13,6K подписчиков

Нора Полонская. Женщина, к которой тянулись

9,5K прочитали

Сегодня, 6 июня, исполняется 115 лет со дня рождения Вероники Витольдовны Полонской (1908 – 1994). Советская актриса театра и кино, она по своей натуре была роковой женщиной.

Вероника Витольдовна Полонская
Вероника Витольдовна Полонская

Отцом Норы, как все ее называли, был Витольд Полонский, знаменитый актер немого кино, мать – Ольга Гладкова – служила актрисой в Малом театре. Собственно, в Малом они и познакомились: Витольд был принят в труппу прославленного театра после окончания Московского театрального училища (нынешней «Щепки»), сыграл на императорской сцене несколько ролей, а затем сделал стремительную карьеру в молодом искусстве кинематографа. Он снимался в фильмах, выпускавшихся кинофирмой Александра Ханжонкова, производя неизгладимое впечатление на зрителей своей аристократической внешностью (Витольд Полонский был польским дворянином) и хорошей актерской школой.

Витольд Полонский - звезда немого кино
Витольд Полонский - звезда немого кино

Интересно пишет о нем киновед Ирина Гращенкова:

«Холодный, картинно-красивый, изысканно одетый экранный персонаж Полонского был характерным типом времени. Он вспоминается у многих живописных полотен Серебряного века. Вот, например, знаменитый портрет поэта Дмитрия Философова, выполненный Львом Бакстом в технике пастели. Зрителям, в особенности, зрительницам нравился такой тип мужской красоты. Неудивительно, что Полонский был из ряда наиболее высокооплачиваемых киноактеров: у Ханжонкова в месяц он получал столько, сколько за год работы в театре исполнитель его ранга и положения».

С такими родителями сложно представить себе другую профессиональную судьбу для девочки. И Нора действительно начала сниматься еще в детстве. «Все уходит из памяти, даже названия картины уже не вспомнить. Осталось только воспоминание о какой-то красивой белой спальне, где я играла с папой, а нас в это время снимали в кино», – рассказывала она в конце жизни. Миловидная, кудрявая девочка с выразительным взглядом не раз появится в немых кинолентах.

Нора Полонская с отцом, кадр из немого кино
Нора Полонская с отцом, кадр из немого кино

В 1917 году, с началом Октябрьской революции семья вслед за цветом кинематографа перебралась в тогда еще спокойную Одессу. У Витольда Полонского был подписан контракт с Голливудом, оставалось лишь купить билет на пароход и отправиться покорять американский континент. Но этого не случилось – в начале 1919 года отец Норы умер от пищевого отравления, и Ольга Гладкова вместе с дочерью остались в России.

В 1924 году 16-летняя Нора стала ученицей Театрально-драматической школы МХАТ, возникшей взамен обретших независимость студий. Набор был крошечный – всего пять мест! – но колоссальная конкуренция не стала для нее проблемой. Учителями Норы были Николай Баталов, Юрий Завадский, а еще ей посчастливилось получать уроки актерского мастерства у самого Константина Сергеевича Станиславского. Полонская очень быстро влюбила в себя почти всю мужскую часть театра. Ее подруга и коллега Софья Пилявская так описывала природу женской магии Норы: «От нее исходила какая-то сияющая женственность. Необыкновенной красоты фигура, лицо – нежнее и мягче любого классического образца. А главное, она была прекрасный, умный, глубоко чувствующий человек».

Михаил Яншин, первый муж Норы Полонской, в роли Лариосика в спектакле МХАТа "Дни Турбиных". Эта роль в 1926 году сделала его знаменитым
Михаил Яншин, первый муж Норы Полонской, в роли Лариосика в спектакле МХАТа "Дни Турбиных". Эта роль в 1926 году сделала его знаменитым

Из всех поклонников Нора выбрала молодого актера МХАТа Михаила Яншина. В 1926 году они обвенчались. Станиславский подарил жениху только что вышедшую книгу «Моя жизнь в искусстве» с подписью: «Любите жену и искусство. Будьте верны им, будьте нежны и заботливы к ним, умейте приносить им жертвы». Брак этот не стал счастливым и распался к 1933 году. Тайны, свидания на стороне – все это разрушало связь изнутри и делало союз мучением для обоих.

С кем же были эти встречи, порождавшие столько проблем? С поэтом Владимиром Маяковским.

Нора Полонская в фильме Лили Брик "Стеклянный глаз", 1928 г.
Нора Полонская в фильме Лили Брик "Стеклянный глаз", 1928 г.

В 1928 году Лиля Брик вместе с литератором Виталием Жемчужным пригласила Нору Полонскую в свою картину «Стеклянный глаз» на роль роковой красавицы, походившей на американскую диву той поры. Подобное амплуа долго еще сопровождало актрису: «Режиссеры покупались на внешние данные. Принадлежность к бывшему высокому сословию угадывалась легко, а это одно в то время не нравилось, во мне видели “обманщицу”, “прожигательницу”».

Фильм стал успешным и долго не сходил с экранов советских кинотеатров, а Нора вошла в богемное окружение Лили Брик. С Маяковским Полонская впервые встретилась год спустя, когда Брики пригласили ее с супругом на ипподром. После этого встречи их стали практически ежедневными – после репетиций она торопилась к нему, сочиняя все новые и новые оправдания для своего супруга. По воспоминаниям самой Полонской Владимир Маяковский относился к ней как «к очень молодому существу, боялся огорчить, скрывал свои неприятности». Но при этом вовсе не старался прятать от нее свои перепады настроения, открыто ревновал Нору к ее мужу и под конец даже требовал ее ухода из театра. Все это омрачало их роман.

В роли Ирины в фильме "Три товарища", 1935 гг.
В роли Ирины в фильме "Три товарища", 1935 гг.

В 1930 году Нора получила роль Вари в готовящемся спектакле «Наша молодость» (инсценировка популярного тогда романа Виктора Кина «По ту сторону» о Гражданской войне). Репетиции шли тяжело, Полонская регулярно на них опаздывала из-за встреч с Маяковским, тем самым ужасно раздражая режиссера этого спектакля Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Накал отношений Полонской и Маяковского нарастал: поэт требовал, умолял и угрожал, а она раз за разом ему отказывала.

14 апреля того же года случилась точка невозврата. Существует немало версий об обстоятельствах смерти Маяковского. Официальная: самоубийство, единственной свидетельницей которого стала Нора Полонская. Как известно, она была упомянута в предсмертной записке поэта: «Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская». Нора была с ним в эти последние страшные минуты, и увиденное оставило на ней печать сильнейшего потрясения.

Владимир Маяковский
Владимир Маяковский

Актерская судьба Норы Полонской во МХАТе складывалась не очень удачно. Все роли можно подсчитать и перечислить: уже упомянутая Варя в спектакле «Наша молодость», губернаторская дочка в «Мертвых душах», Луиза Жерар в «Сестрах Жерар», Китти в «Рекламе» и Наталья Алексеевна в «Елизавете Петровне». Больших, вошедших в историю театра ролей в этом списке нет. Во всех она была хороша, но не более. Ее время от времени приглашали сниматься в кино – «Конвейер смерти», «Три товарища» – но сама Полонская говорила, что сердце ее было отдано театру: «На съемках мне было неуютно – нет непрерывности жизни в роли».

Вероника Витольдовна Полонская в зрелые годы
Вероника Витольдовна Полонская в зрелые годы

Расставшись с Михаилом Яншиным, она вскоре вышла замуж за Валерия Азерского, который служил администратором в Театре имени Вс. Мейерхольда. В этом браке у них родился сын Владимир – в честь кого назвали ребенка, ни для кого не было секретом. Позже, когда Азерского репрессировали как «врага народа», она соединила свою судьбу с актером Дмитрием Фивейским. С Художественным театром союз Полонской также не был долговечен: в 1935-м она перешла в студию Юрия Завадского, где в спектакле «Школа неплательщиков» играла избалованную роскошью парижанку, уехала со студией в Ростов, в 1938-м на два года вернулась во МХАТ, а с 1940 по 1973 год служила в Театре имени Ермоловой. Уже в зрелом возрасте Полонская несколько раз появлялась на киноэкране, в том числе в эпизодической роли в «Войне и мире» Сергея Бондарчука.

Читая воспоминания людей, знавших Веронику Витольдовну Полонскую, можно увидеть женщину, к которой люди тянулись и которой восхищались. Изящную, деликатную и очень скромную. Ее вспоминают как приятного собеседника, умевшего почувствовать настроение разговора и подстроиться под него. Она могла выглядеть потрясающе в платье, сшитом ее подругами по театру из двух старых нарядов, или же в самой дешевой синтетической шубе. Вероника Витольдовна ушла из жизни в 86 лет, до последнего своего часа оставаясь истинной леди.

Сегодня, 6 июня, исполняется 115 лет со дня рождения Вероники Витольдовны Полонской (1908 – 1994). Советская актриса театра и кино, она по своей натуре была роковой женщиной.-9

Фото из открытых источников

Автор текста: Екатерина Белова