5K подписчиков

Доминирование над собакой. А надо ли ?

1,9K прочитали
Если вы до сих пор сталкиваетесь  с такими советами по воспитанию собаки, как: потрепать щенка за холку, прижать к полу, рычать, и корректировать «агрессию доминирования», «понижая статус» собаки на

Если вы до сих пор сталкиваетесь  с такими советами по воспитанию собаки, как: потрепать щенка за холку, прижать к полу, рычать, и корректировать «агрессию доминирования», «понижая статус» собаки на основании того, что таким образом волки устанавливают стабильные отношения в стае, и неважно поддерживаете ли вы эту теорию или только начинаете свой путь в дрессировке своего питомца - эта статья специально для вас. 

Хоть раз в жизни любой собаковод сталкивался с такими рекомендациями, как: никогда не кормить собаку, пока вы не поели, заставлять собаку вставать, если она лежит у нас на пути, игнорировать, никогда не позволять собаке забирать игрушки в конце игры, не разрешать спать на кровати, не пропускать собаку впереди себя и многими другими.  Но есть ли у данных теорий какие-либо обоснования и кто вообще придумал эту теорию доминирования ?

Теория доминирования («Стайная теория») родилась в 20 веке. Одним из ее основоположников был Дэвид Мич – научный деятель и эксперт по поведению волков. В 70-х годах он исследовал иерархию в волчьих стаях и обнаружил, что предводителем стаи становится самый агрессивный и сильный самец, а остальные ему подчиняются. Мич назвал такого самца «альфа-волком». 

Многие люди именно так и представляют себе отношения между волками. Но дальше началось самое интересное. «Стайную теорию» раскритиковали, а вскоре Дэвид Мич сам опроверг свои собственные идеи.

Если вы до сих пор сталкиваетесь  с такими советами по воспитанию собаки, как: потрепать щенка за холку, прижать к полу, рычать, и корректировать «агрессию доминирования», «понижая статус» собаки на-2

На протяжении долгого времени Мич наблюдал за отношениями волков в стае. Но ученый упустил один важный факт: стая, за которой он наблюдал, содержалась в неволе.

Дальнейшие наблюдения показали, что в естественной среде обитания отношения между волками строятся совсем по другим сценариям. «Старшие» волки действительно доминируют над «младшими», но эти отношения строятся не на страхе, а на уважении. В природе внутренняя структура стаи — семьи основана на взаимном сотрудничестве родственных животных, а никак не на агрессии доминирования и эгоизме ее членов, а лидирующими волками чаще всего являются мать и отец большинства остальных особей. Взрослея, волки покидают родительскую стаю и образуют свою. Они учат молодняк выживанию, оберегают их от опасностей, устанавливают свои правила – и дети подчиняются родителям, потому что уважают их и перенимают их знания. Повзрослев и освоив азы жизни, младшие волки прощаются с родителями и уходят создавать новые стаи.

Возвращаясь к волкам, которых эксперты наблюдали в неволе важно отметить , что между ними не было родственных связей. Это были волки, отловленные в разное время, на разных территориях, они ничего не знали друг о друге. Все эти животные были помещены в вольер, и условия их содержания мало чем отличались от концлагеря. Волки стали проявлять агрессию и бороться за лидерство, ведь они были не семьей, а заключенными.

Ну а к теме сравнения собак и волков, хотелось бы отметить, что собака  – это одомашненный вид, который очень сильно отличается от волков. Собаки генетически склонны доверять людям, а волки нет. Многочисленные исследования показывали, что собаки используют «подсказки» человека, чтобы выполнить поставленную задачу, тогда как волки действуют обособленно и человеку не доверяют.

Собаки в целом более толерантны друг к другу даже при очень высокой плотности, что вероятно является следствием одомашнивания. Не стоит также забывать, что между волком и собакой как минимум 10 тысяч лет отбора, который привел значительным морфологическим, физиологическим и поведенческим различиям между видами. 

Конечно собаки проявляют конкурентное поведение, как и большинство других видов животных, например за пищу, полового партнера, место отдыха, игрушки и т. п.  Или же агрессию, вызванную страхом. Однако, это поведение никак не связано с доминированием как стремлением достичь и поддерживать статус вожака. Конкурентное поведение в первую очередь определяется «ценностью» определенного ресурса для конкретной собаки и предыдущим опытом (Bradshaw J. W. S., Blackwell E. J., Casey R. A. – 2009 – Dominance in domestic dogs: useful construct or bad habit – Journal of Veterinary Behavior, Vol 4, No 3, May/June 2009 ).
Если вы до сих пор сталкиваетесь  с такими советами по воспитанию собаки, как: потрепать щенка за холку, прижать к полу, рычать, и корректировать «агрессию доминирования», «понижая статус» собаки на-3

Специалисты по поведению собак, как правило имеющих научную степень в области этологии – науки о поведении животных, и сертифицированные тренеры не практикуют методы, основанные на этой устаревшей теории и избегают использование термина «доминирование» при описании взаимоотношений как между собаками, так и между человеком и собакой. 

Исследования показывают, что доминирование над собакой в качестве формы дрессировки является устаревшей и неэффективной практикой. Современные методы воспитания собаки основываются на позитивном подходе, который акцентирует внимание на поощрении желаемого поведения вместо наказания нежелательного.

Одной из основных причин отказа от доминирования является изменение в нашем понимании природы и поведения собак. Ранее, как я уже написала, принималось, что собаки имеют иерархическую структуру и стремятся к доминированию. Однако, исследования показывают, что собаки в основном стремятся к сотрудничеству с людьми и могут быть мотивированы положительным воздействием.

Метод положительного подкрепления основан на вознаграждении собаки за желаемое поведение, что приводит к закреплению этого поведения в будущем. Вместо применения строгих наказаний за нежелательное поведение, акцент делается на обучении и установлении четких правил и ожиданий для собаки.

Еще один важный аспект современной дрессировки собаки - это учет индивидуальности каждой.

Любая собака уникальна и может иметь различные потребности и мотивации. 

Подход, основанный на позитивном подкреплении, позволяет более гибко подстраиваться под индивидуальные особенности каждой собаки и создавать позитивную и доверительную связь между собакой и ее владельцем.

Дополнительно, использование методов, основанных на науке, таких как кликер-тренинг, маркировка желаемого поведения и постепенное увеличение сложности заданий, помогает собаке лучше понимать требования и обучаться более эффективно.

В итоге современные методы воспитания собаки, основанные на позитивном подкреплении и индивидуальном подходе, доказали свою эффективность в создании доверительных и гармоничных отношений между собакой и ее владельцем. Они снижают уровень стресса и страха у собаки, способствуют более успешному обучению и укрепляют связь между человеком и животным.

Пример того, как выглядит кликер-тренинг.
Пример того, как выглядит кликер-тренинг.

Если вы ищете хорошую литературу по дрессировке собак, то я приведу некоторые примеры из современной литературы, которые подтверждают эффективность позитивного подхода и отказа от доминирования.

  1. «Дрессировка собак с помощью кликера»-автор Карен Прайор. В этой книге автор подробно описывает принципы кликер-тренинга и его позитивный подход к обучению собак. Книга предлагает множество примеров использования кликера для обучения различным командам и поведению, и демонстрирует, как позитивное подкрепление способствует активному и радостному участию собаки в процессе обучения.
  2. «Дрессировка без наказания. 5 недель, которые сделают вашу собаку лучшей в мире» - автор Дон Сильвия-Стасиевич, воспитывала собак Барака Обамы и сенатора Теда Кеннеди. В этой книге автор подробно объясняет, почему доминирование и наказание неэффективны и как использование позитивного подкрепления и поощрения способствует успешному обучению собаки. Она предлагает практические советы и методы, которые помогают установить ясные правила и границы для собаки, используя положительное подкрепление.
  3. «Дрессировка и воспитание собаки» - автор Андрей Шкляев В этой книге автор рассматривает индивидуальные потребности и особенности собаки в процессе дрессировки. Он подчеркивает важность установления доверительных отношений, предлагая различные методы, такие как маркировка желаемого поведения, постепенное увеличение сложности заданий и игровые подходы к тренировке.

Доминирование над собакой может иметь отрицательные последствия и неблагоприятное влияние на их эмоциональное состояние и поведение. Вместо этого, позитивный подход, способствует развитию здоровых и гармоничных отношений между собакой и владельцем.

 Некоторые книги по дрессировке собак подчеркивают негативные аспекты и отрицательное влияние доминирования над собакой и предлагают альтернативные подходы. Вот несколько примеров:

  1. «Думать как собака. Как научиться понимать свою собаку и избежать проблем в ее воспитании» - автор Джон Фишер. Двадцать лет назад автор этой книги Джон Фишер совершил революцию в воспитании собак сначала в Англии, а затем в США. В этой книге о психологии домашних питомцев автор исследует сознание собак и приводит примеры из своего практического опыта, объясняя владельцам, как мир выглядит с точки зрения собак.
  2. «Как разговаривать с собакой»-автор Стэнли Корен. В этой книге автор объясняет, что доминирование может вызывать стресс у собаки и повредить их эмоциональное благополучие. Он предлагает альтернативные подходы, основанные на понимании естественного поведения собак и использовании позитивного подкрепления для обучения и дрессировки.
  3. «Душа собаки. Как и почему ваша собака вас любит»- Клайв Д.Л. Винн.  Любовь — сама сущность собаки, от сладкой мордашки и веселого хвоста до мозга, гормонов и ДНК. Доктор философии и кинолог научно доказывает, что именно любовь, а не интеллект и покорность, скрепляет отношения между собаками и людьми. Вы узнаете, как в древних поселениях появились первые питомцы, почему не стоит печься о чистокровности и чем опасны жесткие тренировки. И да, мифы о «жутких бойцовских породах» тоже будут развенчаны.

Существует также ряд исследований, которые подтверждают неэффективность и негативные последствия доминирования над собакой.

  1. Исследование, проведенное Софилиа Холмберг и коллегами (2018), обнаружило, что использование методов доминирования, включая физическую силу и строгие наказания, может привести к увеличению страха, агрессии и проблем поведения у собак. Это исследование подтверждает отрицательное влияние доминирования на эмоциональное благополучие собаки.
  2. Исследование, проведенное Меган Боулс и Джоном Блеквеллом (2012), выявило, что использование методов, основанных на доминировании, может вызывать повышенный уровень стресса у собаки и снижать их благополучие. Они отмечают, что позитивные методы обучения и подкрепления более эффективны и приводят к лучшим результатам в обучении и дрессировке.
  3. Исследование, проведенное Клайвом Винтером и коллегами (2014), показало, что использование доминирования и жестких наказаний может привести к увеличению агрессивного поведения у собаки и снижению доверия к человеку. Они рекомендуют использовать позитивные методы, основанные на поощрении и установлении ясных правил, для достижения желаемых результатов.

Эти исследования и многие другие подтверждают неэффективность и негативное влияние доминирования на собак. Они подчеркивают важность использования позитивных методов.

 Новые подходы позволяют эффективно обучать и воспитывать собак, создавая сильные и доверительные связи между собакой и владельцем. Эта информация открывает путь к более успешному взаимодействию с нашими четвероногими друзьями.

Поделитесь вашим опытом воспитания собак. С какими советами вам приходилось сталкиваться? Была ли полезна вам эта статья? Будет интересно почитать. 

Всем спасибо за внимание!