Автор: Юрий Мамлеев
Уметь писать грязно - неординарная задача. Мы не говорим о том, что можно писать похабно. Большая часть современной литературы написана похабно, и некоторые порно-рассказы кажутся приличным материалом по сравнению с опусами литературных дарований(привет Елизаров). Мы говорим о книгах, провоцирующих зло и отвращение, где человеческие эмоции перевернуты, а мир похож на мрачную изнанку реальности. Из ближайших современников на батуте до носков Мамлеева иногда дотягивается Сальников с Отделом, но если Алексей идет по собственному грандлайну, то Юрий уже напрямую контактировал с источником безумия и транслирует ад через страницы Шатунов.
Сюжет:
Фёдор, совершая преступления, преследует определённую цель: познать извечную тайну смерти эмпирическим путём. Видимый мир он воспринимает в виде иллюзии. Фёдор неожиданно сталкивается с группой московских интеллектуалов-метафизиков, чьё существование пробуждает у него больший интерес, чем персонажи его будничной жизни.
Не будем останавливаться на личности Мамлеева. На рынке достаточно биографий и есть ультимативное издание за авторствам Лукоянова, которое рассмотрим чуть позже. Все, что нужно знать, что Юрий в 1966 году, находясь в глубочайшем раздрае от происходящего в СССР, написал коктейль Молотова для умов. Естественно, книга распространялась самиздатом, и ключевым описанием произведение может послужить цитата американского критика «Мир не готов к такой книге».
В книге нет героев и злодеев. Окружающий мир представляет собой размытое и мрачное окружение, а главные герои похожи на апостолов длани бога из Берсерка. Федор Соннов похож на мрачного жнеца со взглядом мертвого разума, действия которого поддаются логике, но самому как то страшновато к такой логике прикасаться. Соседи Федора, конечно не дотягивают до инфернальности убийцы, но скорее добивают остатки надежды хоть на какой то свет в произведении. Сестра Федора весело хохочет и является скорее камердинером того бала смерти, что происходит под Москвой, а в соседней семье каждый год убивают младенца во славу похоти.
Повествование ведется без намеков на цензуру и читать некоторые сцены противно и возможно только с отключением какого либо воображения. Но если грязь во многих произведениях воспринимается как попытка автора справится с повесткой, проблемами детства или демонах в голове(нужное подчеркнуть). Юрий грамотно балансирует на грани порно и психоделики, вырисовывая чистилище, где вопрос смерти - лишь вопрос изменения сознания и стать курицей не так уж и плохо.
«Шатуны» не рассказывает притч и не пытается обьяснить или рассказать мысль. Через текст книги просачивается тьма, нежно показывающая, что добрая смерть не придет к человеку, даже если тот был святым, а в обществе спокойно ходят мертвецы, переводящие население в другое агрегатное состояние.
Можно по разному относиться к творчеству Мамлеева. Я соглашаюсь с людьми, говорящими, что «Шатуны» это грязь ради грязи. Но как опытный ассенизатор, я вижу в романе нечто инфернальное и чуждое сознанию, а концепция перерождения больше напоминает цикл жизни из Bloodborne. «Шатуны» книга неустаревающая и неоднозначная. В ней много отвратительных вещей и излишней похабщины, но картины, что нарисовал Мамлеев повторить не удасться. Тем и примечательна.