(название – цитата из песни «Паромщик» из репертуара Аллы Пугачёвой).
Сегодня речь пойдёт о строительстве причала.
Сам Новониколаевск зародился на правом берегу реки Обь. Однако, даже ещё раньше постройки моста и прокладывания железной дороги, на левом берегу находилось Бугринское Село и деревня Кривощёково.
Несмотря на наличие железнодорожного моста, обеспечить перевозку всех грузов поездом было невозможно. Да и не многие стали бы покупать билет на поезд, ради того, чтобы проехать одну остановку на другой берег.
Поэтому уже в 1894 году начали осуществляться перевозки людей и грузов официальным водным транспортом.
В 1899 году «в 100 саженях выше Каменки» (чуть больше 200 метров. Кстати, сейчас река Каменка частично закопана) был построен причал. С бОльшим количеством людей Новониколаевску требовалось, соответственно, больше ресурсов, что привлекало предпринимателей, которые хотели поднять приличные суммы в растущем городе.
Причал также, помимо функции взаимодействия двух берегов, начал принимать большое количество гостей из соседних городов. Во время своей популярности на причале останавливались лодки из Бийска, Барнаула, почти со всех городов и крупных сёл Алтая, а также с других регионов.
Что интересно, в 1915 году было утверждено три основных вида судоходного транспорта. Это пароходы, парусные лодки и (предупреждаю! Сейчас может быть немного неожиданно) – плоты. Да, когда-то, чтобы перебраться на другую сторону реки, люди самостоятельно создавали плавсредства. Конечно же, это не были просто два-три бревна, связанные между собой, но сам факт, что в середине второго десятилетия двадцатого века плоты не просто существовали, но были даже официально признаны, не может не удивлять.
Везли самые разнообразные грузы: от зерна и масла, до руды, из которой затем изготавливались различные инструменты и элементы домов и повозок.
При этом Новониколаевск мог быть и не последней точкой для продажи товаров. Благодаря железной дороге, грузы, прибывшие на причал, на вокзале перегружались в поезда, после чего могли перевозиться хоть по всей стране.
Нашёл интересную фотографию, не мог с вами не поделиться, хотя она и более позднего времени. На фото – заброшенный дебаркадер: стационарный причал, располагавшийся когда-то на воде и служивший для швартовки кораблей не на берегу, а, например, на середине реки.
Пароходы заменили на теплоходы, плоты как анахронизм, перестали существовать вовсе, а причал действует до сих пор и наверняка простоит ещё ни одно десятилетие. За годы он, возможно, был немного передвинут и даже слегка расширился, да и называют его всё чаще пристанью, а не причалом, но найти его можно здесь – в Новосибирске, на правом берегу Оби.
Узнать, как делили между собой мост плоты и парусники, а также много другой интересной информации о городе, можно на сайте Новониколаевск: Живая История:
https://map.cbstolstoy.ru/zakamenka/
Увидимся в следующих статьях!