203 подписчика

Начало Древнего Египта

ЕГИПЕТ ДО НАЧАЛА ИСТОРИИ

Лично мне, интереснее всего разбираться в началах, в том, как что-то зарождается, берет почин. Будь то история, философия, наука или что-либо вообще. Нужно признать, что и сам я все время лишь начинаю. И вновь обращаюсь к теме, которую мне приятно «штурмовать» - к истории Древнего Египта. И вновь пытаясь следовать формуле «иногда плодотворная деятельность прорывается сквозь сети «идеального» планирования» - я предлагаю Вам вновь взглянуть на начала египетской истории.

ЕГИПЕТ ДО НАЧАЛА ИСТОРИИ Лично мне, интереснее всего разбираться в началах, в том, как что-то зарождается, берет почин. Будь то история, философия, наука или что-либо вообще.

ОТКРЫТИЕ В НЕХЕНЕ КЬЮБЕЛЛА И ГРИНА

Если вы зайдете в Египетский музей, что, как ни парадоксально находится в Египте, а именно в Каире, то в его холле вы увидите пластину из зеленовато-черного камня. Довольно неприметную, и нужно сказать мало способную отвлечь посетителя от стремления увидеть главные сокровища музея… однако! Эта пластина, этот камень с рельефом знаменовал собой начало Древнего Египта как цивилизации. Этот объект это Палетка Нармера. Что это значит? Всего лишь то, что этот предмет связан с царем, которому, как принято считать среди современных египтологов, удалось объединить Египет (Две страны – Верхний и Нижний Египет) в единое государство, и положить начало династическому периоду египетской истории.

Нехен (он же Иераконполь)
Нехен (он же Иераконполь)

Так значит…а какой еще период был? В смысле до этого? Додинастический. И Палетка Нармера, в равной степени является как символом перехода к новому этапу истории, где сама история и начинается в подлинном смысле слова, но так же и олицетворяет тот долгий путь, который прошел Египет до этого – по дороге к созданию объединенного государства.

ВРЕЗКА 1. КАК НАШЛИ ПАЛЕТКУ НАРМЕРА?

Зима в Египте, и особенно на Юге – где и развернулись основные события, время достаточно благоприятное, и даже скорее комфортное, нежели никого не прощающий зной лета. И именно зимой, таких далеких 1897/1898 гг. два британских (а Великобритания тогда лидировала в деле изучения наследия древности египетской) археолога, которых звали – Джеймс Кьюбелл и Фредерик Грин, занимались раскопками на месте, где когда-то стоял город Нехен (город сокола – под покровительством бога Хора, город, который греки, а вслед за ними и все остальные народы, назвали Иераконполь). Кьюбелл и Грин прежде всего искали какие-то сокровища, драгоценности, ведь в те времена в археологии все еще было что-то от авантюры кладоискателей. Но в этом им не повезло – ни золота, никаких других драгоценностей. Но в результате, на месте древнего храма, им удалось найти что-то интересное – ту самую черно-зеленоватую пластину – палетку Нармера.

Оборотная сторона палетки Нармера
Оборотная сторона палетки Нармера

ПАЛЕТКА НАРМЕРА

Палетка, вообще, это пластина для растирания красок, по сути, очень большой, и не удобный, косметический аппарат (аппарат? Звучит дико, но мои мысли покружились вокруг этого слова и сочли его удобоваримым…а почему? Да просто так), но к концу четвертого тысячелетия косметические функции палетки утратили, превратившись в некие ритуальные элементы, на которых вырисовывали важные сцены, связанные с жизнью и представлениями додинастических египтян. В случае с Палеткой Нармера мы сталкиваемся с пластиной, на которой с двух сторон искусно и подробно вырезаны сцены, которые, судья по всему служат знаком величия некоего правителя, памятным указателем на его достижения. На царя, занимающего центральную часть пластины сверху взирают две богини-коровы, а он стоит, замахнувшись булавой на коленопреклоненного врага у его ног.

У археологов быстро возник вопрос – что за царь был запечатлен на пластин, когда он правил? Вверху палетки располагались два иероглифа – nar (сом) и mer (резец). Их звучание составило, во всяком случае для ученых и имя изображенного монарха. Нармер. До обнаружения палетки наука на знала царя с таким именем. Он не упоминался у Манефона, чьей список царей, пусть и несколько сомнительный (и составленный в древности, при Птолемеях – в эллинистическом Египте), все же являлся классической отправной точкой в исследовании египетской хронологии. И там ясно было сказано – первый царь Менес, а до него… пустота.

Лицевая сторона палетки Нармера
Лицевая сторона палетки Нармера

Результатом осмысления чудесной находки стало понимание, что именно Нармер является первым царем объединенного Египта, тем правителем, что присоединил к державе божественного сокола Нижний Египет. Конечно возникает вопрос – а что же Менес? На этот вопрос есть свои ответы-гипотезы, но сейчас не о нем. Нармер стал царем Египта – первым царем I династии. Но история Египта началась раньше, и символика власти и священного, что была запечатлена на палетке Нармера, отсылает к более глубоким пластам прошлого.

НАБТА-ПЛАЙЯ

Египтяне издревле были мастерами работы с камнем, и подтверждением того служат далеко не только знаменитые Пирамиды. Вообще любое человеческое сообщество изначально плотно зависело от камня, и его обработки. Но в некоторых случаях, как например, в Месопотамии ход цивилизационного процесса пошел в сторону работы с глиной, Египет же на всех рубежных этапах своего «столбового» пути оставался цивилизацией «настроенной» на работу с камнем. В умении работать с камнем Египет обрел свое дерзновенное стремление к тому, чтобы творить на века, чтобы сооружения, которые возводились руками египтян пережили все, что готовило время самому народу.

Но начинать, опять таки, стоит не с пирамид. В Нубийской пустыне, далеко как и во времени, так и в пространстве находится удивительное место. Набта-Плайя. «Плайя» - по-арабски значит «озеро», и ныне там можно увидеть причину такого наименования – дно древнего высохшего озера. Вокруг же громоздятся мегалиты, которые в древности воздвигли на берегах озера. Зачем?

Так сегодня выглядит Набта-Плайя
Так сегодня выглядит Набта-Плайя

Мегалитизм вообще представляет собой интереснейшую культурную диковинку. В древности существовал мегалитический культурный круг, границы которого были крайне широки (от Египта, через западную и северную Европу до восточной Азии). У людей того времени, по сути, доисторических существовали, видимо определенные религиозные представления, связанные с стоячими камнями (очень большими). Религиоведы, как правило, связывают мегалитические памятники с развитием культа предков, культа мертвых и земледельческим представлениями. О Набте-Плайе, как и о ее отдаленном родственнике (не причисляемом к мегалитизму, но все же) в Гёбекли-Тепе (на Ближнем Востоке. Невероятной сенсацией было то открытие) существует мнение, что это своего рода первобытная «обсерватория», или проще говоря место связанное с счетом времени, ведь движения небесных светил тогда нужны были лишь для этого счета.

Огромные мегалиты, установленные в Набта-Плайе, стоят как по одному, так и парами (причем лицевой стороной друг к другу), и даже рядами. Удивление, граничащее с восхищением вызывает круг камней на возвышении, стоящие попарно они ориентированы – одни по оси север-юг, а другие указывают на восход солнца в день солнцестояния.

Любители броских заголовков поименовали Набта-Плайю как «древнеегипетский Стоунхендж». Стоит признать, что расположение камней не было случайным, мегалитический ансамбль Набта-Плайи подразумевает важнейший человеческий вклад – вклад смысла. В дни его (ансамбля) появления (начало пятого тысячелетия до н.э.) Сахара не была безжизненной пустыней, тогда в тех местах и шли дожди, и существовали водоемы. Набта-Плайя, по видимому была связана с сезонными перемещениями полукочевых скотоводов. Набта-Плайя была важным пунктом на карте этих кочевий – благодатным и плодородным местом (которое сейчас сообщает нам о хрупкости всякого плодородия и жизни, которые были сокрушены пустыней).

В Люди должны были приложить немалые усилия, дабы так расставить камни вдоль озера, в этом определенно был смысл, и смысл этот следует искать в области религиозных представлений. А само понятие религиозного было тогда связано с необходимым кругом жизненных условий этих почти-первобытных людей, с жизнью, ее питанием. В этих полукочевых племенах были и свои вожди, в которых коренилась и искра будущего всевластия фараонов (хотя правильнее в отношении Египта все же говорить – «царей», а фараон - это штука тонкая… как пустыня…или восток?). Вождь нес на себе ответственность за поддержание жизни племени, он выступал гарантом процветания и должен был четко ощущать ход времени и следовательно смену сезонов, а стоячие камни в Набта-Плайя, судя по всему, играли важную роль в «волшебстве» предсказания сезона дождей.

ЕГИПЕТ ДО НАЧАЛА ИСТОРИИ Лично мне, интереснее всего разбираться в началах, в том, как что-то зарождается, берет почин. Будь то история, философия, наука или что-либо вообще.-6

Таким образом, мы сталкиваемся с одним из ранних очагов будущей египетской цивилизации…там, где сейчас пустыня. Там было найдено и первое монументальное творение египтян – вырезанная из песчаника скульптура, по форме напоминающая корову. Другой очаг цивилизации располагался в Восточной пустыне. И там ученым пришлось столкнуться с удивительнейшим истоическим феноменом – наскальными рисунками, выбитыми в сухих долинах (вади, как их называют). И здесь были далеко не только изображения животных, рисовали будущие египтяне и Больших Людей – своих вождей, которые бросали вызов стихии животного мира, а в более поздних вариантах предводительствовали над ватагами гребцов, шли по Нилу на простеньких, но очень важных для истории Египта суденышках.

НАЧАЛО ЖИЗНИ В ДОЛИНЕ НИЛА

Корни будущей египетской цивилизации можно найти не только на месте нынешних пустынь. Набта-Плайя была все-таки вещью сезонной, а вот долина Нила притягивала к себе тех, кто жаждал большей стабильности, чем у вольных полу-кочевников. Люди в долине могли выращивать сельскохозяйственные культуры, возделывать поля на круглогодичной основе. Там начинается подлинный египетский додинастический период. И ветры прошлого доносят до нас удивительные названия – например, Бадари – имя додинастической культура (одной из самых ранних), данное ей по имени современной, неприметной деревеньки (эль-Бадари). Через долину пролегали тропы, которые могли восприниматься как настоящие тракты – ведущие на запад – к оазисам пустыне, ведущие на восток – к побережью Красного моря.

ЕГИПЕТ ДО НАЧАЛА ИСТОРИИ Лично мне, интереснее всего разбираться в началах, в том, как что-то зарождается, берет почин. Будь то история, философия, наука или что-либо вообще.-7

ПРОТО-ГОСУДАРСТВА В ДОЛИНЕ НИЛА

Общество культуры Бадари менялось медленно, но все же менялось, в том числе, и под внешними воздействиями. Шло полным ходом социальное расслоение – одни поднимались, другие опускались, богатые люди покровительствовали ремесленникам, на которых по сути держалось общество. Это доисторическое общество медленно, но верно (а с ходом времени все быстрее) усложнялось во всех привычных нам смыслах – экономическом, политическом и культурном.

На западе и востоке постепенно высыхали пустыни, и это ускоряло процесс государство-образования, за счет того, что в долину прибывали все новые люди. Население волей-неволей вынуждено было бороться за ресурсы, и это вело к возникновению укрепленных городов. В свою очередь, рост городов и развитие сельского хозяйства становились стимулом новых перемен.

В Египте (которые так еще не назывался, а на самом деле и не будет называться самими жителями страны – ведь это греческий мотив) возникли прото-государственные центры, региональные группировки, в которых могли править наследственные вожди. Этими центрами были города – Тинис, Нубт и Нехен. Тинис контролировал судоходство на Ниле, а также торговые пути из Нубии и оазисов. Нубт контролировал доступ к золотым рудниками Восточной пустыни. Нехен же контролировал пути через пустыню к оазисам и некоторым месторождениям золота в Восточной пустыне. В этой прото-государственной системе все большую роль играла торговля, как внешняя, так и внутренняя.

Столкновение между царствами, которые стремились к единоличному господству было неизбежно. Но подходя к данному рубежу необходимо сознавать, что точного представления о том, как развивалась эта борьба у нас нет, ведь развитой письменности тогда еще в Египте не было. Обычная реконструкция сообщает о том, что Нехен взял верх над Нубтом. В выигрыше оказался и Тинис, который стал контролировать торговлю с южными областями. По сути сложилась следующая ситуация – монарх в Тинисе контролировал Дельту, а другой из Нехена управлял торговлей в сахарском регионе.

ЕГИПЕТ ДО НАЧАЛА ИСТОРИИ Лично мне, интереснее всего разбираться в началах, в том, как что-то зарождается, берет почин. Будь то история, философия, наука или что-либо вообще.-8

Два оплота государственности в Египте вновь должны были столкнуться, и вновь нас подводит недостаточность исторических сведений. Судя по материальным находкам случилось военное противостояние. Победа в итоге досталась царям Тиниса. Отныне они контролировали всю внешнюю торговлю. Храм в Нехене, который проиграл, тем не менее сохранился, и в какой-то момент царь-победитель, видимо в качестве жеста доброй воли пожаловал храму собственное изображение на палетке – знак своего триумфа.

Спасибо за внимание!
P.S. Снова о Египте... одно и то же... но так проще прорываться через вечно упадочное состояние здоровья, комбинировать с другими важными делами, и надеяться что смогу написать и о других, разнообразных темах, а возвращение к додинастическому Египту, это как встреча со старым, добрым другом, так что не судите строго.