Историческая справка о Каховской ГЭС.
Строительство Каховского гидроузла началось в сентябре 1950 года согласно постановлению Совета Министров СССР от 20 сентября 1950 года «О строительстве Каховской гидроэлектростанции на Днепре, Южно-Украинского канала, Северо-Крымского канала и орошения земель южных районов Украины и северных районов Крыма». Сооружение ГЭС было поручено коллективу ордена Ленина управлению «Днепрострой», который в 1927—1932 годах возводил ДнепроГЭС.
Основные этапы строительства:
С 1950 по 1952 год — построена железная дорога Каховка — Фёдоровка длиной 154 км и введена в эксплуатацию ЛЭП-154 кВ Кривой Рог — Каховка длиной 140 км
С 1952 по 1953 — проходила разработка котлована и намыв песка в тело земляных плотин
30 марта 1952 — заложен первый куб. метр бетона в сооружение ГЭС.
С 1952 по 1953 выполнялась укладка бетона в сооружения гидроузла
10 июня 1955 началось движение за Каховский шлюз
5 июля 1955 было перекрыто Днепр, затоплен котлован
17 октября 1963 введён в эксплуатацию Северо-Крымский канал.
Строительство осуществлялось специальным строительно-монтажным управлением «Днепрострой» под руководством С. Н. Андрианова и главных инженеров П. А. Медведева, П. С. Непорожнего.
Первые рабочие и специалисты прибыли из города Запорожье в октябре 1950 года: было организовано 7 подрядных строительных и наладочных управлений: «Гидромонтаж», «Гидроэлектромонтаж», «СГЕМ», «Южсантехмонтаж», «Гидроспецбуд» и «Гидромеханизация».
Основное оборудование поставлялось Харьковским турбинным заводом, Запорожским трансформаторным и механическим заводами.
На строительстве Каховской ГЭС применялись новые скоростные методы производства, что значительно сократило сроки строительства.
Монтаж первой турбины начался в августе 1954 году и был завершён 18 октября 1955. Именно этот день и считается днём рождения станции. 13 октября 1956 был введён в эксплуатацию последний шестой гидроагрегат, а 19 октября 1959 Каховская ГЭС была принята в промышленную эксплуатацию с установленной мощностью 312 МВт.
Объект был отнесён к Великим стройкам коммунизма (см. марку Почты СССР). Для строительства и обслуживания электростанции был создан город Новая Каховка. На строительстве Каховского гидроузла работало: 12 тысяч человек, 1100 автомашин, 30 экскаваторов, 75 гусеничных и портальных кранов, 100 бульдозеров, 14 паровозов и 7 земснарядов.
Постановлением Кабинета Министров Украины № 1026 «Об увековечении памяти П. С. Непорожнего» от 26.06.2000 Каховской гидроэлектростанции присвоено имя выдающегося учёного и государственного деятеля Петра Степановича Непорожнего.