685 подписчиков

Не на одних "Гелиосах" свет сошёлся; какие объективы были выпущены в СССР?

5K прочитали

Тема будет пересекаться с предыдущей статьёй, в которой я писал про своё разочарование современным российским производством фото оптики. В этой статье я расскажу практически о всех объективах, которые были выпущены в СССР.

Присаживайтесь поудобнее...

Начну с того, где вообще выпускались фотографические объективы в СССР и их особенности.

Основными производителями качественных объективов были Красногорский завод им. Зверева (КМЗ), Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО), Киевский «Завод Арсенал», также отдельные выдающиеся изделия были произведены на Лыткаринском заводе оптического стекла (ЛЗОС), Валдайском заводе «Юпитер» и Казанском оптико-механическом заводе (КОМЗ).

В зависимости от завода на котором объектив был выпущен, каждая линза имеет гравировку логотипа или надпись которая указывает на это.

Знаки заводов
Знаки заводов

Объективы делятся на экспортные и для внутреннего использования; экспортные модели отличаются языком написания страны изготовителя и названия. Например, на них вместо "Сделано в СССР" написано "Made in USSR", а вместо "Гелиос" написано "Helios". Существует мнение что экспортные модели собраны чуточку лучше и их качеству уделено больше внимания; довольно спорное мнение, однако если отходить от темы объективов, можно взять в пример автомобиль "Волга", который без всяких сомнений на экспорт шёл в лучшей комплектации и с большим количеством украшений. Также СССР строил безупречную репутацию ведущей страны-производителя, что также намекает на улучшение экспортных моделей. Так что да, вполне может быть.

Характерными особенностями всех советских линз был уникальный рисунок, который у каждого объектива свой, отсутствие автофокуса (хотя, в то время его не было в принципе), металлический корпус и приличные толстые линзы. Скажем прямо, в отличии от современных бюджетных полтинников это добротно собранные объективы. А когда я впервые купил себе Гелиос и начал вникать в тему советской мануальщины - запахло союзом. Гелиос - он как массивная масляная гайка, которую как ключом надо вкручивать в фотоаппарат.

Объективы советских времён отличаются редкостью; серебряные модели ценятся чуть больше; были опытные модели выпущенные малым тиражом и имеющие свои незначительные особенности. Это всё вкусовщина, но знать не помешает. Также советские объективы самого массового производства имеют резьбу М39/М42; М39 использовалась до М42, обе этих резьбы предназначены для зеркальных плёночных фотоаппаратов, что позволяет использовать их на зеркалках и сейчас, благодаря подходящему рабочему отрезку.

Подавляющее большинство объективов обладало фиксированным фокусным расстоянием; 35, 58 миллиметров и всё в этом духе. Однако были в СССР и объективы с переменным фокусным расстоянием.... Ооо, это и вправду интересно, расскажу о них чуть позже. Кстати, тут же стоит упомянуть что объективы выпускались всех фокусных расстояний - от сверхширокоугольников, до сверхдлиннофокусников.

Вступление вроде написал. Начну конкретнее о моделях и годах их выпуска, а также о ценах.

Рубинар 1000 мм f10

"О боже, что это?!" - подумал я когда увидел впервые информацию о данной модели. А это телескоп просто. Существует также в модификации 500 мм f8.

Тема будет пересекаться с предыдущей статьёй, в которой я писал про своё разочарование современным российским производством фото оптики.-2
Найти в продаже данную штуковину на б/у рынке можно в среднем от 20-ти тысяч рублей
Найти в продаже данную штуковину на б/у рынке можно в среднем от 20-ти тысяч рублей

Объектив в первую очередь предназначается для астрофотографии; если постараться, на него можно запечатлеть даже Юпитер со спутниками.

Пример снимка на "Рубинар"; видно характерное "бубликовое" боке
Пример снимка на "Рубинар"; видно характерное "бубликовое" боке

Вариогоир

Данный объектив в модификациях "1" и "2" был предназначен для 16-ти и 8-ми миллиметровых кинокамер соответственно. Модификация "3Т" сделана для камер "Зенит МТ" (МТ - медицинская техника), а также для малоформатных камер.

Тема будет пересекаться с предыдущей статьёй, в которой я писал про своё разочарование современным российским производством фото оптики.-5

Это один из немногих советских объективов, который имел переменное фокусное расстояние; оно колебалось от 15 до 150-ти миллиметров в версии "3Т". В то же время максимально диафрагма открывалась от 22-х до f1.8.

Объективы "Вега"

Классификация объективов "Вега"
Классификация объективов "Вега"

Объективы "Вега" - линейка "нормальных" или "портретных" пятилинзовых анастигматов (объективы, в линзоблоке которых пять линз и исправлены практически все хроматические аберрации).

"Вега-12Б"
"Вега-12Б"

Объективы "Волна"

"Волна" - также является семейством "нормальных" объективов, предназначенных для зеркалок 1970-х годов. К концу 1980-х годов они считались одними из лучших; как и у многих объективов оптическое устройство было основано на принципах Zeiss Planar. Волны были разработаны для малоформатной аппаратуры, однако объективы "Волна-3" и "Волна-5" предназначались для среднеформатных "Киев-88" и "Автоликон-645".

Классификация объективов
Классификация объективов
"Волна-9"
"Волна-9"

А вот и всеобщие любимчики - семейство "Гелиосов".

Я сделаю упор на основные понятия о Гелиосе; семейство невероятно огромное, поэтому сделаю упор на 44-е поколение с максимальным количеством модификация и примерно опишу разницу между ними. А пока, кому интересно, вот таблица, вроде как в ней указаны все модели когда либо существовавших Гелиосов. Правда.. Без модификаций.

Первая часть таблицы
Первая часть таблицы
Вторая часть таблицы
Вторая часть таблицы

"Гелиос 44" - один из самых массовых объективов в мире, созданный на основе "Zeiss Biotar 2,0/58» и выпускавшийся с 1958 по 1999 год. Лучшие в плане сборки Гелиосы - ранние, 13-ти лепестковые модели, дающие идеально круглое боке в зоне нерезкости. Конечно, модель в идеальном состоянии которая не будет мылить - довольно трудно. Да и в целом, все Гелиосы так или иначе не идеальны, в этом их суть; они дают мягкую художественность фотографии. Более поздние фотографы предпочитали ему различные модели Зенитара, о которых я тоже напишу, поскольку они были более качественными. Массовость производства Гелиосов привела к ухудшению качества сборки и упрощению модели, путём уменьшения количества лепестков диафрагмы с 13-ти до 8-ми.

Модификации

Гелиос-44 для фотоаппарата «Старт

Объектив «Гелиос-44» выпускался в качестве штатного для камеры «Старт» на Красногорском механическом заводе с 1958 по 1964 год. Оригинальное байонетное крепление объектива не использовалось в других типах фотоаппаратуры, как в СССР, так и за рубежом. Все эти объективы оснащалась нажимной диафрагмой, привод которой при установке на камеру совмещался со спусковой кнопкой. Почти у всех «Гелиосов» для «Старта» диафрагма состояла из 13 чернёных лепестков, за исключением самых последних серий с 8 лепестками. Все объективы выпускались только в «серебристом» исполнении, и независимо от количества лепестков диафрагмы, считаются одной из лучших версий «Гелиоса-44».

Тема будет пересекаться с предыдущей статьёй, в которой я писал про своё разочарование современным российским производством фото оптики.-12

Гелиос-44

Оправа объектива выполнена из алюминиевого сплава и в первых сериях не окрашивалась, за исключением чернёного переднего внутреннего конуса. Эту версию называют в обиходе «белый» или «серебряный» Гелиос. В 1966 году Минский механический завод имени С. И. Вавилова изменил дизайн объектива, начав красить его в чёрный цвет, чтобы соответствовать цвету корпуса фотоаппаратов. Известна версия о связи цвета объектива с появлением селенового экспонометра в камере «Зенит-Е»: светлая оправа отражала слишком много света в расположенный рядом фотоэлемент, искажая показания. Под названием «Гелиос-44» объектив выпускался обоими заводами только с резьбой M39×1 как в «белом» и чисто чёрном (лакированном, с белой шкалой зоны ГРИП — КМЗ), так и в «полосатом» исполнениях («зебра», ММЗ). Использовался в качестве штатного для фотоаппаратов «Зенит-3», «Кристалл» и «Зенит-3М». Также обладает 13 или 8 зачёрненными лепестками диафрагмы. Задний рабочий отрезок 45,2 мм, поэтому при установке через переходник М39/М42 на более современные камеры с отрезком 45,5 мм не позволяет фокусироваться на бесконечности. Самые ранние экземпляры КМЗ имеют минимальную диафрагму f/22.

Тема будет пересекаться с предыдущей статьёй, в которой я писал про своё разочарование современным российским производством фото оптики.-13

Гелиос-44-1

Байонетный вариант объектива, выпущенный в неустановленном количестве для предсерийных образцов «Зенит-7». По некоторым сведениям, снабжался механизмом прыгающей диафрагмы с поворотным поводковым кольцом, по образцу иностранной оптики Nikkor и Canon.

Гелиос-44-2

"Гелиос 44-2"
"Гелиос 44-2"

Один из самых массовых вариантов резьбового «Гелиос-44», отличающийся от базовой версии увеличенными до М42×1 диаметром посадочной резьбы и рабочим отрезком 45,5 мм. Начал выпускаться в 1966 году в качестве одного из двух штатных объективов для модернизированных под этот стандарт «Зенита-Е» и «Зенита-В». Позднее поставлялся в комплекте с «Зенит-ЕТ» и «Зенит-10». Оправа окрашивалась в сплошной чёрный цвет с зелёной оцифровкой, а диафрагма только 8-лепестковая. Объектив выпускался в огромных количествах тремя заводами: КМЗ, ММЗ (в двух вариантах оправы, в том числе «зебра») и валдайским «Юпитером», поэтому в настоящее время доступен для приобретения, несмотря на прекращение производства в 1991 году. Имеет весьма неплохие для массового объектива оптические свойства. Является также популярным исходным объективом для изготовления моноклей и «перевёртышей» (у объектива переворачивается передняя или задняя линза, из-за чего в зоне нерезкости получается характерное «акварельное» размытие). Стоимость объектива в 1980-х годах — 30 рублей. Имеет возможность установки на современные фотоаппараты с байонетом Canon EF и на все беззеркальные системы. Считается самым распространенным советским объективом, который используется вплоть до сегодняшнего дня (2022 год) в фотографии.

МС Гелиос-44-3

Выпускался только белорусским заводом ММЗ с 1991 по 1993 год для комплектации фотоаппаратов «Зенит-ЕТ». Объектив собирался в оправе, использовавшейся ММЗ с 1983 года для собственной модификации «Гелиоса-44-2». Оправа имела более современный дизайн: увеличена ширина кольца фокусировки и обоих колец диафрагмы с предварительной установкой. Объектив «MC Гелиос-44-3» отличался многослойным ахроматическим просветлением, технология нанесения которого разработана БелОМО самостоятельно. Это единственная версия объектива «Гелиос-44» с ручным приводом диафрагмы, снабжённая просветлением такого типа. Однако, низкое качество чернения внутренних поверхностей и 8-лепестковой диафрагмы свело на нет эффект от просветления, увеличив светорассеяние.

Встречаются отдельные экземпляры объектива производства ММЗ с маркировкой «МС Гелиос-44-3М», собранные в изменённой оправе. Эта версия разработана в начале 1990-х годов для фоторегистратора «Камера дежурная» на базе полуформатной «Чайки 2». Назначение устройства — фoтoгpафиpовaние задержанных милицией в дежурных частях, вытpeзвитeлях и спецпpиeмниках. Управление фокусировочным узлом производилось внутри камеры дистанционно от пульта управления, поэтому шкала расстояний и значение диафрагмы вынесены на лицевую сторону. Может быть использован в качестве умеренного макрообъектива с масштабом 1,5:1, например, при использовании приставки «ПЗФ». Количество изготовленных объективов неизвестно.

"Гелиос 44-3"
"Гелиос 44-3"

Гелиос-44-7

Ограниченная версия, разработанная для фотоаппарата «Зенит-7» и выпускавшаяся с 1968 по 1971 год. Не следует путать этот объектив с моделью «Гелиос-44М-7». Для передачи значения диафрагмы в предполагаемый приставной экспонометр, первые партии объектива оснащались колодкой связи, аналогичной «кроличьим ушам» объективов Nikkor. Для крепления использована стандартная резьба М42×1, несмотря на то, что объектив является штатным для камеры с байонетом. Поэтому объектив крепился через переходник, входивший в комплект фотоаппарата. Принято считать, что оригинальный привод прыгающей диафрагмы несовместим с другими «Зенитами», однако известны примеры успешного использования «Гелиос-44-7» на камерах других моделей.

"Гелиос 44-7"
"Гелиос 44-7"

Гелиос-44Д

Объектив «Гелиос-44Д» разработан для фотокамеры «Зенит-Д». Мог использоваться также на камере «Зенит-7» со штатным переходником. От «Гелиос-44-7» отличался механизмом передачи в камеру значения диафрагмы для его индикации, предусмотренной в видоискателе фотоаппарата. Серийное производство «Зенита-Д» так и не было налажено (всего выпущено 63 экземпляра), поэтому объектив представляет собой огромную коллекционную ценность.

Объявление на Авито
Объявление на Авито

Гелиос-44М

По массовости эта версия не уступает «Гелиосу-44-2», и использовалась в качестве штатного объектива на всех камерах «Зенит» с приводом нажимной или прыгающей диафрагмы. Распоряжение главного инженера КМЗ о подготовке к серийному выпуску объектива подписано в феврале 1972 года. Первые партии предназначались для фотоаппарата «Зенит-ЕМ». Буква «М» в названии обозначает прыгающую («моргающую» или «мигающую») диафрагму. В ранних версиях объектива диафрагма состоит из 8 лепестков, а в последующих модификациях 44М-4 — 44M-7 их количество уменьшили до 6. После появления следующих моделей фотоаппаратуры с приводом для такой диафрагмы, например «Зенит-TTL» и «Зенит-19», производство объектива развёрнуто ещё на двух заводах в Минске и на Валдае. Широкое распространение в мире многослойного просветления линз побудило конструкторов внедрить его и на советских объективах. Первым в серии такое просветление в 1987 году получил «MC Гелиос-44М-4», выпуск которого налажен на КМЗ одновременно с байонетным «МС Гелиос-44К-4».

На заводе «Юпитер» объективы массового выпуска разбивались на подтипы: «Гелиос-44М-5», «Гелиос-44М-6» и «Гелиос-44М-7» по фактически измеренному значению разрешающей способности. Маркировка производилась после проверки ОТК таким образом, что величина цифры зависела от уровня качества и разрешения. Так, резкость объектива «Гелиос-44М-7» выше, чем «Гелиос-44М-5». Минимальные значения разрешающей способности по техническим условиям составляли (центр/край):

• «МС Гелиос-44М-5» — 40/20 линий на мм;

• «МС Гелиос-44М-6» — 45/25 линий на мм;

• «МС Гелиос-44М-7» — 50/30 линий на мм;

По сравнению с предыдущими модификациями «Гелиос-44» с ручным приводом диафрагмы, все версии с индексом «М» имеют ряд особенностей. Главная из них заключается в невозможности плавной регулировки отверстия из-за фиксации кольца на дискретных значениях. Кроме того, без привода диафрагмы в камере, до рабочего значения она может быть закрыта только специальным переключателем на оправе, устанавливавшимся в качестве репетира и для возможности использования с «Зенитами» старых моделей. На Гелиосе-44М-4 этот переключатель исключили из конструкции, оставив диафрагму работоспособной только с фотоаппаратами, оснащёнными толкателем привода. Тем не менее, известны опытные экземпляры таких объективов с селектором М/А. Начиная с этой же модели, задний отрезок увеличен для совместимости с более крупным зеркалом новых фотоаппаратов. Для установки на современные камеры, например, с байонетом Canon EF, доступны переходники с блокирующим толкатель диафрагмы фланцем.

44м1 с редкой диафрагмой
44м1 с редкой диафрагмой

Гелиос-44К-4

Версия объектива с байонетом «К», выпускавшаяся на КМЗ с 1985 года для нового семейства фотоаппаратов «Зенит-Автомат». Кроме байонета и конструкции привода прыгающей диафрагмы с 6 лепестками, никаких отличий от версии «М» нет. До 1987 года байонетные «Гелиос-44К» выпускались с обычным просветлением, а после распоряжения №262 главного инженера КМЗ начат выпуск объектива «МС Гелиос-44К-4» с многослойным просветлением. Полностью совместимы с фотоаппаратами Pentax, но современные цифровые модели работают с «Гелиос-44К-4» корректно только в режиме "M" (полностью ручной режим) из-за отсутствия в объективе микропроцессора и интерфейса для связи с камерой.

"Гелиос 44к-4"
"Гелиос 44к-4"

На этом думаю с Гелиосами можно закончить и перейти к остальным объективам.

Объективы Зенитар

Здесь всё по классике: больше всего "нормальных" светосильных объективов, но есть ещё широкоугольники, длиннофокусники и даже зум-объективы с переменным фокусным расстоянием. Выпускались сначала только для камер "Зенит", однако КМЗ продолжает выпускать их и сейчас, с байонетами для современных иностраных камер, например с байонетом EF.

Классификация моделей выглядит так:

"Нормальные" объективы Зенитар
"Нормальные" объективы Зенитар
Широкоугольные объективы Зенитар
Широкоугольные объективы Зенитар
Длиннофокусные объективы Зенитар
Длиннофокусные объективы Зенитар
Зум-объективы Зенитар
Зум-объективы Зенитар

"АПО" в названии указывает на то, что объектив является апохроматом; это значит что объектив призван убирать сферические и хроматические аберрации. "МС" в названии означает "многослойное просветление"; просветление в оптике делается для уменьшения количества отражённого света от линзы. Отдельно стоящая буква "М" в названии означает что у объектива "моргающая" диафрагма.

Есть ещё один очень интересный экземпляр Зенитара, выпускавшийся малым тиражом для дорогой камеры "Зенит-18": МС Зенитар МЕ1 50 f1.7. У объектива всего два лепестка диафрагмы, которые при закрытии образуют квадрат, что соответственно влияет на форму боке. Буква "Е" после "М" означает "Electronic" - диафрагму с электронным управлением. У лепестков очень хорошее матовое чернение.

"МС Зенитар-МЕ1 1.7/50"
"МС Зенитар-МЕ1 1.7/50"

Объективы "Зодиак"

Это семейство сверхширокоугольных фишаев, выпускавшихся в нескольких модификациях с разными байонетами, для камер "Киев-6С/60" (Байонет "Б") и для "Салют" и "Киев-88" (Байонет "В"). Передняя линза объектива Зодиак-8Б достигает 10 сантиметров в диаметре, а вес - 1000 грамм. Довольно увесистый объектив. Фокусное расстояние - 30 миллиметров, светосила - 3.5. На современных кроп-камерах объектив будет близок к нормальному, на полнокадровых - будет фишаем, но 180 градусов обзора не даст, так как предназначался он для среднего формата.

"Зодиак-8Б"
"Зодиак-8Б"

Семейство "Индустаров"

Индустары - старенькие объективы, сделанные по схеме Zeiss Tessar. Большинство моделей имеет светосилу от 4-х, но есть и объективы чья диафрагма открывается до значения 2.8. Сейчас они спросом особо не пользуются, среди советской оптики у "Индустриаров" много конкурентов.

"Индустар-50" использовался для фотоаппаратов Зоркий, Зенит, Кристалл, ФЭД. Фокусное расстояние - 52,4 мм, светосила - от 3.5.

Индустриар-50
Индустриар-50

Я бы не сказал что эта линейка объективов выделялась чем-то особенным; судя по всему они были довольно обычными комплектными линзами. Те же Гелиосы как по мне интереснее. Также есть объективы с разными резьбами, это всё те же М39/М42, то есть при желании их можно поставить на современные камеры. Очень много индустаров выпущено для беззеркалок - может, поэтому они не стали пользоваться особой популярностью. Классификация? 🤨 Ловите табличку

Первая часть
Первая часть
Вторая часть
Вторая часть

Калейнар

Объективы "Калейнар" выпускались на Киевском заводе "Арсенал". Выпущено было только две модели: "Калейнар-3" (с модификациями "-3Б" и "-3В") и "Калейнар-5". Калейнар-3 выпускался для среднеформатных камер; сюда опять же попадают "Киев-88", "Салют" и все их собратья. Калейнар-5 в свою очередь выпускался для всех видов "Киева", под формат 24х36 миллиметров. На данный момент завод производит объективы под названием "Arsat".

Светосильный полтинник "Калейнар-3Б"
Светосильный полтинник "Калейнар-3Б"

Объективы Метеор

Эта линейка объективов выпускалась на заводе КМЗ для 8-ми и 16-ти миллиметровых кинокамер.

"Метеор-8М-1"
"Метеор-8М-1"

Объектив обладает переменным фокусным расстоянием от 9-ти до 38-ми миллиметров и диафрагмой f1.8-f22. Весит он 190 граммов. Вот такая вот интересная модель...

Объективы "Минитар"

Минитары - советские несъёмные объективы, выпускавшиеся на заводах Ломо, БелОМО, Арсенал. Арсенал выпускал объективы "Минитар-5" под названием "Корсар-5".

Обладает фокусным 35 миллиметров и светосилой 2.8.
Обладает фокусным 35 миллиметров и светосилой 2.8.

В целом не вижу смысла вдаваться в подробности, если хотите - поищите больше информации о них в интернете.

Объективы "МИР"

Это семейство симпатичных широкоугольных объективов предназначенных для зеркалок вроде "Зенита" и "Киева". Классика одним словом. "Мир-1" был первым объективом сделанным по принципу "перевёрнутого длиннофокусника". А теперь, держите несколько красивых моделей и, конечно же, табличку с перечнем объективов.

"Мир-1В"
"Мир-1В"
"МС МИР-24 М"
"МС МИР-24 М"
Модельный ряд "Мир-ов"
Модельный ряд "Мир-ов"

МТО-объективы

Это семейство - чудо инженерной мысли. Суть в том, что МТО объективы - объективы с большой степенью телеукорочения, то есть их физический размер меньше чем фокусное расстояние. Достигнут такой эффект за счёт многократного отражения света внутри самого объектива, что позволяет отодвинуть точку фокуса от матрицы/плёнки на значительное расстояние. Выглядит это следующим образом:

Схема МТО
Схема МТО

Выпускались такие объективы на заводах КМЗ и ЛЗОС. Хотя, вроде как они выпускаются и сейчас; во всяком случае в 2008-м году точно выпускались. Вес МТО-объективов в среднем от 1000 до 3900 граммов; по фокусным расстояниям варьируются от 351,9 миллиметров до тысячи. Угол обзора у тысячника - 2°30'; у пятисот-миллиметровика - 5 градусов.

"МС МТО-11"
"МС МТО-11"

Характеристики МС МТО-11: 1000 mm, f10, вес 2.5 кг, диаметр - 120 миллиметров. МТО объективы очень схожи с Рубинарами из начала статьи.

Объектив Пеленг

Пеленг 3.5/8
Пеленг 3.5/8

МС ПЕЛЕНГ 3,5/8А - сверхширокогоульный объектив, выпущенный на заводе БелОМО. Относится к циркулярным фишаям; это значит что изображение получается круглым, и любой взятый диаметр вмещает в себе 180 градусов изображения.

Так выглядят фотографии с "Пеленга"
Так выглядят фотографии с "Пеленга"
Так выглядит обрезанный снимок на постобработке
Так выглядит обрезанный снимок на постобработке

Объектив совместим с байонетами Canon EF и Nikon F с помощью переходника.

Рубин

Таким красивым названием названа ещё одна семья объективов; Рубинар из начала статьи тоже относится к ней. К семье объективов относятся те самые советские зум-объективы, о которых я обещал написать; выпускались заводом "Арсенал" и КМЗ, для малоформатных зеркальных камер. Выпущен на основе немецкого Voigtlander Zoomar, но не является его копией.

Рубин-1Ц 2,8/37-80 является первым советским объективом с переменным фокусным расстоянием; являлся штатным для фотоаппарата "Зенит-6".

"Зенит-6" в комплекте с "Рубином".
"Зенит-6" в комплекте с "Рубином".

"Ц" в названии значит "Центральный"; это обозначение байонета, который использовался в некоторых моделях "Зенита" с центральным затвором. Количество лепестков диафрагмы - 6.

Объективы Руссар

Это семейство было разработано выдающимся советским оптиком Михаилом Михайловичем Русиновым. Его объектив "Руссар МР2" стал первым объективом в мире с исправленным виньетированием.

"Руссар МР-2 5,6 20 мм"
"Руссар МР-2 5,6 20 мм"

Забавно, но в 1946-м году данную схему запатентовали в США и использовались в схемах Zeiss и Biotar. Выходит, что не только наши учёные пользовались немецкими наработками, были и обратные ситуации.

В СССР для продажи населению выпускался объектив «Руссар МР-2», предназначенный для дальномерных фотоаппаратов с резьбовым креплением М39 ("ФЭД", "Зоркий", "Заря", "Ленинград").

Есть также модели "Руссар МР-3" и сверхсветосильный "Рефлекс руссар-7" f1, 250 мм.

Таир

Это семейство телеобъективов, выпущенное под руководством Давида Волосова; предназначено для астросъёмки и фотоохоты. "Таир" произошло от названия звезды "Альтаир", без восточной приставки "аль".

"Таир-3" f4.5
"Таир-3" f4.5
Классификация объективов "Таир"
Классификация объективов "Таир"

Объектив построен по классической схеме телескопа Галилея; обладает небольшой, еле-заметной дисторсией. Позже были выпущены объективы "АПО-Таир", то есть усовершенствованные апохроматы.

Уран

Ещё одно семейство светосильных длиннофокусников, произведённых в СССР; объективы "Уран" предназначались для аэрофотосъёмки. Выпускались заводами КОМ и КМЗ.

Объектив "Уран-27"
Объектив "Уран-27"

Характеристики "Уран-27": диафрагма - 2.5-22; фокусное расстояние - 100 мм; вес - 1000 граммов; количество лепестков диафрагмы - 12.

Классификация и характеристики "Уранов":

Таблица
Таблица

Объективы Юпитер

Выпускаются в СССР с 1948-го года, по схеме Zeiss Sonnar. Созданы для малоформатных фотоаппаратов и получили широкую популярность; не такую как у "Гелиосов" и "Зенитаров", но я знаю много фотографов которые пользуются этой моделью. Опять же, объективы "Юпитер" не копируют полностью немецкую схему; для Zeiss Sonnar были необходимы определённые сорта стекла, которые в СССР не производились, поэтому линзовая схема была пересчитана под руководством Михаила Мальцева.

Модельный ряд и характеристики "Юпитеров"
Модельный ряд и характеристики "Юпитеров"

Стоит упомянуть и рассказать подробнее о довольно интересной модели "Юпитер-37А".

"Юпитер-37А МС-H-30"
"Юпитер-37А МС-H-30"

Тип: Постоянное фокусное расстояние (фикс)
Фокус: Ручная фокусировка
Система: M39, M42
Год начала производства: 1975
Год окончания производства: 2006
Оптическая схема: 4 элемента в 3 группах. Диафрагма: 3.5-22; диаметр - 52 миллиметра.

Буква "А" в наименовании объектива, говорит от том, что на такой объектив можно установить адаптер — сменный хвостовик  (на байонет Nikon, Pentax). Выпускается также в варианте с многослойным ахроматическим просветлением – МС (с 1980 года). Версия MC намного устойчивее к контровому и боковому свету. Падения контраста и бликов – практически нет. Существует также версия "МС Юпитер-37АМ". Она является модернизированной моделью ранее выпускаемого объектива "МС Юпитер-37А". Данная модель отличается от предыдущей, более высокой надежностью, а также меньшей массой за счет введения конструктивных усовершенствований. Кроме этого, существовала еще одна версия объектива Юпитер-37А с многослойным просветлением Юпитер-37А МС Н-30. Это также улучшенная версия обычной МС-версии Юпитер-37А, но неизвестно какая разница между ним и МС Юпитер-37АМ.

Примеры фотографий с "Юпитера":

Лягушка)
Лягушка)
Паучок
Паучок

Думаю на этом статью о советских фото-объективах можно завершить. Честно, их получилось так много, что я мог забыть написать о чём-то кроме модельных рядов. Подытожив, могу лишь сказать что оптика в России была и есть, и надеюсь что будет дальше. Снимать на советские линзы - дело трудное. Это мастерство которое надо оттачивать. Я на своём этапе знакомства с советской мануальщиной пока не могу сказать что до конца нашёл ей применение; думаю нужно снимать ещё пол года/год для того чтобы понять, а моё ли это вообще. На данный момент прошло уже полтора года, с того момента как я заинтересовался Гелиосами в первые; фантастических результатов пока не было, но и предпочтение я больше отдаю современным объективам. Надо пробовать и дальше.

Благодарю за прочтение этой статьи; возможно её стоило разбить на несколько частей, но как уж вышло. Этой статьёй могу отметить некий этап, на котором я осознанно понимаю что такое "советский объектив".