Скульптор Тамара Андриановна Федорова всю свою жизнь посвятила созданию фарфоровых изделий, и помимо типичных для советской эпохи скульптур на темы счастливого детства и дружбы народов она также была автором оригинальной композиции «Золушка», которая состояла из четырех основных сцен: Принца, Золушки, Примерки туфельки и Мачехи с сестрами. Несмотря на то, что в 1960-е годы было выпущено немалое число таких наборов, полный сегодня — большая редкость, и те коллекционеры, которым посчастливилось найти его, готовы заплатить за находку до 250 000 рублей.
Художница также прославилась такими работами, как «Пионерка со скрипкой» 1956-го года, «Юный футболист» 1950-го года, «Туркмен с пиалой» 1962-го года, «Чаепитие» 1956-го года. Все эти работы очень высоко ценятся в наши дни среди коллекционеров и стоят немалых денег. Однако случилось так, что о жизни Тамары Андриановны Федоровой известно совсем мало.
Есть только сухие и официальные данные: член Союза художников, скульптор, работала на ведущих предприятиях фарфоровой промышленности — Ленинградском заводе фарфоровых изделий и заводе «Красный фарфорист» в Чудово. Ее работы пользуются большим спросом у коллекционеров потому, что выполнены в лучших традициях соцреализма. Например, «Березка» 1953-го оказалась настолько популярной, что завод «Красный фарфорист» выпустил новый тираж снова в 1998-м году.
Работы художницы можно называть повествовательными, ведь миниатюры раскрывают тему беззаботного детства. В них рассказывается об обычных проявлениях — спорт, музыка, школа. В творениях Федоровой часто акцент сделан на том, как хорошо живется детям в советской стране. Работать художница начала еще в 1930-е годы, кроме того, известно, что она продолжала создавать эскизы в тяжелые годы блокады Ленинграда. А вот где она училась, кто были ее учителя, так и осталось тайной. Между тем, коллекция Нижнетагильского музея искусств знает Тамару Федорову не только как автора мелких скульптур, но и станкового портрета двух школьниц в композиции «Пусть всегда будет солнце».
Популярнейшая песня, которая покорила мир на фестивале в Сопоте, «Пусть всегда будет солнце», впервые прозвучала на радио в июне 1962-го года (у нас есть отдельная публикация на эту тему). Успех был ошеломляющим, она стала известной во многих странах мира. Призыв к самому сокровенному — «Пусть будет жизнь!» — нашел отклик и в творчестве многих советских художников. Этой теме посвятила свою работу и Федорова. Однако до наших дней сохранился всего один экземпляр, который можно увидеть в Нижнетагильском музее. Возможно, что фарфоровая композиция спрятана у кого-то в частной коллекции. Неизвестно, каким был тираж и даже год выпуска, можно предположить, что где-то между 1962-м и 1968-м годами.
Две девочки, которые слились в песенном призыве, передают черты детской наивности и чувство ответственности одновременно. Скульптуры выполнены из шамота и получили легкую окраску в пастельных тонах. Кисть Федоровой совсем легко расцветила бантики одной девочки и добавила веснушек второй, благодаря кропотливой работе обозначились воротнички. При этом прекрасно видны характеры обеих школьниц, первая — старательная отличница, а вторая — веселая озорница, которая на время исполнения песни немного повзрослела.
Если вам понравилась публикация, пожалуйста, поддержите ее лайком, оставьте комментарий и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные истории!
Спасибо за внимание!