Киносказка – самый детский экранный жанр. Советские режиссёры сняли много удивительных сказок. К этому жанру обращались тогда, когда реализм больше не вдохновлял. Во второй половине шестидесятых годов режиссёрам показалось, что реалии десятилетия, озарённого оптимизмом, начали тускнеть. После великолепных реалистических историй про детей, выпущенных в первой половине десятилетия, советские кинематографисты обратились к сказкам.
Здравствуйте!
Продолжаю обзор детского советского кино шестидесятых годов. В те плодотворные годы хороших фильмов для детей сняли так много, что повествую о них в течение долгого времени. Вот теперь добралась до второй половины десятилетия.
«Сказка о царе Салтане», режиссёр Александр Птушко 1967
Александр Птушко к тому времени был заслуженным режиссёром, корифеем советского кино, обладателем приза Каннского кинофестиваля. Режиссёр экранизировал былины, сказы Бажова, а в зрелом возрасте решился перенести на экран пушкинские стихи.
Экранизировать стихотворную сказку – задача сама по себе непростая. Но режиссёр сделал гораздо больше. Всмотритесь в кадры – и увидите не только русскую литературу, но и живопись. Картины Кустодиева, Верещагина, Васнецова и, конечно, Врубеля. Сказочное волшебство. А музыка! Вслушайтесь, как звучит медь в батальных сценах, как озвучен полёт сказочных птиц и плеск окияна-моря. Композитор Гавриил Попов отдал дань и Стравинскому, и Римскому-Корсакову.
А меня с детства восхищала сцена брачной ночи, когда Царь Салтан со своей миловидной царицей играют в ладушки
Прекрасная русская традиция!
«Полчаса на чудеса», режиссёры Михаил Юзовский и Александра Ляпидевская, 1968
Премьера этого фильма состоялась только в 1971 году, хотя снят он был тремя годами раньше. Под одним названием объединили две разных истории, одну зимнюю, одну летнюю.
Первая часть – «Снежная крепость» - не сказка, а история для младших школьников. Скорее, для мальчиков. Зимний вариант игры «Зарница» в советской литературе описывается неоднократно, но вряд ли кто сейчас может припомнить, что участвовал в организованном мероприятии такого рода. Снежные крепости строили разве что во дворах, да и то уже давненько
А вот вторая история действительно чудесная – про волшебную кисть весёлого маляра, которая способна творить добрые дела. Маляра играет любимец советских детей клоун Олег Попов.
Этот альманах открыл дорогу в кино молодому режиссёру Михаилу Юзовскому, который потом снял несколько прекрасных киносказок
«Старая, старая сказка», режиссёр Надежда Кошеверова, 1968
Этот фильм – авторская фантазия по сказкам Андерсена. Истории датского сказочника философские, с заметной ноткой грусти. Но настроение фильма заряжает жизнерадостно-лучезарная музыка Андрея Петрова. Декораторы и костюмеры и вовсе превратили фильм в яркий праздник. В результате возник полноценный сказочный мир, в котором очень уютно чувствуют себя прекрасные актёры: Олег Даль, Марина Неёлова, Владимир Этуш, Георгий Вицин, Игорь Дмитриев. Некоторые из них играют в этом фильме сразу две роли.
Вдоль по дороге, вдоль по дороге
Вот я шагаю - раз и два.
Плевать, что дырки в камзоле,
И вдрызг сапоги,
Зато уцелела голова.
«Король-олень», режиссёр Павел Арсенов, 1969
Одна из самых необычных советских киносказок. Режиссёр решил использовать пьесу Карло Гоцци в стиле комедии дель арте. Конечно, традиционная итальянская комедия масок была сильно переработана, и в результате получился фильм-притча, в котором, если прислушаться, можно открыть много смыслов.
Сказка снята с подчёркнутой условностью, театрализованностью, персонажи охотно прячутся за масками. Такой подход позволил режиссёру создать на экране сказочный мир удивительной красоты.
Мир, где все так молоды и прекрасны: Юрий Яковлев, Валентина Малявина, Сергей Юрский, Елена Соловей, Олег Ефремов, Олег Табаков
Мир хрупкий, непрочный и загадочный. История с открытым финалом.