Найти тему
Михаил Кочережко

Восток-Лада. Начало одной «новорусской» истории.

"Отцы-основатели" АО "Восток-Лада" с легендарным советским композитором Шаинским В.Я. (другом Юрия Кузьмича)
"Отцы-основатели" АО "Восток-Лада" с легендарным советским композитором Шаинским В.Я. (другом Юрия Кузьмича)

(№2 из цикла Записки автомобилиста)

В январе этого года акционерному обществу «Восток-Лада» исполнилось 30 лет. Точнее, исполнилось бы, если бы не … Но об этом чуть позже, - начнем, как говорится, с начала…

29 Декабря 1992 года было принято решение о создании фирмы «Восток-Лада». Можно сказать, что у Восток- Лады было «три источника и три составных части» - Целиков Юрий Кузьмич, Игорь Мещеряков и я – Михаил Кочережко.

В январе этого года я как раз возвратился с семьей из Москвы, где закончил аспирантуру и защитил диссертацию «на соискание ученой степени кандидата наук». Там же освоил основы предпринимательства, организовав с другом Лёхой в 1988 году одну из первых в Москве видеотек с видеосалоном. Там же моя супруга Ирина освоила вторую специальность – бухучет, что было продиктовано новым «духом предпринимательства».

Юрий Кузьмич был в ту пору директором акционерного общества «АвтоВАЗ-Восток-Сервис» (региональной дирекции «АвтоВАЗтехобслуживания» , осуществлявшей общее руководство вазовскими СТО на большей части России, включая Урал, Сибирь и Дальний Восток) , а Игорь – его замом.

Напомню, что «АвтоВАЗтехобслуживание» - первая в СССР «фирменная» система автосервисов и снабжения запчастями, созданная с нуля в 70-годы прошлого века. До этого практически все советские авто чинили сами автовладельцы, кто в гараже , а кто и во дворе… Запчасти брали на рынке (точнее на чёрном рынке), либо восстанавливали изношенные детали народными средствами (клей, проволока, изолента и т.д.)…

Приняли меня «по блату» на должность «главного специалиста по коммерции» (ведь мы с Игорем – друзья детства!) и вскоре я освоил продажу автомобилей и запчастей, а также получил первый свой служебный автомобиль – ВАЗ-2104! У «АвтоВАЗ-Восток-Сервиса» уже было несколько дочерних коммерческих предприятий, в том числе брокерские конторы – «Лань» и «Горностай». Да, в Тольятти тогда была своя биржа – «ТУБ»!

Это было время акционирования, начавшееся еще в СССР при Горбачеве (15 октября 1988 года Советом Министров СССР было принято постановление "О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг"). Да и первые частные предприятия, вообще-то, появились в СССР! Например, свое первое МП «Старт» мы зарегистрировали в Москве еще в 1990-м году!

Так вот, 8 декабря 1990 года Совет Министров РСФСР издал распоряжение о преобразовании производственного объединения «АвтоВАЗ» в акционерное общество. Но законодательство ещё не было в достаточной степени разработано, что открывало большой «простор» для деятельности «отдельных товарищей»… Госпредприятия в эти годы постепенно «распиливались» их руководством на подконтрольные им частные коммерческие фирмы. Начался вывод производственных активов и денежных средств «АвтоВАЗа» в частные руки…

Только 3 июля 1991 года был принят «Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», и лишь 5 января 1993 года глава Государственного комитета по имуществу РФ А.Б. Чубайс (как сказали бы сейчас, - не к ночи будь помянут!) подписал распоряжение об учреждении крупнейшего в Союзе Независимых Государств акционерного общества «АвтоВАЗ». Генеральным директором и председателем совета директоров стал В.В. Каданников (позже он, по мнению ряда товарищей, внесёт «неоценимый вклад» в преобразование автогиганта в «частную лавочку» нескольких физлиц). Часть акций передали трудовому коллективу и менеджменту «АвтоВАЗа». Поскольку на тот момент я работал в дочерней вазовской структуре, мне тоже перепал небольшой пакет акций «флагмана отечественного автомобилестроения…

Но вернемся в 1992 год. АО «АвтоВАЗ-Восток-Сервис» по-прежнему имело тесные связи с подведомственными ему вазовскими автоцентрами в регионах (именно так, ведь Тольятти в ту пору был автомобильной столицей !) , которые лишились поставок автомобилей и запчастей , поскольку дефицитный товар стал отгружаться преимущественно фирмам, подконтрольным вазовскому генералитету, начальникам из силовых структур, и лидерам тольяттинских ОПГ. К тому же, все оборотные средства вазовских СТО моментально были сожраны невиданной доселе гиперинфляцией в сотни процентов в месяц…

На пару с гиперинфляцией, на дворе свирепствовал ещё и дефицит, поэтому , имея доступ к распределению вазовской продукции и связи со сбытовой системой «АвтоВАЗ-Восток-Сервис» довольно легко зарабатывал весьма приличные деньги. Вокруг процветал бартерный обмен и расчеты «чёрным» налом, в общем , все были довольны…

Поскольку в фирме уже был главбух, место для Ирины нашлось в «Горностае», находившемся в том же самом кабинете дирекции «АвтоВАЗтехобслуживания», что и «АвтоВАЗ-Восток-Сервис» . К слову сказать, для учета закупались самые современные иностранные компьютеры с диковинными тогда OS Windows , электронными таблицами Excel и текстовым редактором Word… Конечно, нам с Ириной, закончившим аспирантуру в Москве и имевших красные дипломы тольяттинского политеха, не составило труда освоить все эти заморские штучки…

Спустя несколько месяцев стало понятно, что можно вполне неплохо существовать без родной фирмы, пользуясь накопленными навыками и связями. Примерно также рассуждали и другие наиболее активные из нескольких десятков сотрудников «АвтоВАЗ-Восток-Сервиса».

Юрий Кузьмич был одним из редчайших людей, дававшим дорогу молодым, и поощрявшим инициативу. Так появилась идея «Восток-Лады» как дочернего предприятия «АвтоВАЗ-Восток-Сервис», тем более, что замаячила перспектива сокращения персонала дирекции «АвтоВАЗтехобслуживания» из-за компьютеризации и появления независимых «дилеров», которые не нуждались в руководстве этой самой дирекцией.

Сформировалась инициативная «тройка» - Олег Шпадырев (имел полезные связи в силовых структурах), Наталья Ширкунова (прекрасно знала систему снабжения запчастями) и я (естественно, по согласованию с начальством - Целиковым Ю.К. и Игорем Мещеряковым). Все мы, конечно, стали акционерами новой фирмы. А Ирина стала первым главбухом «Восток-Лады».

И вот, 22 января 1993 года было зарегистрировано Акционерное общество закрытого типа «Восток-Лада». Первым директором фирмы стал, как говорят, «ваш покорный слуга»… Так началась одна из многочисленных «новорусских историй лихих 90-х»…

Продолжение следует…

Авто
5,66 млн интересуются