Найти в Дзене
Код матрёшки

Ценность «Троицы»

Пока Церковь празднует один из своих главных праздников - Троицы, тем временем решается судьба «Троицы» Андрея Рублева, - самого таинственного образа Бога в мировом искусстве, мы решили разобраться, чем это изображение ценно для нас.  Икона написана в годы татаро-монгольского ига, во время междоусобных войн. Образ наглядно выражает идею совершенной любви и единства, которые порой противоположны человеческому миру, где часто царят непонимание и вражда.  Что нам нужно знать о Троице, и почему образ по-прежнему так актуален?  Изображение Бога-Троицы - Богословие в иконе. В этом образе выражена вся суть православного мировоззрения. На иконе, как в богословском трактате, раскрывается то новое, что раскрыло христианство о Боге: Бог Один, но Он — не одинок. Он есть Троица. Это великая тайна.  Идея совершенной любви. Вот главный завет преподобного Сергия Радонежского «Воззрением на Святую Троицу побеждай ненавистную рознь мира сего». На иконе показано глубокое единство между Ангелами, они

Пока Церковь празднует один из своих главных праздников - Троицы, тем временем решается судьба «Троицы» Андрея Рублева, - самого таинственного образа Бога в мировом искусстве, мы решили разобраться, чем это изображение ценно для нас. 

Икона написана в годы татаро-монгольского ига, во время междоусобных войн. Образ наглядно выражает идею совершенной любви и единства, которые порой противоположны человеческому миру, где часто царят непонимание и вражда. 

Что нам нужно знать о Троице, и почему образ по-прежнему так актуален? 

Изображение Бога-Троицы - Богословие в иконе. В этом образе выражена вся суть православного мировоззрения. На иконе, как в богословском трактате, раскрывается то новое, что раскрыло христианство о Боге: Бог Один, но Он — не одинок. Он есть Троица. Это великая тайна. 

Идея совершенной любви. Вот главный завет преподобного Сергия Радонежского «Воззрением на Святую Троицу побеждай ненавистную рознь мира сего». На иконе показано глубокое единство между Ангелами, они как бы прислушиваются, смотрят друг на друга с любовью. Фигуры Ангелов образуют круг, при наложении они почти совпадают. Ангелы очень похожи, как будто бы у них одна душа, одна жизнь. Даже исследователи спорят о том, кто есть кто из Лиц, - единого мнения нет. Этот образ напоминает и людям, что они имеют одинаковую природу. Это Вечная Любовь Трех Лиц друг ко другу. 

В создании участвовало три человека. 

Летопись говорит, что в «память и похвалу преподобного Сергия Радонежского игумен Никон повелел написать образ «Троицы» Андрею Рублеву». 

На иконе изображен Предвечный совет. Ещё до сотворения мира Бог-Троица ведет беседу о том, что произойдет с его творением: человек предаст Бога, а Бог придет в мир, чтобы спасти человека. Силуэты двух Ангелов, сидящих по бокам, образуют собой чашу. И на престоле посередине стоит чаша – символ Евхаристии, Жертвы Христа. Жертва - высшая степень любви. 

Это сюжет из Ветхого завета в новой интерпретации. Это 18 глава книги Бытия, «гостеприимство Авраама», когда к Аврааму в дом пришли три Ангела. «Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли…»(Книга Бытие 18:2).

Исходя из повествования главы, становится ясно, что Аврааму явился сам Бог.

Новизна иконы в том, что Рублев сосредоточил все внимание на трех Ангелах. И не стал изображать Авраама и Сарру, 

бытовые детали сюжета, слугу, который закалывает тельца, — то есть все, что писали иконописцы до него. Он вводит нас в созерцание тайны Троицы. 

Место за столом свободно - для нас. Ангелы занимают три стороны четырехугольного престола, но четвертая сторона свободна… Она как бы привлекает нас. Эта любовь обращена к человеку, она зовет внутрь Предвечного Совета!

«Троицу» причисляют к величайшим шедеврам мирового искусства. О ней написано невероятное количество литературы, в которой представлены самые разнообразные интерпретации. В Третьяковской галерее рублевский зал всегда был «кульминацией» экскурсии, он наглядно показывал, как иконография поднимается в духовном смысле все выше и выше, пока не достигает своего пика в иконе Рублева.