«Русский альбом» королевы советского рок-н-ролла, опередивший своё время

2,3K прочитали

Вряд ли земное летоисчисление и привычная нам география оказывают какое-то влияние на Жанну Агузарову, но будущая марсианка отечественной эстрады родилась 7 июля 1962 года в посёлке Туртас под Тюменью. С первых шагов на сцене она ломала привычные представления, выглядела и звучала не как все.

Вряд ли земное летоисчисление и привычная нам география оказывают какое-то влияние на Жанну Агузарову, но будущая марсианка отечественной эстрады родилась 7 июля 1962 года в посёлке Туртас под Тюменью.
  • Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.

Группе «Браво» повезло с Жанной Хасановной. Вокалистка с пронзительным мальчишеским голосом и взглядом, направленным поверх голов куда-то в иные миры, привнесла в музыку команды новое, неподконтрольное привычным координатам измерение. Она пела о кошках, старом отеле и жёлтых ботинках — но получалось не только об этом, но и о чём-то другом, дразнящем и скрытом от глаз.

Кажется, Жанна видела в реальности ту страну, в которой рифы плещутся в янтарной волне, а в небе плывут облака цвета фламинго.

Но в «Браво» неуёмной Жанне стало тесно. В 1988 году она покинула коллектив на пике славы, чтобы придумать что-то своё. Возможно, на решение отправиться в сольное плавание повлияла Алла Пугачёва, с которой Жанна Агузарова сотрудничала в этот период. В программе «Встреча друзей» экс-вокалистка «Браво» в своей неповторимой манере исполнила песню «В городе моём», написанную Пугачёвой на стихи Ильи Резника.

Весной 1989 года Жанна Агузарова выступила в программе «Музыкальный ринг» с новыми песнями, совершенно не похожими на те, что она пела в «Браво». Они вообще ни на что не были похожи. Это были глубоко авторские творения, которые по сей день слушаются на удивление свежо. Современные молодые музыканты мечтают повторить это звучание и сымитировать тот полёт мысли, которые Жанне Агузаровой были присущи органично.

В «Зимушке» на каком-то глубинном уровне переплелись русский фольклор, советская синтезаторная музыка и угловатый нововолновый синти-поп.

Новые песни составили альбом, который появился на свет в 1991 году. Тексты к четырём из девяти, вышедших в первом издании, написал поэт Александр Олейник (он же Сталкер), выходец из московской группы «Постскриптум», у которого авантюрная жилка сочеталась с творческим даром. Разухабистая «сталкеровская» «Марина» повергла зрителей «Музыкального ринга» буквально в ступор... Хотя это и не самый радикальный номер на альбоме.

В качестве автора большей части музыки выступила сама Жанна Агузарова. И на этом поприще она явно преуспела, очаровательно совместив новую волну и старорежимный рок-н-ролл с русскими напевами и абсурдистской сумасшедшинкой. Всё это давалось Жанне легко, с обескураживающей простотой и искрой в глазах: «Посмотри вокруг! Высота близка — протяни руку и достанешь!»

Альбом без названия, записанный в Москве и Ленинграде, выпустил в свет упомянутый выше Александр Олейник — на основанной им же независимой фирме грамзаписи BSA, которая базировалась в Риге. Пластинка, упакованная в шероховатую на ощупь обложку, была оформлена сдержанным чёрно-белым портретом артистки в стиле русского авангарда 1920-х.

В последующие годы она будет переиздана несколько раз на кассетах и компактах с чехардой в треклисте и с разными обложками. А в 1995 году получит название «Русский альбом».

Альбом вышел — но её создательница была уже не здесь. Жанна Агузарова ещё не ушла в астрал, но на пять лет перебралась в Лос-Анджелес, влекомая то ли мечтами о славе, то ли тягой к смене мест, то ли поисками вдохновения. Новое десятилетие сулило новые возможности, и некоторые представители отечественной рок-сцены решили испытать себя за океаном.

К сожалению, «Русский альбом» так и остался в подвешенном, пограничном состоянии. Жанна Агузарова была далеко и не могла принять участие в его раскрутке. Пластинка вышла без её контроля и лишь годы спустя получила каноническое, одобренное автором издание.

Но в этом аутсайдерском положении есть своя прелесть. «Русский альбом» не только опередил своё время, но и остался лучшим в дискографии певицы. Он и сейчас выглядит непокорённой вершиной позднесоветской поп-музыки.

В дальнейшем Жанна Агузарова принимала участие в различных музыкальных проектах, выпускала во многом случайные альбомы, экспериментировала с внешностью и давала путаные интервью, признаваясь в своём внеземном происхождении. Она вернулась в Россию, но уже без прежней шумихи.

И лишь «Русский альбом» звучат по-прежнему искристо и хрустко, сочетая в себе дерзость, игривость и душевность. На нём лежит печать времени, за ним тянется шлейф воспоминаний... Но каждый раз эти песни позволяют всмотреться в себя заново.

«Русский альбом»Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!