1 сентября 2023 года исполняется 40 лет с того момента, когда в небе над Сахалином был сбит южно-корейский лайнер «Боинг-747» компании КАЛ, совершавший рейс 007 - Нью-Йорк – Сеул. Тем самым "подтверждались" слова президента США Рональд Рейган, публично объявившего в марте этого же года СССР «империей зла». Как человек, проживший семь лет на Дальнем Востоке, в том числе и на Сахалине, могу вспомнить некоторые инциденты с нарушением границ СССР американцами и японцами в мою бытность на Сахалине. В 1968 или в 1969 году советские ВВС перехватили и принудили к посадке на Курилах американский пассажирский самолет, нарушивший воздушное пространство СССР. В 1971 году я решил навестить своего земляка, который служил в одной из ракетных частей ПВО Сахалина. Был свидетелем того, как японский самолет приблизился к Сахалину на расстояние в 40 километров. И во время обеда была объявлена боевая тревога и готовность №1 по этому поводу. Земляк мне рассказал, что такое случается почти ежедневно.
Хорошо помню первое сентября 1983 года, когда ТАСС сообщило нарушении воздушного пространства СССР и об «исчезновении самолета-нарушителя с радаров в проливе Лаперуза». Первоначально СССР отрицал факт уничтожения самолета-нарушителя, особенно когда выяснилось, что это был пассажирский авиалайнер, на борту которого находилось 246 пассажиров и 23 члена экипажа. Всего погибло в результате крушения самолета 269 человек.
В условиях набиравшей новый виток «холодной войны» между СССР и странами Запада во главе с США после ввода советский войск в Афганистан, в горячке тех дней, никто особо не искал ответа на вопрос: как могло случиться, что оснащенный современными средствами навигации «Боинг» умудрился отклониться на 180 км. над Камчаткой и почти на 700 километров от международной авиатрассы в районе Сахалина? Почему экипаж сообщил о прохождении первой контрольной точки, находившейся над Тихим океаном, в тот момент, когда на самом деле под крылом была уже база советских атомных подлодок на Камчатке? Почему южно-корейских пилотов не предупредили о вторжении в советское воздушное пространство следившие за полетом диспетчеры?
Советская система ПВО на Дальнем Востоке прошла модернизацию в 1982 году и США очень хотелось ее «протестировать», поэтому американские спецслужбы сознательно направили пассажирский самолет в воздушное пространство Советского Союза. Цель – вызвать переполох в модернизированной системе ПВО, заставить включить «молчавшие» в мирное время радиолокационные станции. Так считает отставной офицер японской разведки Исиро Танаки о целях «ошибочного» попадания пассажирского самолета КАЛ 007 в советское воздушно пространство.
И действительно, советская система ПВО обнаружила, что в воздушное пространство СССР вошел неизвестный самолет. В это же время в воздухе, на такой же высоте, параллельным курсом летел американский самолет- разведчик «Боинг RC-13» и на экране радиолокатора эти цели фактически сливались в одну, потом разошлись, разведчик вернулся на международную трассу. Оператор, который заметил раздвоение целей, был награжден позже орденом. А пассажирский самолет продолжал отклоняться от курса. С этого момента система ПВО СССР начала вести его как самолет -разведчик. Были подняты по тревоге еще над Камчаткой истребители перехватчики, но они не сумели догнать нарушителя и он ушел в нейтральные воды Охотского моря.
Пришлось объявлять тревогу системе ПВО Сахалина и поднимать в воздух восемь самолетов-перехватчиков с аэродромов Смирных и Сокол. В 6 часов 13 минут часов «Боинг» вошел в воздушное пространство Сахалина, было еще светло и пилоты не могли не заметить своего полета над сушей, и могли бы еще сделать попытку вернуться в коридор международных авиалиний.
Обнаружить и догнать самолет-нарушитель смог летчик Геннадий Осипович на СУ-15, бортовой номер 17. Осипович подошел к нарушителю на расстояние до 5 км., был уверен, что пилоты «Боинга» его также его заметили . Он сделал из авиапушки предупредительные выстрелы, выпустив 243 снаряда. Пилоты «Боинга» сбросили скорость до 400 км., вероятно набирая высоту. Осипович расценил это как попытку ухода от перехвата - на такой скорости он мог свалиться в штопор.
В 6 часов 24 минуты с земли Осиповичу поступил приказ на уничтожение нарушителя. Он отошел от самолета на расстояние и выпустил две ракеты, одна из которых достигла цели. Самолет еще некоторое время продолжал полет и рухнул в воду недалеко от острова Манерон.
Спустя десятилетия после трагедии Осипович был уверен, что сбил самолет-разведчик. Когда он остановил самолет и открыл фонарь кабины, увидел не привычное лицо своего технаря, а инженера полка Сашу Бегеку, который загадочно сказал: - Молодец, Гена, что ракеты назад не привез.
На летное поле высыпали все, кто был в этот день на аэродроме. Он шел сквозь строй, отшучиваясь от брошенных фраз типа: « С тебя причитается». Но героем себя он не чувствовал.
Трое суток после этого Осипович был как в вакууме. Начальство не беспокоило, больше того, избегало встреч с ним, хотя он точно знал, что в часть приехала какая-то специальная комиссия. Правда, сослуживцы в одиночестве не оставляли. Что ни вечер – гости, благо спирта хватало. Его только в одном МИГе на технические нужды содержалось литров 300. Не зря этот самолет называли «летающим рестораном» и авиаторы охотно занимали у крылатого друга литр-другой «огненной воды». Тем более тут особый случай: «делай, Генка, дырку для ордена в кителе»!
А через три дня Осипович был уже в штабе, в Хабаровске. Там «редактировали» ленту самописца. А когда вернулся из Хабаровска, то застал жену Людмилу и старшую дочь Оленьку в слезах: им, опасаясь за безопасность семьи, дали 12 часов на сборы. Во всем мире поднялась шумиха о «варварстве» Советов, для которых ничего не стоило расстрелять гражданский самолет с пассажирами, большинство из которых были корейцами. Не знаю как сейчас, а в то время на Сахалине жило много корейцев – больше сорока тысяч. Когда я начинал свою педагогическую деятельность в поселке Пугачево Макаровского района, то в классах половина учащихся были корейцы, и процентов 5 - японцы.
Пришлось Осиповичам раздать некоторое свое имущество друзьям, за бесценок продать машину и отправиться в путь на специально выделенном ИЛ-76. Через 12 часов были уже на новом месте службы. «Спрятали» Осиповичей в Майкопе, где Геннадий начинал службу и нашел свою суженую. Кстати, жена тоже была военный человек – связистка.
Восприняли этот переезд философски: - на Сахалине знали местную поговорку – «Лучше Северный Кавказ, чем Южный Сахалин». «Персональный» самолет, доставивший их в Майкоп и квартира, полученная вне очереди – вот и все привилегии полученные семьей летчика. Даже орден нашел его через полтора года после «того» полета. В наградных документах значилось: «за успехи в боевой и политической подготовке».
Окончательно приземлился подполковник запаса Осипович после авиакатастрофы 1986 года. Перегонял МИГ-21 из Майкопа в туркменский город Мары, отказал движок. Бился за машину до последнего, катапультировался метров с двухсот и тут же, на не полностью раскрывшемся парашюте, грохнулся о твердую, как кирпич, спекшуюся глину. Последствия- перелома позвоночника лечил работой в саду…
Давно нет Советского Союза, нет Рональда Рейгана, может быть уже нет и Осиповича. Но за сорок лет не добавилось ясности в случившейся в небе Сахалина трагедии. Дважды проводилось международное расследование - сразу после инцидента - в 1983 году, когда через два месяца советские водолазы нашли обломки самолета (тел пассажиров не было обнаружено!) и подняли бортовые самописцы- «черные ящики». Но они были руководством СССР засекречены и недоступны. И были переданы незадолго до начала работы второй комиссии Борисом Ельциным «американским партнерам» в 1993 году.
Международная организация гражданской авиации (ИКАО), после длительного расследования, пришла к выводу, что «Боинг-447» попал в воздушное пространство СССР по «ошибке» и был сбит советскими силами ПВО потому, что его приняли за разведывательный самолет.
А еще через несколько лет за рубежом вышла книга отставного японского разведчика Иосиро Танаки, «Правда о полете КАЛ 007». Автор пришел к выводу, что американские спецслужбы сознательно направили пассажирский самолет в воздушное пространство СССР с разведывательной целью. И эти действия спровоцировали СССР на применение оружия. В 2019 году японский МИД рассекретил документы 1983 года, к которых представлено, что США конфедицеально уведомили японцев, что «Боинг» был сбит по ошибке, его перепутали с самолетом-разведчиком. Но в официальных заявлениях того времени Вашингтон настаивал, что рейс 007 сбит Москвой преднамеренно..
Как считает Мишель Брион, который проводил специальные поиски в районе острова Манерон, им так же не было найдено ни одного трупа пассажиров, а только чемоданы и бытовой мусор…
В своих мемуарах командующий ПВРО и противокосмичекой обороны в 1986-1991 годах Вальтер Красковский писал: «Советская сторона предъявляла свидетельства того, что вторжение в воздушное пространство СССР было преднамеренным. Полет «Боинга747» был строго синхронизирован с полетом разведывательного спутника США «Ferret –D».
Он в течение 12 минут снимал показания радиометрических средств ПВО СССР на Чукотке, на следующем витке- на Камчатке, а на третьем витке –на Сахалине». Я хорошо помню опубликованные в «Аргументах и фактах» того времени эти схемы синхронизации полета разведывательного самолета и спутника-шпиона. Но, к сожалению, в моем перестроечном архиве они не сохранились. И хотя с того времени вышло много публикаций по данному вопросу, сняты документальные фильмы и киноочерки, но по-прежнему в этой трагедии в небе Сахалина много неясности.
.