Новая мини-рубрика "упущенные возможности":
- Если бы в 2012 году вы купили акции Куйбышевазота на 1 миллион рублей, то сейчас у вас было бы примерно 10 миллионов рублей.
Занимаясь раскопками гугла по части никеля я понял две вещи. Первая - есть категория людей, которые задав гуглу максимально глупый и странный запрос получат в первой же ссылке нужный ответ (это не про меня) и я им искренне завидую. Вторая - стоит задуматься над тем, чтобы убрать из названия "НЕ". Разбираясь в никеле и тяговых аккумуляторах (батареи для электромобилей) я понял, что раньше меня удовлетворил бы ответ (читайте с максимально дебильским выражением лица и голосом, так интереснее) "никель используется в электромобилях, спрос на электромобили растёт, у меня есть акции Норникеля, они №1 по добычи высокосортного никеля, я буду богат", а что же сейчас? А сейчас мне стало интересно, что же за безникелевая батарея такая? А почему говорили, что она для нищебродов, а теперь её использует Илон Маск в своих новеньких Тесла? А где именно никель в батареях? А зачем он вообще там нужен? Что за шайтан-технологию придумали Китайцы из Tsingshan Group, чтобы делать из дешёвого первичного никеля материал пригодный для использования вместо высокосортного никеля в аккумуляторах? Это даже звучит душно. Пока писал это аж в квартире стало душно.
Итак, выпуск 3. Никель.
Этот выпуск будет только о нём, т.к. меди я пока даже не касался, да и писанины про никель будет много.
Никель делится на высокосортный и низкосортный. Для начала разберёмся с высокосортным никелем. Используется в производстве аккумуляторов. При этом не обязательно для электротранспорта - используется в обычных батарейках, в батареях для разных электронных устройств, в аккумуляторах для возобновляемых источников энергии. Суть никеля - накапливать и хранить энергию. И прямо сейчас с развитием электротранспорта спрос на никель растёт. Что там с электромобилями вообще? В 2013 году было продано 206 тысяч электромобилей, в 2022 году - 10,5 миллионов. Даже по сравнению с 2021 годом рост почти в 2 раза - в 21 году было продано 6,7 миллионов. В 1 квартале 23 года продажи электромобилей квартал к кварталу выросли на 122% в частном секторе, а в корпоративном на 232%. К 2030 году планируют ввести батарейных мощностей на 4 ТВт/ч, а сейчас мощностей построено примерно на 1 ТВт/ч, при этом потребление никеля составляет 200 тыс. тонн. Получается, что вырастет потребление в 4 раза. Прогноз от международного энергетического агентства по продажам электрокаров на 2023 год - 14 миллионов. С машинами разобрались - спрос растёт и будет расти, т.к. мировая тенденция по снижению выбросов углерода набирает обороты, инфраструктура для электромобилей развивается, и цены на всё это безуглеродное удовольствие будут снижаться с ростом производства.
При этом есть не только электромобили, но и ВИЭ - возобновляемые источники энергии - которые так же требуют аккумуляторы для хранения энергии. Разбирать всю эту тему конечно же не буду (как нибудь потом), только отмечу, что мощность всей возобновляемой энергии в мире в 17 году была 2197 ГВт (гигаватт), в 20 году - 2883 ГВт, в 21 году составила 3146 ГВт, а в 22 уже 3372 гигаватта. К слову - это 3,3 ТВт (тераватт), чего достаточно, чтобы обеспечить электроэнергией весь мир прямо сейчас. Согласно международному агентству по возобновляемым источникам энергии использование мощностей ВИЭ должно вырасти к 2030-му году до 10000 ГВт, чтобы достичь целей Парижского соглашения по климату.
Что дальше? Дальше сам аккумулятор - суть всего происходящего вокруг никеля. Попробую простыми словами рассказать как это всё работает (но думаю не получится). Представьте прямоугольник. Слева катод (это микс лития (обычно именно его) с кислородом и другими металлами: марганцем, кобальтом, никелем или железом) на фольге из алюминия, а справа - анод (обычно это графит) на фольге из меди. Далее, ближе к центру конструкции, от катода и анода идёт электролит, который позволяет передвигаться ионам лития (об этом позже), а в центре сепаратор, который разделяет катод и анод, чтобы между ними не произошёл контакт, который может вызвать короткое замыкание, при этом ион лития свободно проходит через него. Пока писал понял как это объяснить максимально просто! Представьте сэндвич, где катод и анод - хлебушки, электролит - кусочки сыра, а сепаратор посредине - сосиска (хотя наверное сэндвич с сосиской - не совсем удобно, но пусть так). И вот когда этот "сэндвич" заряжается ион лития от катодного хлебушка устремляется к анодному хлебушку и встраивается в него как в хлебные дырочки, не меняя структуру и форму самого хлеба (и так же легко высвобождается). Какая восхитительная аналогия! И в общем-то ион лития так и остаётся в аноде пока не начинается процесс разрядки (движения авто) батареи - при процессе разрядки движение происходит наоборот с анода на катод.
Хотелось бы сказать "всё!", ведь рынок растёт, никель нужен и всё здорово. Но с никелем в целом и никелем именно от Норникеля не всё так просто
НО №1
У высокосортного никеля есть одна проблема - это LFP батареи. Пора разбираться. Это такой же литий-ионный аккумулятор, только с другой начинкой. Под стандартным литий-ионным аккумулятором подразумевается обычно сейчас именно батарея с аббревиатурой NMC - литий+никель+марганец+кобальт (основной компонент - литий - почему-то не указывается в названии), а LFP это литий+фосфор+железо. Из катодной части аккумулятора убрали никель, марганец и кобальт. Зачем? Основная причина - дорогущие кобальт и никель. LFP батарея примерно на 30% дешевле (пока дешевле, об этом позже). Отличаются некоторыми техническими характеристиками: выдерживают больше циклов заряда, более безопасны - не содержат ядрёного кобальта, обладают меньшей плотностью заряда, что влияет на вес и размер LFP батареи, которая будет хранить столько же энергии, чем NMC - она будет больше из-за меньшей плотности чем в никелевой, а также медленнее заряжаются и быстрее теряют заряд на морозе (но это решается подогревом).
И выходит, что у этой батареи всё таки больше плюсов чем минусов - плотность энергии в батареи, насколько я понял, можно увеличить (читал свежую новость, что китайская компания Gotion High-Tech (да, даже название, чтоб не быть голословным) как раз таки разогнала плотность до 240 Втч/кг, при 250 Втч/кг у NMC, т.е. разница незначительна), проблемы с холодом решает подогрев (что увеличит стоимость машины, но это уже другая история, как говорится), а в остальном только плюсы. В Китае прямо сейчас около 46% рынка батарей - это LFP, в США и Канаде - около 4%, в Европе около 6% и доля рынка этих батарей будет расти. Казалось бы через год-два-три никель не будет использоваться в больших количествах. Но не всё так просто.
Построим интересную цепочку:
1. LFP батарея требует больше лития, чем NMC
2. Литий прямо сейчас очень дорогой
3. Очень высока вероятность дефицита лития, несмотря на запуск новых месторождений
4. Организовать новое месторождение лития - около 10 лет и это без геологоразведки
Теперь вывод - если чего-то мало, это что-то всем нужно и быстро его не добыть то что? То это что-то будет дорожать. И вероятнее всего эта участь ждёт литий. Вообще уже сейчас литий в батареях смогли заменить натрием (конечно же китайцы), который очень дёшевый и которого много и который легко добывать и...на этом хватит, иначе этот выпуск будет бесконечным.
НО №2
Второе НО относится именно к Норникелю. Это НО - индонезийский филиал китайского холдинга Tsingshan Group. В целом компания - крупнейший в мире производитель нержавеющей стали и никелевой продукции. Для стали как раз и нужен никель, но для нержавейки достаточно чернового никеля (низкосортный ферроникель или никелевый чугун). При этом стальной гигант имеет технологии, позволяющие в любой момент переключиться на производство никелевого штейна - материала, предшествующего производству сульфата никеля, который уже пригоден для использования в аккумуляторах. Применяют при этом выщелачивание под высоким давлением и конвертацию чернового никеля напрямую из латеритных руд - технологии максимально не экологичные и грязные. Первая - выщелачивание (HPAL) производит на 1 тонну готового продукта 19 тонн углерода и 1,5 тонны отходов, вторая технология с ещё более интенсивными выбросами, чем HPAL, примерно в 4 раза. При этом для обеспечения всех мощностей используется электроэнергия из угля. Всё это идёт в разрез с самой концепцией электромобилей и батарей для ВИЭ. У Норникеля же 51% используемой энергии из возобновляемых источников и один из самых "чистых продуктов" в отрасли - очень низкий углеродный след, что немаловажно, т.к. компании-покупатели в развитых странах будут вводить налог, на товары, углеродный след которых превышает эталонные значения.
Что же с производством этого грязного сульфата никеля? Производство растёт безумными темпами - в 2022 году производство сульфата никеля в Китае составило 377000 тонн, что больше на 31% чем в 2021 году, однако это не помешало Норникелю продавать свой рафинированный (высокосортный) никель.
А ещё в планах у Tsingshan Group производство именно высокосортного, рафинированного никеля - в 2023 планируют запустить первую линию производства, объёмы которой составят 50000 тонн в год. Вторая очередь, сроки запуска которой пока неизвестны, увеличит производство вдвое. Вообще, если у китайского холдинга не возникнет никаких проблем, то к 2030 году по их плану они будут выпускать около 600000 тонн рафинированного никеля, и это уже будет проблемой (но это не точно).
Коротко о самом рынке - все, в том числе и Норникель прогнозируют небольшой профицит (избыток) на рынке высокосортного никеля и его грязного аналога (как раз из-за него, ну и производства нормального рафинированного никеля, запущенного Tsingshan Group) в 2023 и ближайшем будущем (около 40000 тонн), что спровоцирует снижение цены. Но на более долгосрочном горизонте рынок - по прогнозам Норникеля - останется дефицитным и всё у всех будет хорошо :D
С меня хватит этого лонгрида. Остановлю этот выпуск на высокосортном никеле. Что же мы имеем? Конечно же, как и всегда, неоднозначность. Отрасль электрокаров развивается, производство мощностей ВИЭ тоже, при этом есть угроза, что китайский никель и китайские технологии безникелевых батарей захватят мир. Ну-с, будем посмотреть на всё это веселье.