7,7K подписчиков

УБИЙЦА – ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ?

106 прочитали
Тилье Франк. Лука, или Темное бессмертие: роман / Франк Тилье ; пер. с фр. Р. Генкиной. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2020. – 480 с.
Тилье Франк. Лука, или Темное бессмертие: роман / Франк Тилье ; пер. с фр. Р. Генкиной. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2020. – 480 с.

Эту книгу я бы советоал прочитать тем адептам цифровизации и искусственного интеллекта, кто на всех мыслимы и немыслимых медийных углах вопит о преимуществах машины перед человеком. А еще о том, что скоро в мире ничего не будет, а останется только один искусственный интеллект, который его стторонники сладостно именует по-домащнему – ИИ. Среди нх я знаю одну даму-профессора, которую зовут Татьяна Владимировна. Она, что называется, оседлала тему и во всех городах и весях, вузах и СМИ ведет свой удручающий футуристический и мрачный нарратив о том, как ИИ в ближайшем будущем победит человека, его мысли и чувства.

А вспомнил я в очередной раз об этой дигитал-Ванге в связи с прочтением того самого романа модного и популярного французского писателя Франка Тилье, который называется «Лука». Это имя малютки, появившегося на свет благодаря современным технологиям биологического производства. Он возникает во второй половине текста. Первая посвящена исключительно работе парижских полицейских. Главная их парочка нам хорошо знакома: комиссар Франк Шарко и его супруга Люси Энебель. Их команде приходится распутывать запутанные нити сразу нескольких кровавых преступлений, где есть все - обезображенный труп, и странные садомазо поклонники, и человек, знающий день и час своей гибели. Словом, если выхотите убедится в жестокости и несовершенстве окружающего нас мира, то просим пожаловать к чтению романа «Лука».

Детектив трудно анализировать, потому что есть опасение невольно выдать его интригу. К счастью, Тилье – мастер сложноходовок, и по сему, если вы внимательно при чтении следуете за одной линией расследования, то это не значит, что иные пройдут стороной. Отнюдь. Вам придется постоянно переключать собственное внимание с одной ветви повествования на вторую, третью. Но причудливым образом они все сплетутся в единый тугой узел со страшными и временами натуралистическими подробностями и обстановки, и деталей расследования. И все это будет связано с движением трансгуманистов. Оно не плод фантазии писателя Тилье, а вполне реальное социально-психологическое явление, имеющее в своей основе философскую базу, напрямую связанную с верой в предел развития и человеческого общества в целом и каждого индивидуума в отдельности. Ближе к финалу Франк Тилье, не стесняясь указывает на идеи последователей столь странного и деструктивного движения: «Искусственный интеллект, умножение человеческих вохзможностй, манипуляция жизнью в пробирке, покорение пространства и бессмертие…таковы были пять главных тем, продвигаемых движениями трансгуманистов».

Все было бы хорошо с точки зрения прогресса цивилизации, если бы они не допускали уничтожение тех, кто, по их мнению, встает на дороге человечества к технократическому счастью. И здесь философская линия устрашающего влияния ИИ на жизнь человека и всего общества тесно сплетается с отвратительными подробностями тех превентивных мер, которые предпринимают трансгуманисты, чтобы подавить мешающее им инакомыслие и инакодействие. И уже одно обстоятельство ставит под сомнение гуманизм их идей. Здесь самое время вспомнить еще об одном мороке современной человеческой цивилизации – Big Data, который стал для многих неким симоволом успеха дигитализации и прогресса в деле победы технократии.

Франк Тилье хитро устроил текст собственного сочинения таким манером, что по сути соперники – бригада Франка Шарко и все те, кто стал преступником, включая специалистов IT – как бы расхоядтся вничью с полей сего криминального романа. Но ощущение тревоги остается. Здесь самое время обратить внимание на двойной эпиграф романа. Первый – из Данте Алигьери: «Помни об этой ночи, она залог бесконечности». Второй – из Льва Толстого: «Свет, находящийся в нас, стал тьмою. И тьма, в которой мы живем, стала ужасна».

Каждый может поразмышлять об этом на досуге. Но намекну на то, что именно цифровизация и, частично, ИИ стали в своей совокупности первопричиной тех кровавых деяний, о которых в книге прочтут поклонники детективного жанра. Я бы и Татьяне Владимировне порекомендовал вместо «страшилок» о возможносnях ИИ взять в руки иную книгу, и обнаружить странный процесс позитивной оценки со стороны иной научной школы. Например, из книг нашего соотечестнника Александра Беляева. Помните историю про голову профессора Доуэля? Все-таки то была голова человека, а не компьютер. Последнему временами так и хочется взять власть на нашей планете в свои руки. Чем все может закончится? Читайте роман Артура Кларка «2001: Космическая Одиссея» и смотрите его экранизацию в исполнении Стэнли Кубрика. Там, по крайней мере, не жутких убийсств и обезображенных тел.

А с ИИ при неимении современных технических альтернатив можно бороться просто и эффектно. Раз! И выдернул штепсель из розетки. Вот и рассказывайте после этой операции, милый ИИ в паре с Татьяной Владимировной, о том, каковый вы – мощный. Во всех смыслах. А мы пока продолжим читать книжки! В том числе, и Франка Тилье.

Сергей Ильченко