20,9K подписчиков

По залам Исторического музея. Залы 1 – 2.

750 прочитали

Уважаемые читатели! Материал про Парадные сени вызвал интерес, поэтому мы с удовольствием продолжим вас знакомить с интерьерами Исторического музея. Сегодня мы пройдем из Парадных сеней в начало постоянной экспозиции и посмотрим первый и второй залы.

Вход в зал № 1. Современный вид.
Вход в зал № 1. Современный вид.

Два первых зала предназначались для показа археологических памятников наиболее ранних и продолжительных периодов в истории человечества – палеолита и неолита. Сейчас, благодаря значительному расширению коллекции музея, оба первых зала посвящены палеолиту.

В основе проекта архитектурно-художественного оформления первого зала лежит гребенчато-ямочный орнамент волосовской керамики. Геометрический рисунок тонированного лепного карниза, украсившего верхнюю часть стен, и мозаичного пола повторяет узоры гончарных изделий Волосовской стоянки. Мозаичные полы мы с вами еще не раз встретим на фотографиях залов первого этажа музея.

Зайдя во второй зал, посетители сразу обращают внимание на внушительные по размеру бивни мамонта и на великолепный живописный фриз, опоясывающий весь зал. Гипсовая рама живописного фриза декорирована гребенчато-ямочным узором, заимствованным с гончарных изделий неолитических стоянок деревни Волосово и урочища Плеханов Бор. Наличники окон оформлены рельефными изображениями глиняных сосудов, каменных молотов, наконечников стрел и копий. Все это – предметы начала бронзового века, которые были обнаружены в 1873 г. в могильнике у деревни Фатьяново Ярославской губернии. Обрамления дверных проемов украшены геометрическим орнаментом, заимствованным с керамических изделий, найденных в пещерах Келецкой губернии царства Польского в конце 1870-х годов. Таким образом, оформление зала хронологически «опережает» представленные в нем сейчас памятники эпохи палеолита.

Особое внимание стоит обратить на фриз «Каменный век», который был создан знаменитым художником Виктором Михайловичем Васнецовым. Он получил заказ на эту картину весной 1881 г., и, так как до этого Васнецов не работал над произведениями, посвященными таким ранним историческим периодам, он пользовался консультациями антрополога Д.Н. Анучина и археолога В.И. Сизова, который был первым ученым секретарем Исторического музея. Васнецов писал «Каменный век» в подмосковном имении Саввы Мамонтова Абрамцево, где меценат специально построил для художника просторную мастерскую. Для создания многофигурных сцен Виктор Михайлович приглашал жителей окрестных деревень, но главной его «моделью» был другой, не менее известный живописец, – Валентин Серов. Масштабный фриз украсил стены круглого зала в конце 1884 года. Современники приняли работу Васнецова с восторгом.

Состоящий из нескольких отдельных холстов, «Каменный век» представляет различные эпизоды жизни первобытного человека. Фриз начинается с изображения пещеры, у входа в которую расположились женщины, занимающиеся выделкой шкур и шитьем одежды, и мужчины, обрабатывающие кости животных и камни. Мы видим возвращающихся с охоты людей, и вождя племени, который пристально наблюдает за происходящим. Рядом с ним трудятся мастера-горшечники, а вслед за ними – старик с мальчиком добывают огонь. Представлены тут же сцены ловли рыбы и выдалбливания лодки из ствола дерева. Изображение повседневных занятий сменяет полная динамики и драматизма сцена охоты на мамонта, за которой следует пиршество на фоне закатного неба.