Недавно российский кинематографист Кантемир Балагов объявил о завершении карьеры после двух выпущенных фильмов: «Теснота» (2017) и «Дылда» (2019). Однако спустя всего месяц он передумал и уже готовит сценарий для новой картины. Правда, не факт, что отечественной.
Пугал и продолжает акцентировать внимание на своем скором уходе из индустрии и знаменитый режиссер Квентин Тарантино. Гений постмодернизма даже финалочку красивую придумал на 2024 год – юбилейный, десятый фильм «Кинокритик».
А там, глядишь, и после премьеры в 2024 году мэтр осознает, что неверно посчитал свои работы – ведь «Убить Билла» представляют собой две полноценных ленты – и придется добивать до 15-шки. Или еще круче – переметнется к сериалам, которым в его фильмографии пока далеко до круглой цифры.
Мировая киноиндустрия знает немало примеров триумфального (и не очень) возвращения гениев экранной постановки с «пенсии». Редакция «Кинопробы» решила вспомнить слишком влюбленных в свое ремесло знаменитых режиссеров, забывших «закрыть за собой дверь», а также тех, кто вынужден был сделать перерыв не по своей воле или только собирается на заслуженный отдых.
Стивен Содерберг
Заблаговременно предупредил общественность о своем уходе и Стивен Содерберг – автор нескончаемых «Друзей Оушена» и обладатель «Оскара-2001» за криминальную драму «Траффик».
Перед премьерой триллера «Заражение» на Венецианском кинофестивале 2011 года постановщик подтвердил ходившие в то время слухи, что в ближайшее время завершит карьеру и займется живописью. Правда, «скоро» оказалось весьма растяжимым понятием, года так на два.
За это время мастер «грустных триллеров» выпустил боевик «Нокаут» и драмеди «Супер Майк» в 2012 году, а в 2013-ом – байопик «За канделябрами» и криминальный детектив «Побочный эффект». Накануне релиза последнего творец резко перерубил «пуповину» Голливуда и пропал с радаров, заявив, что фильмы перестали иметь большой вес в современной культуре.
Четыре года мир не слышал о Содерберге, если не брать во внимание его «помощь» Барри Дженкинсу в сериале «Больница Никерброкер» (2014-2015). Зато в 2017 году режиссер «с ноги» распахнул двери кинотеатров и ворвался на экраны с Ченнингом Татумом, Адамом Драйвером и Дэниэлом Крэйгом в «Удаче Логана».
«Я долго болтал о тех аспектах кинобизнеса, которые меня разочаровали. Я делаю много громких заявлений, от которых мне потом приходится отступать. Но я думаю, что все уже привыкли к этому», – шутливо объяснился Содерберг изданию «The New York Times».
После этого кисти и холсты явно были заброшены в долгий ящик – «несостоявшийся живописец» снял еще два сериала и семь картин, включая третьего «Супер Майка» с подзаголовком «Последний танец» в 2023 году. Кто знает, вдруг это название станет пророческим. Правда, в июле на HBO Max выходит его детективный мини-сериал «Замкнутый круг». Легкое ощущение, что Содерберг оставляет зрителям послания, присутствует.
Хаяо Миядзаки
С японским режиссером и сценаристом Хаяо Миядзаки зрители прощались дважды: в конце 1990-х и в 2013 году. Но оба раза 82-летнему кинематографисту не сиделось на заслуженной пенсии. Сегодня в послужном списке постановщика насчитывается свыше 30 анимационных работ, и самые известные из них: «Принцесса Мононоке» (1997), «Унесенные призраками» (2001) и «Ходячий замок» (2004), «Ветер крепчает» (2013).
Как раз с «Призраками» он и вернулся в индустрию, получив за них «Оскар-2003» в номинации «Лучший анимационный полнометражный фильм». Стоит отметить, что до 2020 года картина оставалась самым кассовым проектом в киноистории Японии. Новым же его высказыванием, сустя 10 лет после «Ветра», должна стать анимэ-драма «Как поживаете?». О сюжете мультфильма известно мало – какое-либо одноименной книге 1937 года Есино Гэндзабуро она явно имеет. Но премьера картины запланирована на 14 июля 2023 года.
Свой камбэк гений рисованных мелодрам объяснил просто: «Потому что захотел». Добавив в присущей ему философской манере, что принялся за съемки ленты, «поскольку у него нет ответа». Однако, по словам его продюсера Тосио Судзуки, «Как поживаете?» должна стать прощальным подарком внуку аниматора.
Мартин Скорсезе
Скоропалительных заявлений о своем уходе и мечтаний о пенсии Мартин Скорсезе публике никогда не выдавал, стоит отдать должное. Наоборот, 80-летний маэстро намерен радовать зрителей до последнего: считанные дни остались до премьеры детективного вестерна «Убийцы цветочной луны» на Каннском кинофестивале 2023 года. Более того, в планах у режиссера как минимум еще четыре проекта.
Однако руки Скорсезе все-таки опускались в период рекламной компании «Волка с Уолл-стрит» в 2013 году. Тогда он признался, что с каждым годом энтузиазм улетучивается. Поэтому вполне понятно, что многие поспешили помахать ручкой «нестареющему» классику.
«Я хочу снять много фильмов, но сейчас мне 71 год, и у меня осталась только парочка проектов, если я вообще смогу к ним приступить. Скучаю по тому времени, когда я горел жаждой экспериментов и пробовал свои силы в разных жанрах, но теперь с этим покончено», – говорил тогда Скорсезе.
Правда, спустя 10 лет постановщик по-прежнему не оставляет свое призвание. Конечно, теперь он не ставит перед собой слишком грандиозных целей в силу возраста, но «читать и рассказывать истории» зрителям ему все еще хочется.
«Когда Джордж Лукас и Стивен Спилберг вручили ему «Оскар», Куросава сказал: «Только сейчас я начинаю видеть потенциал кинематографа, но уже слишком поздно». На тот момент ему было 83 года, и лишь сейчас я понял смысл этой фразы», – признался Скорсезе в недавней беседе с «Deadline».
Режиссер добавил, если бы производство одного фильма занимало лишь несколько месяцев, ситуация была бы другой. А так, у него «осталось слишком мало времени» на творческие высказывания.
Напомним, что самыми известными работами Скорсезе стали «Таксист» (1976), «Славные парни» (1990), «Казино» (1995), «Остров проклятых» (2009), «Подпольная империя» (2010-2014), «Хранитель времени» (2011), «Волк с Уолл-стрит» (2013), «Молчание» (2016), «Винил» (2016), «Ирландец» (2019).
Тим Бертон
Посредник между детьми и взрослыми, между масскультом и авангардом, заклинатель ночных кошмаров и большой фантазер – все это о Тиме Бертоне. Режиссер на протяжении долгих десятилетий с успехом представлял как игровые полнометражки, так и мультфильмы – весьма нечастый случай в индустрии кино.
Реальная слава настигла гомерического постановщика в 1988 году с выходом веселого хоррора о комичных призраках «Битлджус». Хотя до этого он снял не менее известные «Гензель и Гретель» (1983), «Франкенвини» (1984), «Альфред Хичкок представляет» (1985-1989).
Затем был резкий, но крайне удачный прыжок в мейнстрим с «Бэтменом» в исполнении все того же Майкла Китона. После которого Бертон нашел новую «жертву» – Джонни Депа, и переключился на готические сказки про «Эдварда руки-ножницы» (1990) и невезучего кинематографиста «Эда Вуда» (1994), а также мрачный детектив «Сонная Лощина» (1999). В промежутке, правда, был «Марс атакует!» – скай-фай и политическая сатира в одном флаконе, но даже там Бертон не растерял свою неповторимую эстетику.
Однако вскоре году режиссера настигло проклятие «Планеты обезьян» – работу над ремейком известной фантастики не могли закончить несколько постановщиков, в том числе и Оливер Стоун («Лицо со шрамом»). Эксцентричного кинематографиста сковало продюсерской волей, и в 2001 году мир увидел дырявую историю с недоигрывающими актерами, где от бертоновского почерка не осталось и следа.
Эта неудача повлекла за собой череду странных автопародий, пять из которых были с Деппом, а восемь – с Хеленой Бонем Картер. Конечно, «Крупная рыба» (2003), «Труп невесты» (2005), «Чарли и шоколадная фабрика» (2005), «Суина Тодд» (2007), «Алиса в стране чудес» (2010), «Мрачные тени» (2012) и мультфильм «Франкенвини» (2012) имели приличные кассы, но лишь благодаря зрительской вере и надежде – вдруг сердце мастера оттаяло.
Только вот воспрял духом и наполнил былой стилистикой кадры Бертон лишь по прошествии 10 лет. В ноябре 2022 года он «залетел» на мировые экраны со спин-оффом «Семейки Аддамс» – сериалом «Уэнсдэй», прославившим заодно и юную Дженну Ортегу. Кажется, только ленивый не выучил ее «ультра сложный» танец – стопроцентное попадание. Теперь на очереди у режиссера «Битлджус-2». Заявочка неплохая, но где-то мы уже это видели. Лишь бы не взялся переснимать «Обезьян» – иначе новый конец готической эпохи зрители не переживут.
Мэл Гибсон
Актер, продюсер и режиссер Мэл Гибсон устраивать две 10-летних «минуты» молчания не собирался, а уж о пенсии и вовсе не думал. С 1977 года зрители его узнали в качестве актера, а в 1993 он появился в новом амплуа – режиссуре, выпустив сразу две нетленки с собой в главной роли: «Человек без лица» (1993) и оскароносное «Храброе сердце» (1995). Правда, до 2004 года он «отрекся» от постановки и просто снимался. Зато после «паузы» он выдал «Страсти Христовы» (2004), «Настоящих дикарей» (2004-2005) и «Апокалипсис» (2006).
«Подкосило» кинематографиста как раз в 2006-ом, когда он был фактически выгнан из Голливуда. Сначала по причине его ареста в Малибу, во время которого он позволил опуститься до антисемитских высказываний, а уже в 2010-ом в прессу просочились его расистские слова в адрес матери одного из девяти его детей и тогдашней спутницы – актрисы Оксаны Григорьевой.
Перестал быть персоной нон грата Гибсон только в 2016 году, тогда же мир увидел его новую работу на Венецианском кинофестивале – военную драму «По соображениям совести». А через год эта трогательная картина удостоилась «Оскара» за звук и монтаж. Вновь порадовал зрителей Гибсон лишь в 2022-ом – триллер «В эфире», но уже в роли исполнительного директора и ведущего актера. На ближайшие полтора года в планах режиссера – снять две картины: «Смертельное оружие-5» и «Страсти Христовы: Воскрешение».
Клинт Иствуд
Клинт Иствуд за свою практически 65-летнюю карьеру сыграл более 60 ролей и снял 39 фильмов – работал исправно и без ложных заявлений. Сейчас на очереди у 92-летнего режиссера 40-ая картина «Присяжный №2», которая может стать юбилейной, а заодно и «лебединой песней» автора. По крайней мере, он предупреждал, что этот триллер о шероховатостях в американской судебной системе может стать финалом его творческого пути.
Самыми знаковыми его трудами стали: «Бродяга с высокогорных равнин» (1973), «Джоси Уэйлс – человек вне закона» (1976), «Огненный лис» (1982), «Внезапный удар» (1983), «Перевал разбитых сердец» (1986), «Непрощенный» (1992), «Совершенный мир» (1993), «Настоящее преступление» (1999), «Блюз» (2003), «Малышка на миллион» (2004), «Гран Торино» (2008), «Непокоренный» (2009), «Чудо на Гудзоне» (2016), «Наркокурьер» (2018), «Мужские слезы» (2021).
Помимо этого, легендарный «мастер на все руки» еще и почетный обладатель целых пять режиссерских «Оскаров»: два из них за «Малышку на миллион», еще два – «Непрощенный», а 95-ом его наградили почетной премией имени Ирвинга Тальберга за вклад в кинематографию. Вполне вероятно, что на этом Иствуд и остановится – солидный возраст все-таки. Но не будем забегать вперед, творческий запал у величайшего мэтра него явно не угас. А если еще и «Присяжный №2» выстрелит – разгорится по новой, или же станет красивой и твердой точкой.