которой истинным автором фильма является режиссер. Эту идею отстаивали такие кинокритики, как Андре Базен и Франсуа Трюффо, которые утверждали, что режиссеры должны иметь возможность выражать свое личное видение и стиль в своих работах.
Все эти факторы объединились, чтобы создать французскую "новую волну". Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Аньес Варда, Клод Шаброль, Жак Риввет оказали глубокое влияние на мир кино, вдохновив бесчисленное множество кинематографистов по всему миру на эксперименты с новыми формами и стилями.
Эта статья первая из цикла "Французская новая волна", мы планируем осветить это явление со всех сторон, чтобы люди интересующиеся кинематографом, смогли в одном месте найти всю информацию в простой и интересной форме.