534 подписчика

Пять Ромео, шесть Джульетт и один Злой рок на льду

Гениальная пьеса Шекспира о юных влюбленных вызвала шквальный отзыв в душах музыкантов разных времен, характеров и направлений. Роскошный выбор музыки позволял и позволяет фигуристам и хореографам не повторяться, создавая программы на сюжет этой самой известной пьесы английского драматурга. Джульетта Липницкой не похожа на Джульетту Косторной, а Ромео Ханю на Ромео Васильева.

В негласном соревновании за приз зрительских симпатий Саша Коэн и Стефан Ламбьель вне конкурса, потому что у обоих программы показательные. А это другой набор выразительных средств, другой уровень свободы и неограниченные возможности использовать свои козырные "фишки". У Саши - это красивейшие арабески, а у Ламбьеля - его фирменные сумасшедшие вращения и символичная роза на груди в заключительной позе. Они оба катались под музыку под музыку Нино Рота, к фильму Дзеффирелли 1968 года.

Справедливости ради, надо вспомнить, что "Ромео и Джульетту" Саша катала как произвольную программу в олимпийском Турине. Но не слишком удачно. Поэтому лучше смотреть ее показательные.

К образу Ромео Ламбьель вернулся через несколько лет уже в качестве тренера и хореографа. Для своего ученика Дениса Васильева из Латвии Стефан взял музыку Прокофьева из балета "Ромео и Джульетта" и выстроил очень сюжетную программу, проигнорировав, легендарный "танец рыцарей". К сожалению, это видео найти не удалось, как и некоторые другие.

В далеком 1998 году "классическая" короткая программа на музыку Петра Ильича Чайковского была у японца Наоки Сигэмацу.

К классике в сезоне 2007 - 2008 обратился Дайсука Такахаши. Он тоже выбрал увертюру - фантазию "Ромео и Джульетта" Петра Ильича Чайковского. Вероятно, не без влияния нашего Николая Морозова, выступившего в качестве хореографа. Программа получилась очень интересной.

Его соотечественник легендарный Юдзуру Ханю обращался к сюжету трагедии Шекспира дважды. В сезоне 2013 - 2014 он использовал музыку Нино Рота - саундтрек к фильму 1968 года. Ему помогал хореограф Дэвид Уилсон.

А сезоном ранее для этого же сюжета японский фигурист взял музыку Крэйга Армстронга, использовавшуюся в фильме "Ромео + Джульетта" и его же музыку из фильма "Планшетт и Маклейн". Интересно, что хореографами выступили Натали Абе и Наталья Бестемьянова с Игорем Бобриным.

В этом же сезоне в роли Джульетты выступила юная Юлия Липницкая. Приглашенный хореограф Николай Морозов сделал ей программу на музыку Нино Рота. "Un giorno per noi"

В сезоне 2014 - 2015 тренерский штаб вернулся к шекспировскому сюжету, правда уже с другим хореографом. Теперь с Юлией работал Илья Авербух. Он взял мелодию Нино Рота "А me for us", добавил музыкальный фрагмент Яна Тьерсена (фильм Гуд бай, Ленин") и музыку Абеля Коженевского из фильма "Ромео и Джульетта".

Небольшой экскурс в прошлое. В сезоне 1978 - 1979 Татьяна Тарасова поставила своей танцевальной паре Моисеева - Миненков программу на единую музыку со сквозным сюжетом. Они танцевали "Вестсайдскую историю" Гершвина. Это было новаторством, новой идей, которую подхватили англичане Торвилл - Дин и через шесть лет стали со своим "Болеро" олимпийскими чемпионами. Но времена меняются. Теперь, как можно заметить, фигуристы все чаще собирают в одной программе несколько музыкальных произведений разных авторов. Клиповые мышление ли виновато или ускоряющийся ритм жизни, когда хочется всего и сразу, но это так.

Удивительно другое: часто берутся одни и те же музыкальные фрагменты, иногда практически одна и та же "нарезка". Особой популярностью пользуются "O Verona!" шотландского композитора Крэйга Армстронга, произведение с очень интересной историей, "Kissing You" Des'ree и Т. Атака из музыки к фильму Лурмана 1996 года, "Come, Gentle Night", "For bidden lovе" Абеля Коженевского, написанные к фильму 1913 и "Танец рыцарей" Сергея Прокофьева из балета "Ромео и Джульетта". С другой стороны, эта некоторая унификация музыкального мышления позволяет, можно сказать, напрямую сравнить концепции постановок, хореографические решения и соответствие заявленным образам.

Алене Косторной удалось примерить на себя образ Джульетты дважды, в двух разных тренерских штабах. Джульетту в голубом Алена готовила в ТШТ в последний юниорский сезон 2018 - 2019. Ей - 15. Она самостоятельна и решительна, как и шекспировская героиня. Ну и безумно красива. Фигуристка "фирменно" скользит, элегантнейшим образом выезжает с прыжков, безупречно слышит музыку. Кстати, у Алены едва ли не самое красивое платье, прекрасно вписывающееся в эпоху (автор Ольга Рябенко).

Джульетта  в голубом Алены Косторной.
Джульетта в голубом Алены Косторной.

Джульетта в фиолетовом - произведение "Ангелов Плющенко". Последняя из четырех программ сезона 2020 - 2021. Постановщиком выступила Ше-Линн Бурн.

Нежная Джульетта Анастасии Губановой сезона 2016 - 2017. Это, наверное, лучшая произвольная в карьере Насти, самая трогательная и пронзительная.

"Сумасбродная" Джульетта Софьи Муравьевой. Необычная интерпретация шекспировской трагедии с хеппи - эндом.

В этой лирической героине как бы живут две личности - классическая и ее обратная сторона. Более экспрессивная, импульсивная и сумасбродная. И в конце программы именно эта обратная сторона личности как бы разбивает колбу и не дает свершиться трагедии, спасает Джульетту.

Таково со слов Евгения Плющенко тренерское видение программы Софьи. Произвольная Муравьевой сделана на музыку Нино Рота с женским вокалом.

Не Джульетта, но "Злой рок" Александры Трусовой.

В произвольной музыка из "Ромео и Джульетты", но я не Джульетта, а злой рок, злая судьба любви, поэтому музыка так подобрана.

Мужественная Джульетта Дарьи Усачевой, выступившая против злого рока собственной судьбы.

Несмотря на обилие великолепных Джульетт в моем личном рейтинге лидирует Ромео - Юдзуру Ханю с программой сезона 2011- 2012. В его танце и нежность, и страсть, и ярость, и отчаяние, и решимость, и любовь. Точно по Шекспиру.