437 подписчиков

Методолог и философ Вячеслав Волков о том, что такое Тема, Метод и как делать города счастливыми

145 прочитали

Прим.: Интервью опубликовано по согласованию с автором. Интервью взяла Олеся Дворак, консультант по нематериальным активам Союза «Центр навыков и компетенции» SkillsCenter

Вячеслав Евгеньевич Волков, кандидат технических наук, доцент, академик, заслуженный путешественник России, методолог, философ, руководитель первой российской экспедиции, покорившей Эверест, научный руководитель программы «Pro Социум», организатор и ведущий стратегического клуба «Город» (г. Тольятти)
Вячеслав Евгеньевич Волков, кандидат технических наук, доцент, академик, заслуженный путешественник России, методолог, философ, руководитель первой российской экспедиции, покорившей Эверест, научный руководитель программы «Pro Социум», организатор и ведущий стратегического клуба «Город» (г. Тольятти)

Моя Тема по жизни – Город

Моя тема по жизни – Город. А по образованию я инженер. Участвовал в школе Георгия Петровича Щедровицкого, во многих его мероприятиях. И последнее время достаточный кусок своей жизни я посвятил размышлению и организации мероприятий по теме города. Поэтому все вопросы, связанные с городом, я готов освещать не только как философ или методолог, а как человек, который практиковал эту деятельность на протяжении многих лет.

Я был заместителем мэра крупнейшего города России Тольятти, был в Комиссии Госдумы по законодательству, в частности, по формированию №131 Закона о местном самоуправлении. Сейчас занимаюсь в программе «Pro Социум», где работаю с руководителями категории А и категории Б. Пытаюсь ставить вместе с ними проектные решения той сложной проблемы, которая сегодня называется «социальная проблема». Если более подробно знакомиться с тем, что я думаю про город, то есть такая статья «Осмысленность города». Её можно найти и, кому интересно, готов вступить в диалог по этой теме.

Человек без Темы – не есть человек

Я не претендую на универсальность, но у меня есть жёсткое суждение –человек без темы не есть человек. У человека должна быть какая-то идея темы, или рамки темы, или интерес, который ставит вопросы, решению которых ты посвящаешь свою жизнь.

Когда я выбрал свою тему – Город, у меня так сложилось, что я многие проблемы понимал, как решаются, когда понимал, что такое город. Когда я задался вопросом «что такое город?», тема стала обретать конкретный контур. И моя жизнь была организована так, что я все время, чтобы я ни делал, касался этой темы. Даже была попытка написания докторской по философии про город. Это окончательно сформировало тот перечень вопросов, которыми я по-прежнему занимаюсь.

Тема прежде всего организована теми фронтирными вопросами, которые на сегодня не имеют простого ответа, а требуют практики, требуют размышлений, требуют привлечения всего философского наследия этой темы. И они действительно определяют фронтир цивилизации или культуры человечества. Вот это – Тема. Но это я взял высокий предел. Тема может быть и попроще для каждого человека. Важно здесь другое. Тема — это то, что организует твою деятельность. Это то, что организует твою занятость. Это то, что организует перечень важных для тебя вопросов, которым ты посвящаешь свою жизнь.

Тема — это то, что иногда случается, когда человек вдруг себя с ней начинает отождествлять, и считает себя субъектом этой темы. Когда он считает, что от решения тех вопросов, которые он формулирует, зависит развитие темы. Он несет за нее ответственность. Это не обязательно какое-то жёсткое название, это может быть область или направление.

Для меня ещё тема определяется тем, что она должна касаться качества жизни людей. Вот город как раз об этом. Для меня тема – это то, что заставляет размышлять, двигаться, испытывать радость от находок и решения тех проблем, которые ты решаешь.

«Зачем мы живем в этом месте вместе?»

Мой любимый город — где я родился, это Архангельск. Человек, рожденный на Севере, остается приверженцем своей родины, это уж точно. Город, где я сейчас нахожусь, куда вернулся сразу после армии и прибываю сейчас — это Тольятти. Город, который на глазах вырос с нуля, в котором я участвовал.

Как-то меня спрашивают: «Какой город Вам нравится?», а я называю – Миндоса в Аргентине. После восхождения, в своей альпинистской деятельности, мы ходили на высочайшую вершину Америки – Аконкагуа. Я был невероятно восхищен! Видимо это обостренное чувство после гор. Город Миндоса, где все люди улыбаются друг другу, много цветов, много улыбок, все приветливы тебе, и многие говорят по-русски – не знаю почему. Когда меня спросили: «Где бы ты хотел провести остаток своей жизни?», я ответил: «В Миндосе».

12 мая 1992 года тольяттинская команда альпинистов «Лада-Эверест» в составе 18 человек под руководством Вячеслава Евгеньевича Волкова совершила первое российское групповое восхождение на высочайшую вершину мира — Эверест (8848 м)
12 мая 1992 года тольяттинская команда альпинистов «Лада-Эверест» в составе 18 человек под руководством Вячеслава Евгеньевича Волкова совершила первое российское групповое восхождение на высочайшую вершину мира — Эверест (8848 м)

А по содержанию много есть городов, интересных своими решениям. Есть города, в которых есть «самость», как я пытаюсь ее называть. То есть люди понимают, о чем их город, в чем его традиции, в чем его сила. Правда таких городов становится все меньше, к сожалению. У нас почти нет городов с самостью, где люди могут отвечать на вопрос «Зачем мы живем в этом месте вместе?», который определяет самость этого города.

Тольятти, к сожалению, не стал городом самости, хотя это город. Можно помыслить его, как такой большой риф, на котором оседали все государственные программы – электрификация, химизация, автомобилизация. Это была площадка реализации больших замыслов и государственных проектов.

Не сказать, что город смог сам родить себя. Хотя были периоды, когда при мэре Жилкине мы пытались сформулировать «Третье рождение города», выразить свою самость. Более того, когда я уже в последствии перешел работать в университет, а Сергей Федорович Жилкин – бывший мэр города, стал ректором, мы поимели вожделенную мечту, что градообразующим фактором города должен стать Университет. При наличии Волжского автозавода, при наличии представления, что градообразующим является предприятие, мы имели такую дерзость заявить, что вот Университет должен быть градообразующим фактором. Потому что будущее принадлежит молодежи, и если, именно работая с молодежью, прививать им в процессе образования интерес и любовь к своему городу, то это и создаст его самость. Но трагические события не позволили нам реализовать эту идею до конца.

Вячеслав Евгеньевич Волков и Сергей Федорович Жилкин, 1990-е
Вячеслав Евгеньевич Волков и Сергей Федорович Жилкин, 1990-е

Город — это место, где нельзя соврать

Нужно читать Вячеслава Леонидовича Глазычева. У него есть такое произведение – «Глубинная Россия», где описаны его проекты, например город Мышкин с его музеем мыши или искусственно созданная Родина Деда Мороза – Великий Устюг. Где есть некоторые, я не скажу брендовые, а традиции, закрепившиеся для всей страны.

Другой пример. Традиционно считают, что Санкт-Петербург — это город культурной столицы нашей Родины. Хотя, ни Питер, ни Москва уже городами как таковыми не являются. Это мегаполисы.

В моем определении Город — это место, где нельзя соврать. Потому что в городе каждый знает друг друга. Город — это место, где ты узнаёшь себя, где узнаёшь друг друга и где горожане узнают, что мы именно этого города принадлежность.

Разросшаяся архитектура городов с их новостроями с названием «селитьба» лишает той прелести города, в котором действительно горожане понимают, что они одной идентичности, отвечая на вопрос, почему они живут в этом месте вместе.

Возвращаются туда, где интересно. Темы, которые удерживают людей

Мы работаем во многих городах страны, и все практически отмечают, что все уезжают – молодежь уезжает, люди уезжают. Почему уезжают? Потому что скучно. Потому что нет той самости, той привлекательности. Никто не ставит вопрос, зачем вы живете здесь? Что вы здесь такого получаете для своей жизни, чтобы остаться или, уехав, вернуться? Ведь возвращаются туда, где интересно.

А вообще, что в городах удерживает людей? Любовь, работа и образование. Вот три главных темы, которые удерживают людей в Городе. Если первое, второе, третье есть, ну хотя бы доминирующее что-то, то в города будут возвращаться.

Город по понятию огороженный. Town – это «стена», burg – по-немецки, то есть город огорожен. От чего он огорожен? Это не физические границы, а границы представления о том, где границы города. Это должны ощущать горожане.

Город может быть мировым городом, правда же? Вот город — это, прежде всего, люди с их желанием и их хотением быть самостью этого города, быть телом этого города и быть значимыми для мировой культуры. Я уж совсем по большому говорю. Быть значимым для мировой культуры — а что есть такого в Городе, что они творят, отвечая за будущее устройство цивилизованного мира.

Я думаю, что будущее за такими городами, которые возьмут на себя эту миссию создания будущего.

Самость города можно создавать проектами

Тольятти разделен условно на три самостоятельных города – Комсомольск, построенный в одно время, Старый город, то есть город с химической промышленностью, и Автоград. Даже центра города нет общего. Это очень сложный момент. Вообще в Городе есть какое-то знаковое место – в каждом, если это Город – от которого идут улицы, расходящиеся либо периферийно, либо по кольцу, как это в Москве. Но должен быть какой-то Центр, знаковое место, определяющее город для всех остальных.

Город, самость — это то, что можно создавать проектами. Это можно создавать волей людей, если есть желание первого руководителя и команды, которая стремится к этому.

Горожанин – это состояние души, а не место жительства

Есть такое представление «в пешей доступности». Муниципальное образование – это туда, куда я дойду пешком до общественных мест. А люди, живущие в пригороде, они на электричке ездят в центр на работу и уезжают вечером.

Сейчас тенденция дачного строительства или пригородного строительства меняет ситуацию наоборот. Люди живут загородом, а работают в городе. Поэтому, где они, горожане или кто? Или дачники?

Мы сейчас видим сельские поселения, которые осваиваются активно: в Подмосковье, в Петербурге и других крупных городах, откуда люди стараются сбежать – от тесноты, от их необустроенности, на природу, на свежий воздух, где свежие продукты. Поэтому понятие горожанин уже размывается. Горожанин – это состояние души, а не место жительства.

Прим.: Интервью опубликовано по согласованию с автором.-4

Москва: ситуации безразличных к тебе людей

Москва — это не город. Почему? Потому что там попадаешь в ситуации безразличных к тебе людей. В невероятной толчее движения, которое ты не можешь схватить.

В Москве нужно либо родиться, либо знать его логику города Москвы. Какие-то места, в которых ты тусуешься. Конечно, знаковые места, театры, зрелищные мероприятия – это куда ты с удовольствием приходишь. Музеи, пространства, парки – это да, это интересно. Но как целостного города – нет его.

И я не знаю, много ли москвичей сегодня могут называть себя, что я москвич. Как в одной передаче я слышал: «Чего вы ругаете всё Москву, понаехали сами в Москву и нас ругаете!», – один москвич говорит, что вырос здесь, считает себя москвичом, и с обидой говорит, что москвичей сейчас трудно выделить.

Отсутствие связанности делает города обедненными, неинтересными

Города севера производят на меня совершенно удручающее впечатление. Заброшенные, освоенные, холодные бесперспективой своей жизни, неустроенностью. Тот же город Магадан. Почти полузабытые северные города, где действительно уехавшее население, остаются одни старики.

Атомные города, которые были построены специально для одной программы и которые сегодня покидаются населением, поскольку жизни в этих городах немного. Много заброшенных уральских городов, которые не знаю, на чем держатся, но ушедшая оттуда промышленность как бы делает их нежизненными.

Самая большая беда нашей России — это невероятные просторы и отсутствие транспортной связанности. Достаточно уйти за пределы какого-то города, как кончается сотовая связь, это потрясающе! На паровозе, когда едешь по России, то отъезжая от станции, связь уже кончается. Очень нелогичная авиационная связь. Чтобы в соседний город слетать, нужно лететь через Москву.

Вот это отсутствие транспортной связанности делает города обедненными. Отсутствие обмена информацией, людьми, человекопотоками делает их вымирающими, делает их неинтересными. Даже если там есть какие-то интересные достопримечательности.

Умный город определяется умным руководством

В Тампере четко виделось, что развитие города является предметом интереса почти каждого горожанина – от студентов до домохозяйки, даже дети включены. Вот они там ощущают город. Проект их «Крышка», который объединяет практически весь город, и забота о человеке там очень высока.

Я считаю, что умный город определяется умным руководством. Которое умеет слышать город, которое во имя интересов горожан организует свою деятельность, задает очевидные, понятные для горожан перспективы своей деятельности руководства.

В свое время в Тольятти создавали такую систему, называлась «Система городского стратегирования». Она отличается от всех формальных тем, что там действительно люди, хозяйственники города собирались и согласовывали свои идеи. Причём главным критерием было – влияют ли их деятельности и согласованные решения на качество жизни людей, и какие перспективы задает их решение?

Вот я считаю умным городом, где управление городом организовано таким образом. Где есть публичная площадка обсуждения проблем и развития. Не формальных стратегий, а где обсуждается с учетом мнения горожан. Вот сейчас, например, как обсуждается? Идёт голосование – давайте выберем, какую площадку вместе будем обустраивать в соответствии с президентским решением. Ну, скорее всего, эта игра, поскольку какие места обустраивать ощущают сами горожане, и не голосованием же это решается.

Образно это можно сказать так. Когда строят город, смотрят, где ходят люди, а потом обустраивают эти дорожки. У нас же строят дорожки, а люди ходят мимо дорожек. Это как образ города, в котором интересно жить. Люди всегда ходят своими дорогами, а не по тем, которые им прокладывают – магистрали или тротуары. Смотрите тропинки – это есть путь людей.

С чего начинается стратегирование в городе

Если брать город, область или вообще место, прежде всего, нужно понимать, а какие процессы проходят в этом месте. Это можно увидеть, если проанализировать бюджет, куда вкладываются большие средства. Важно понимать, что производит город. Так мы понимаем, какой базовый процесс в этом городе. Например, Мурманск – это город-порт, там рыбы добывают. Дальний Восток – другая задача. Города Поволжья – третья задача. У них есть какие-то процессы. Тольятти, в частности, – это город, в котором реализовывались не свои процессы. То есть не сами люди организовали, а люди были заложниками тех процессов, которые были заложены.

Когда ты понимаешь, какие процессы проходят через твой город, очень важно определить, кто является субъектом этих процессов. Должен быть субъект города, должна быть харизма. Нужно понимать, а есть ли в городе или том месте, с которого ты рассуждаешь, субъекты этого процесса, то есть получают ли они свой профит и свою выгоду с этого процесса? Являются ли они организатором? А чтобы этот процесс развития города был постоянен, существующему процессу или другому процессу, заданному, скажем, каким-то проектом, необходима команда – я уже об этом говорил. Команда при этом человеке, но эта команда должна быть ещё обеспечена механизмами воспроизводства, то есть нужно всегда вовлекать в структуру развития молодежь, в частности, университеты. Молодежь, которая должна быть участником всех этих стратегических сессий, где они перенимают этот опыт и видят эту задачу, принимают эту задачу.

Городской стратегический совет «20+1»

Но очень важна также такая профессиональная работа, как модерация этих процессов. Это тоже отдельная стезя. Когда создавался городской стратегический совет, мы собирали представителей всех сфер, которые определяют жизнедеятельность города, и городская администрация – мэр - там был лишь одним из участников. У нас была такая форма – 20 + 1. Вот плюс 1 – это мэр, как один из хозяйствующих субъектов города, то есть равный среди равных. Так вот, самое главное этого механизма – это модерация и все время актуализация проблем, чтобы смотреть горизонты с оценкой того ресурсного обеспечения, которое это будущее обеспечивает.

Но город и воспроизводство обеспечивается, если обозначена программа длиннее, чем, скажем, 100 лет. Зачем живет город? И для этого выращиваются люди. Для этого постоянно организуются обсуждающие сессии. Для этого нужна рефлексия того жизненного пути, который проходит город, каждый раз оценивая, а где мы находимся относительно мировых трендов, мировых процессов и мировых, если хотите, событий. Где мы, кто мы, какое наше место? Тут мы рассматриваем это с позиции глокализации.

Поэтому, да, длить развитие можно, независимо от одного лица, но, если создана формальная машина воспроизводства того постоянного дискурса, оценки деятельности, рефлексии и обсуждения его будущего, обеспеченные существующими и необходимыми ресурсами.

ОДИ как сложно организованная мыслительная машина

Первый раз я попал на организационно-деятельностную игру (ОДИ) Георгия Петровича Щедровицкого в 1988 году. Сейчас таких Игр не проводится, поскольку Игра — это очень сложно организованная машина, требующая большого напряжения и команды, работающей над какой-то важной темой.

ОДИ было разработано с целью практикования мышления. Сейчас это называют «технология мышления». Форматы ОДИ практически нигде не практикуют. Всё это превращается в ряд стратегических или проектных сессий.

Для ОДИ необходим заинтересованный заказчик или субъект темы, собирающийся развивать свой город. Тогда можно организовывать Школу, которая будет модерировать и организовывать людей в команду. Которая размышляет о возможностях и перспективах этого места, по поводу которого они строят свою мыслительную машину.

Тольяттинская академия управления (ТАУ) от Г. П. Щедровицкого до сегодня

Тольяттинская академия создавалась на волне проблематизации, когда Георгий Петрович говорил, что в стране нужно выращивать современных управленцев. Мы говорили про управление, понимая, что в этом молодом городе очень много таких практик и таких возможностей у молодежи. У нас было очень много молодежи, работая с которой, можно выращивать тех управленцев, которые сегодня, кстати, присутствуют во всех органах страны, в той или иной функции.

Была попытка соединить Академию с Тольяттинским Политехническим институтом, или Университетом, с этой целью, чтобы такой совместный образовательный центр готовил в том числе городских управленцев и то, о чем я рассказал выше. Но произошли трагические события, и этого соединения не произошло. Академия осталась таким ярким пятном и продолжает это делать, а Университет живет своей жизнью, вне решения городских проблем.

Дать возможность активным людям создавать своё качество жизни

Так устроено наше государство: взяв на себя обязательства за иждивенческую часть, «за детство счастливое наше спасибо партии родной», «старикам – пенсия», как бы сняло задачу с той активной части населения – предпринимательства, которая могла бы решать эти задачи более достойно. Я имею в виду социальные – иждивенческие, образовательные и так далее.

Нужно переместить акцент с иждивенческой части, и дать возможность активным людям, работающим людям самим быть участниками создания своего качества жизни – и финансово, и экономически, и организационно. Чтобы то разнообразие, которое возникает у человека при получении тех или иных услуг, могло обеспечиться не ожиданием, когда это решит власть, а чтобы это было предметом изучения и понимания предпринимателей. Это должны быть, прежде всего, социальные предприниматели, которые понимают, что они делают это не ради просто выгоды, а ради качества жизни людей. При этом они, конечно, должны получать доход.

Это можно решать, когда в городе или том месте, в котором собираются люди что-то менять, есть субъект и заинтересованная команда к изменениям, к развитию своего города. Обязательно с привлечением молодежи, обязательно с привлечением активных людей, обязательно с привлечением активного существующего на данный момент бизнеса. Но не того, который, кроме ругания власти, ничего сегодня не делает, и занимается максимальным извлечением, выжиманием из территории возможностей для прибыли, для своей деятельности.

Прим.: Интервью опубликовано по согласованию с автором.-6

Молодой бизнес делает город счастливым

Первый шаг – нужно научиться понимать социум людей, в окружении которых предприниматель осуществляет свою деятельность. Например, Волжский автозавод был построен, а «социалка» всегда строилась по остаточному принципу. Никто не заботился о развитии социума людей. Поэтому молодому бизнесу можно порекомендовать одно: поиск ответа на вопрос, а что получит простой житель Санкт-Петербурга от их деятельности? Это ключевой вопрос.

Но за ним стоит другой поворот мысли и другое отношение к делу, которое они делают. А что их дело относительно возможности доступа горожан к разнообразию? Какого типа услугу они получают? Есть ли к этому разнообразию доступ у населения – как к форме занятости, так и форме досуга? Но самое главное, конечно же, это попытка включения окружающих тебя людей в твою деятельность.

Если тебя не понимают люди, значит они тебе будут мешать

Очень важно, когда ты что-то делаешь, об этом должны говорить люди и разделять твои ценности, которые ты производишь – услуги ли, дело ли, бизнес ли. Неважно. Это особый тип общения с окружающими тебя людьми. Принцип один, научитесь слышать людей, которые не входят в вашу деятельность, а окружают вас – это старики, дети, взрослые.

Когда чем-то занимаетесь, попробуйте в школу прийти, в 4–5 класс, и расскажите, чем вы занимаетесь. Если детей это восхитит, значит, вы занимаетесь правильным делом. Если будут безразличны, значит то, что вы делаете, никому не нужно.

Но самое главное, если говорить о счастливом городе, о перспективе своего развития, своего дела, это прежде всего люди, которые работают у вас и люди, которые не работают, но ощущают и могут говорить о вас. Что о вас говорит окружение? Выйдете за забор, спросите. Это не только пиар акции. Это очень серьезная работа по демонстрации своей деятельности окружению, которое не является твоими клиентами, пользователями, но живут рядом с тобой. Помните, как в известном рассказе гайки откручивали на железной дороге – боролись с железными дорогами? Если тебя не понимают люди, значит они тебе будут мешать.

Вот поэтому, если уж затевать развитие какого-то города, то, прежде всего, нужно начинать с формирования команды. Ещё раз повторяю, команда, которая берет на себя длинную ответственность по изменению жизни на этой территории. С пониманием возможностей, слабых и сильных сторон, с учетом перспектив, систем образования и воспроизводства той формы, о которой я сказал – мыслительной машины методологического и проектного сопровождения.

Цифровые кочевники как индикатор, что в городе «вкусно»

«Цифра» — это неизбежный тренд, а для меня так это вообще смена цивилизационного уклада, если хотите. Как книгопечатание. Это новая культура. Появляется новый современный язык, который меняет подход к образованию, к «социалке», к укладу жизни.

«Цифра» порождает явление, которое называется кочевниками. «Цифра» позволяет находиться в любой точке, быть там, где «вкусно». Жить, скажем, летом на Волге, а вечером ехать в Америку, и так далее. Я не привязан к месту производства как функция, я становлюсь функцией мировой.

Конечно, чем больше людей, тем привлекательнее место. И кочевники, кстати, хороший индикатор. Они показывают, где «вкусно». Есть опыт силиконовой долины, где был создан рай для айтишников, и создана ситуация, в которой они за счёт синергии создали практически все современные вещи.

Чтобы сейчас сделать что-то прорывное, требуется невероятный вклад энергии, ресурсы, и это уже не имеет отношения к месту. И даже создав иллюзию, что здесь у нас комфортно и можно работать, это просто индикатор – о, здесь клёво, поскольку эти ребята собираются здесь. Это интересно наблюдать, а сколько у меня потенциально осядет этих кочевников? Что я могу сделать, чтобы их привлечь?

Культура города, которая делает место процветающим

Главный фактор процветания – когда ценятся старики. У меня такой образ появился. Вот есть вино, и чем старее, тем оно вкуснее. Очень важно, в каких мехах оно хранится. Вот меха – это такой образ города. Это сочетание границ города, его внутреннего содержания, его обустройства, его теплоты, его человеческого отношения – это является привлекательным местом. Я говорю про культуру города.

Когда есть понимание, что от тебя в городе что-то зависит. И ты можешь пройти в городе, поднять бумажку, уступить дорогу старику. Увидеть младенца. Видеть непорядок, и не просто бежать, жаловаться, а понимать, что это можно исправить. И твое исправление потом все тоже также делают, как и ты. И вот это ощущение, что оно не делает тебя изгоем, а когда ты это видишь и это повторяется вокруг тебя, значит, ты живешь в счастливом городе, черт побери!

У города должно быть ощущение позитивного будущего. Причем у всех возрастов оно разное. У ребенка – кончу школу, буду танцевать, буду в оркестре или надо выбрать, куда пойти. У работающего человека должно быть ощущение, что его труд кому-то нужен, и он может несколько раз поменять работу, заняться каким-то делом. Для стариков должно быть ощущение, что его похоронят с почестями, а не отвезут на погожее место, забытое Богом на периферии города. То есть у каждого населения вот это позитивное будущее, пожалуй, главное качество любого города, и оно определяет город. Но это позитивное будущее создается участием человека. Участием человека в создании красоты, создании качества по отношению к другим людям. Так называемая самость города, которая греет всех людей, живущих в нём.

Идеальный город: 30/30/30

Идеальный город – тот, в котором ты нужен. Я когда-то говорил так, что городу повезло, что я есть. Если ты ощущаешь себя горожанином, и ты делаешь что-то для этого города, какой-то эффект, который может не сейчас, а в каком-то времени проявится. Это и есть город мечты — город, в котором тебя понимают, в котором ты нужен. К сожалению, при нашей жизни не удается, может, получить этот ответ, но твое ощущение должно быть такое — это твой город.

В идеальном городе сбалансировано 30/30/30: 30% это молодежь, 30%, это работающее население, а 30% — это люди, которые уже, как их сейчас называют, доживающие, пожилые. Город, в котором ценность стариков важнее всего, поскольку это опыт, знания и жизнь. Для меня очень важно, когда молодежь действительно обращается к этому опыту.

И вот это 30/30/30 является предметом постоянного дискурса, коммуникаций и интереса того места, где они живут. В городе должны быть площадки, такие места, в которых обсуждается, зачем мы живем в этом месте вместе.

Методология помогает людям делать города счастливыми

Методология помогает людям делать города счастливыми. Она для того и создана. Она пытается с человеческой деятельности выделить Метод. Метод жизни людей, направленный на качество его жизни, на организацию жизни, на эффективные качества жизни. Метод на то и существует. «Методо-» «-логия», то есть логика того Метода жизни или того способа деятельности, проблематизация, реконструирование. И одной из составляющих методологии является проектная деятельность.

Проектная деятельность — это не значит, что нужно проектировать все, что плохо лежит. Проектированием надо заниматься только тогда, когда выделена проблема – то, что не имеет решения.

Например, почему в городе грязно? Можешь задать 5 вопросов, и находишь в конце концов проблему, почему в городе грязно. Или почему в городе нет самости. И когда доходишь до точки, все понимают — вот поэтому. А почему этого нет? Потому что нет этой деятельности, она не организована. И задача проектировщика спроектировать не новую машину, не новую администрацию, а новую деятельность, которая решит зафиксированную, понимаемую всеми проблему. Вот суть проектной методологии, в частности, про города.

Школа мышления Вячеслава Волкова

Я много размышляю, и вот уже 4-й или 5 год пытаюсь создать во всех городах моего присутствия пространство людей, размышляющих о качестве жизни, чтобы среди них появлялись проекты. А с теми трудностями, с которыми они сталкиваются, я готов к ним прийти как методолог. Это невероятно сложная деятельность, требующая сопровождения, и я занимаюсь таким сопровождением людей, которые пытаются задумываться о качестве жизни через проектную деятельность.

Людей мы собираем по крупицам. Это должны быть люди с темами, направленными на развитие жизни, субъектами этой темы. Не просто «я взял тему», а практикующие, сталкивающимися с практическими трудностями.

Судя по тому, сколько у меня было неформальных поздравлений к моему юбилею, я думаю, что моих последователей достаточно много. Людей, погруженных в тему, действительно становится все больше и больше. Считать их своими учениками – не знаю, но во многих выступлениях, статьях, появлениях они пользуются тем инструментарием, который мне удалось им показать, во время практики освоить вместе с ними. У меня есть постоянный диалог с этими людьми, я постоянно с ними общаюсь. Но я учусь у них, наверное, больше, чем они у меня.

Чем ты более открытый, чем больше раздаёшь людям, тем больше получаешь сам. Когда я работал на Волжском автозаводе испытателем, инженером, начальником, старики пытались свои изобретения, ноу хау, способы прятать, поскольку понимали, что если их возьмет молодежь, то они станут не нужны. Это была их система защиты. И авторские права были нужны, поскольку они что-то давали экономически, хотя смешные, конечно, деньги были, и скорее давали иллюзию защиты.

В методологии, наоборот, ты должен быть предельно открытым, чтобы прямая критика твоих действий, отношение к твоим действиям тебя развивали.

Интересно встречаться с интересными людьми, которые действительно начали думать и чего-то придумали такое, что тебя изумляет. Этот гораздо интереснее, чем думать о своем авторстве. Я же свою голову не могу отдать. Всё равно люди будут думать так, как они думают.