Найти в Дзене
Код Памяти

Игорь Шафаревич как истинный патриот своего народа и страны

Оглавление

Игорю Ростиславовичу Шафаревичу в 2023 году, 3 июня исполнилось сто лет со дня рождения. Но выдающийся советский и российский ученый-математик умер в возрасте 93 года в ясном уме – в 2017 году, 19 февраля. Он был доктором физико-математических наук и профессором, членом-корреспондентом Академии наук СССР с 1958 года, а с 1991 года академиком Российской Академии Наук.

Основная научная деятельность – алгебра и теория чисел, алгебраическая геометрия. За эти работы он в 1969 году получил высшую награду для ученых в СССР – Ленинскую премию.

Широким массам русского народа он не был известен ни как ученый, ни как диссидент – пиком этой его деятельности была книга «Русофобия», которая, по сути, была антисоветской. Считается, что первые ее издания были в конце 70-х годов, но «официально» в «Самиздате» ее опубликовали в 1982 году. Сокращенный вариант издан журналом «Наш современник» в 1989 году – как раз в канун развала ненавистного ему режима, при котором все почести и блага были получены.

Публицисты говорят, что Шафаревич победил русофобию. Хотя в скрытой форме в России она процветает как со стороны врагов-либералов, так и со стороны отдельных «малых» народов, что часто одно и то же.

Истоки

Игорь Шафаревич родился в Житомире – южнорусском городе, родине С. П. Королева. Этот регион, как Львов и Польша, и был исторически землями, где формировалась вековая русофобия. Она создавалась и развивалась польскими и западными идеологами, а также внутренними либералами среди интеллигенции, имеющими много общих черт. Эти русофобы прожили поколениями из Российской империи через СССР и до современной России. Поэтому они такие массовые и с глубокими корнями.

Именно в то время начиналась повальная украинизация в УССР, скрытое и открытое ограничение русского языка. Вплоть до развала СССР в советской украинской республике художественная литература на русском языке была дефицитом. Но полки ломились от произведений русских классиков на украинском языке. Их читали только герои и специалисты.

Шафаревич вспоминает, что его дед по отцу переехал в Житомир из Сербии (тогда сербов расселяли в Малороссии). Он был православный дьячок в церкви. Пишет об отце, о матери и ее отце. У отца, Ростислава Степановича, за спиной физмат в Московском университете. Был преподавателем, специальность – теоретическая механика. Мать имела образование филолога, но не работала. А отец Юлии Яковлевны был управляющий в городском отделении советского банка.

Молодой гений в 15-летнем возрасте поступил на физмат в Московском университете, и за два года, в 1940-м, окончил его экстерном. В последний год учебы он был сталинским стипендиатом. При этом упоминал, что эта Сталинская стипендия была колоссальной суммой, большей от заработка отца.

Его научными руководителями были Д.Н. Делоне и А. Г. Курош. Уже в 1942 году – защита кандидатской диссертации. Он стал 19-летним кандидатом наук. В 1944-м окончена аспирантура. Докторская диссертация была защищена в 23-летнем возрасте (1946 год).

С этого года он – сотрудник в Математическом институте им. Стеклова (МИАН). Сначала отдел алгебры, а в период 1960-1995 годов он заведующий отделом. С 1995-го – советник РАН (главный научный сотрудник).

Параллельно преподавал в МГУ, но в 1975 году его отстранили от преподавательской работы. Причина – общественная деятельность.

В разные годы Игорь Шафаревич член в Лондонском Королевском обществе, Национальной академии наук США, Национальной академии Италии.

Ненаучная деятельность

Общественная его деятельность началась с 1955 года, с подписания «Письма трехсот», в котором он солидаризовался с учеными-биологами, протестовавшими против лысенковской активности.

Удивительное переплетение. Они выступали против сталинизма, против которого выступал Хрущев, поощрявший параллельно как раз лысенковщину и антинаучность.

А «Ленинградское дело», которое Солженицын и Шафаревич приписывают Сталину, как раз и возникло по инициативе врагов Сталина, как раз убиравших таким образом его соратников и возможных приемников.

В конце 60-х он подключается к диссидентскому движению. Входит в советский Комитет прав человека, который организовал А. Д. Сахаров. Хотя И. Шахаревич писал о том комитете, что «входил в этот комитет, но меня раздражала беспредметность его деятельности».

За годы общественная деятельность, направленная на борьбу с русофобией и врагами России, вылилась в такие его труды:

·       «Социализм как явление мировой истории» издавалась в 1977 году самиздатом, потом в 2003 году. Одна из главных книг, но менее известных. Главный тезис этой монографии – «что социализм – это путь к смерти, гибели всего человечества».

·       «Русофобия» – самая известная книга. Издавалась самиздатом в 1982-м и на закате СССР в 1989-м в сокращенном виде. Потом в России, 2005 и 2011 годы. Эта знаменитая книга – отдельная веха в русском общественном сознании, с широким резонансом за рубежом и в нашей стране. Издавалась во многих странах.

·       «Есть ли у России будущее?» 1991. Это сборник трудов по следам первой и второй книг «Социализм как явление...» и «Русофобия», а также статьи о русском вопросе.

·       «Путь из-под глыб», 1991. Здесь статьи Шафаревича, Солженицына, других авторов, из непримиримых идейных лагерей.

·       «Русский народ на переломе тысячелетий», 2000. Описаны сила и слабость русского народа, его друзья и враги. После противостояния марксизму и западному либерализму это – новый этап в развитии патриотизма.

·       «Трехтысячелетняя загадка. История еврейства из перспективы современной России», 2002 и 2005. С фактами и соображениями И.Р. Шафаревича по русско-еврейским взаимоотношениям. Что немало перевязано и с российским либерализмом. Может, поэтому о нем так мало пишут?

·       «Две дороги – к одному обрыву (сборник)», 2003. В сборнике затрагивается западная технократическая цивилизация с разными идеологическими и политическими сущностными воплощениями. Но – неизменная в отношениях с Россией. Россия в современном мире.

·       «Русский народ в битве цивилизаций» 2003, 2004, 2011, 2012, 2017. В сборнике трех трудов – озабоченность существующей русофобией.

·       «Русский вопрос» 2003, 2004, 2005, 2007, 2009, 2014. Здесь основные труды. В структуре СССР закладывалась бомба – деление по национальному признаку, где объектам придавались огромные права, ведущие к разделению.

·       «Записки русского экстремиста» 2004, 2005, 2012. Автор пишет, что "у русского народа сейчас нет своего государства, которое стояло бы на страже его государственных интересов". Его размышления «что ждет Россию и ее несчастный народ в ближайшем будущем».

Все-таки заметен пессимизм в последних строках мягкого интеллигента-патриота. Нужно подкрепление силой духа народа, народа-воина. Того, который отбил все напасти, и сейчас бьет нацистов в СВО, несмотря на присутствие либералов во всех эшелонах. Для народа вся история неотделима. И мы, патриоты, всегда оптимисты.

Большим ценителем его трудов был Солженицын, хотя хотелось более широкого и заслуженного признания. Первые две (основные) книги до развала СССР издавались самиздатом у нас и за рубежом, а потом в РФ. Остальные труды издавались уже в современной России.

А мало известны труды потому, что сейчас у нас в СМИ засилие либеральной пропаганды, скрытой и даже явной русофобии.

После смерти, в канун и к 100-летию многие публицисты отозвались статьями о деятельности и трудах И. Р. Шафаревича. Среди них известный русофил и автор Игорь Шишкин (писал неоднократно), Егор Холмогоров, Юрий Кот.

Главный труд в борьбе с русофобией

Выдающийся мыслитель, математик, общественный деятель Игорь Ростиславович Шафаревич ценителям известен без особого представления. Издания его знаменитой "Русофобии", вышедшей в конце 70-х, переведены на многие языки. Это веха развития в русском общественном сознании, с широким резонансом в России и на западе.

В то время от Шафаревича отворачивались представители диссиденствующей интеллигенции. Той, которая боролась в итоге не с советским режимом, а с реальной историей России. И приобрела «Русофобия» подлинный авторитет и признание у людей с патриотическим национальным мышлением.

Сейчас новый и переломный виток в исторической реальности. И у "Русофобии" почетное пророческое место.

В своем предисловии к своей знаменитой работе И. Р. Шафаревич написал: «Основная мысль, которую я в разных работах подкрепляю разными аргументами, заключается в следующем. Сила, жизнеспособность государства определяется не эффективностью его администрации, мощью его армии или производительностью экономики, но цельностью его национальной жизни».

Это и являлось основной линией всех его ненаучных, общественных, и глубоко патриотических поступков и трудов.