Встретилось видео. Кинолог занимается с собакой, а собака периодически бросается кусать... деревья.
Вот прямо подбегает, подпрыгивает, пытается куснуть кору или что-то выступающее. Хозяйка зовëт собаку - пëс реагирует, но не сразу.
Кинолог предлагает "нещадно наказывать" и сместить фокус внимания собаки с дерева на подвешенную игрушку. Хозяйка потягивает собаку, ухватившую игрушку, пëс ноет, не разжимая пасти. Игрушку отстëгивают от дерева и отправляются с ней "побегать".
В следующем кадре собака снова кусает дерево, но уже не бросает это занятие по команде. Хозяйка приходится подбежать и отогнать собаку от берëзки или чего-то там.
И только теперь кинолог спрашивает, когда это началось.
Выясняется, что некоторые время назад собака была в передержке у родственников, которые играли с ней в палки и предлагали хватать наклонённые ветви.
"Немного подпортили вам собаку" - резюмирует кинолог.
На днях мне написали, что "нормальный кинолог не пойдёт учиться зоопсихологии". А жаль, очень жаль. Не помешало бы "нормальным кинологам" получить представление психических процессах у собак.
Итак, что осталось незамеченным кинологом и какие ошибки он совершает?
Его подопечная - собака, которой стандартом предписана уравновешенная психика. Настойчивое повторение бессмысленного, не дающего очевидных выгод, действия - нетипично для уравновешенных животных. Видимо, есть выгоды неочевидные, так называемые вторичные?
*Вторичные выгоды даже у человека находятся глубже уровня осознания. Объедаться до тошноты, избегать завязывания отношений, методично совершать небезопасные действия - это примеры (далеко не все) вторичных выгод. Причины выбора такого поведения кроются в психологическом дискомфорте.
Итак, собаку "подпортили" - показали некое действие, которое не носит большого смысла, но почему-то ей понравилось. И теперь она повторяет это действие. Почему?
"Игра в деревья" появилась как нечто новое, незнакомое в момент переживания разлуки с хозяйкой. Игра активная, включает движение и кусание.
Стоп! Если бы кинолог изучал зоопсихологию - он бы знал, что движение и кусание-разгрызание снижают у собак нервное напряжение, играют роль релаксации.
Собака, испытывающая стресс разлуки, обнаруживает что "нападение на деревья" помогает ей успокоиться. Возникает самоподкрепляемое поведение. "Когда я волнуюсь, я кусаю деревья и мне становится легче. Буду делать так всегда, когда мне тревожно".
На глазах у хозяйки возникают предпосылки или уже активно формируется невроз навязчивых действий. ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство). Нарушение психики, способное зайти довольно далеко.
То, что это небезопасно, кинолог знает, поскольку между делом сообщает "она может превратиться в маньяка". Но механизм развития такого нарушения ему не понятен. Иначе рекомендации " нещадно наказывать " (в данном случае - шлёпать по морде ладонью) просто не было бы. Это вообще, очень странная тактика - шлёпать по морде собаку вообще и тем более собаку, у которой "крыша едет" в сторону "хватать и грызть".
Потеребить собаку, вцепившуюся в привязанную игрушку и активно побегать с игрушкой - тоже ошибочная тактика. Во-первых, теребя игрушку собака (может быть) перенесëт свой невроз на неë. Но не избавится от проблемы. Во-вторых, собака ищет успокоения (к слову, а что это еë так растревожило, при встрече с кинологом?), а еë возбуждают ещё сильнее.
Что нужно было бы делать, на мой взгляд?
- Заняться с собакой интеллектуальными играми
- предложить собаке поисковые игры
- обязательно убедиться, что собака достаточно спит и вообще, отдыхает полноценно. Псы этой породы обычно довольно легко переносят временные перемены и быстро восстанавливаются после стрессов. Если собаке во время передержки понадобился "успокоитель", в который она "вцепилась мёртвой хваткой", возможно бытовые условия не способствуют нормальному восстановлению психики
- УБРАТЬ ШЛЕПКИ ПО МОРДЕ! Больше 100 лет назад, далëкие от современных знаний, кинологи прекрасно понимали, что подобные действия, совершаемые хозяином или проводником - разрушают доверие. Кто не верит мне - находит в интернете "Руководство по воспитанию полицейских и военных собак" Василия Лебедева, из которого позднее выросла советская кинология. Там много дикого, на нынешний взгляд, но недопустимость "ручных" наказаний - обозначена чëтко.
- вообще проверить баланс наказаний и поощрений. Многие противники положительного подкрепления (и номинальные не противники, тоже), грешат сильным перекосом в создании для собаки дискомфорта.
- изучить с собакой протоколы релаксации.
- может быть - сменить кинолога. Не дело это, когда приходя на занятия собака бросается на поиски того, что еë успокоит.
А я буду думать, как максимально доступным языком рассказать, почему с возбуждением нельзя бороться через возбуждение.