Художник Леонид Осипович Пастернак, отец поэта Бориса Пастернака.

1,6K прочитали

Борис Пастернак писал об отце: «Удивленье перед совершенством его мастерства и дара, перед легкостью, с которой он работал (шутя и играючи, как Моцарт) перед многочисленностью и значительностью сделанного им, — удивленье тем более живое и горячее, что сравнения по всем эти пунктам посрамляют и унижают меня. Я писал ему, что не надо обижаться, что гигантские его заслуги не оценены и в сотой доле, между тем как мне приходится сгорать от стыда, когда так чудовищно раздувают и переоценивают мою роль… Я писал папе…, что, в конечном счете, торжествует все же он, он, проживший такую истинную, невыдуманную, интересную, подвижную, богатую жизнь, частью в благословенном своем XIX веке, частью — в верности ему, а не в диком, опустошенном нереальном и мошенническом двадцатом…"⠀

"Автопортрет", 1908⠀
холст, масло. 76 x 57 см⠀
Псковский музей-заповедник⠀
"Автопортрет", 1908⠀ холст, масло. 76 x 57 см⠀ Псковский музей-заповедник⠀

И действительно - Леонид Пастернак был талантлив, его картины прекрасны. Своего сына Бориса он писал неоднократно.⠀

Интересен портрет Бориса в профиль на фоне Балтийского моря, написанный в 1910 году. Молодой человек показан задумчивым и сосредоточенным, видно, что в его душе идет сложная работа. Возможно, отец схватил творческий момент, когда в голове сына рождались новые стихи.⠀

Портрет Бориса Пастернака на фоне Балтийского моря, 1910, холст, масло ⠀
Портрет Бориса Пастернака на фоне Балтийского моря, 1910, холст, масло ⠀

У Бориса с отцом можно найти немало общих черт в творчестве. Художник Леонид Пастернак старался запечатлеть мгновение, это был один из основных его методов, во многом сформировавшихся под влиянием опыта импрессионизма. Он делал зарисовки буквально «на ходу». По сути, поэт Борис Пастернак в своих текстах делал то же самое. Из некой последовательности метафор и образов «чем случайней, тем вернее» получался эффект как бы мгновенного кадра, который можно в подробностях рассмотреть. Некоторая импрессионистская «фотографическая» смазанность, рождаемая быстрым движением «камеры», также роднит кисть Леонида Осиповича и слово Бориса Леонидовича.

"К родным", 1891⠀
холст, масло. 143 x 116 см⠀
Владимиpо-Суздальский музей-заповедник⠀
"К родным", 1891⠀ холст, масло. 143 x 116 см⠀ Владимиpо-Суздальский музей-заповедник⠀

Источник: https://t.me/s/Russian_artists/391

🎨 Если статья была интересна то прошу вас поставить лайк или написать комментарий.