ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКТОРОВ MAKEBLOCKL

Шепелюк Ю.Н.

учитель

ГКОУ РО Матвеево-Курганская

специальная школа-интернат

п. Матвеев Курган

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКТОРОВ MAKEBLOCKL ДЕТЬМИ С ОВЗ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация: «Роботы – это возможности» развития современного общества и социализации личности, а при обучении детей с ОВЗ важна любая возможность социальной адаптации и развития личностных компетенций обучающихся. Опыт использования робототехники на внеурочных занятиях и в кружковой деятельности.

Ключевые слова: Роботы, конструкторы Makeblock, опыт работы, дети с ОВЗ, дополнительное образование.

Роботы и робототехнические устройства активно проникают практически во все виды деятельности человека. С голубых экранов реклама манит развивающими конструкторами. Родительское сообщество повышает спрос на оказание образовательных услуг по научно-техническому направлению. Создавая образовательную среду по запросам родителей, детей и воспитателей, возник вопрос: «А целесообразно ли введение кружковой деятельности по робототехнике для обучающихся с нарушениями интеллекта.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Матвеево-Курганская специальная школа-интернат» является участником реализации мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В рамках данного проекта для дополнительного образования и внеурочной деятельности были приобретены робототехнические наборы STEM-образования, разработанные компанией Makeblock. Это позволило в нашей школе включить в программу дополнительного образования по общеинтеллектуальному направлению (научно-технической области) кружковую деятельность «РОБОМИР» и создать образовательную среду, позволяющую развивать личностные компетенции каждого ребенка, учитывая его индивидуальные возможности.

Конструктор Makeblock предназначен для начинающих разработчиков, кто еще ни разу не имел опыта работы с роботами. У Makeblock своя экосистема. Наборы для начинающих логично продолжаются более продвинутыми наборами, что даёт возможность раннего старта и плавность обучения. Все наборы совместимы между собой и с конструкторами Lego. Роботы Makeblock программируются на Android, iOS и PC, что позволяет заниматься робототехникой в удобном месте. Визуальная среда разработки Scratch позволяет начать программировать, а мгновенная конвертация блоков в код облегчает изучение языков Python и C. Конструкторы из износостойкого, крепкого алюминия, в каждом наборе содержатся датчики и электронная плата с микропроцессором.

В нашем образовательно учреждении используем базовые наборы mBot для первой ступени и mBot Ranger для второй ступени обучения, а также ресурсные наборы, позволяющие расширить возможности роботов и разнообразить занятия и учебные задачи. Каждая ступень обучения делится на четыре этапа: Строитель, Механик, Испытатель, Программист, на которых обучающиеся не только изучают детали, датчики, устройство, сборку, алгоритмизацию и программирование робота, но и параллельно получают знания о профессиях.

Для поведения занятий разработан учебно-методический комплект, содержащий: инструкции по сборке, обучающие видео ролики, тестовые задания, блочное программирование с пошаговыми мини-заданиями позволяющий сделать обучение интересным, разнообразным и доступным для детей с ОВЗ.

«Роботы - это возможности» развития современного общества и социализации личности, а при обучении детей с ОВЗ важна любая возможность социальной адаптации и развития способностей обучающихся. Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают, то есть из пассивных слушателей и исполнителей становятся активными участниками образовательного процесса.

На занятиях дети работают в парах, мини группах, командах, что способствует развитию коммуникативных способностей: совместное общение в рамках одной бригады, распределение обязанностей в своей бригаде; повышенное внимание культуре и этике общения. Взаимопомощь и сопереживание чаще проявляются на занятиях.

Обучение по программе предполагает педагогический анализ развития личностных качеств учащихся (активность, самостоятельность при выполнении заданий, творчество, продуктивность выполнения заданий, деловое общение и сотрудничество при выполнении групповых заданий, контроль и анализ своей деятельности и ее результатов, навыки использования компьютерных средств). Для оценки, результатов работы, учащихся на каждом занятии используется экспертный лист, что позволяет проанализировать динамику личностного развития каждого учащегося и осуществить общий и сравнительный анализ результатов обучения группы.

Для нашего учреждения робототехника новое, молодое, но весьма увлекательное занятие. Не только мальчики, но и девочки с интересом занимаются сборкой роботов, составляют алгоритмы, составляют программы в ПО Mblock, изучают коды.

Дистанционное обучение позволило нашим обучающимся овладеть навыками медиаобразования, полученные навыки использовать во внеурочной деятельности и дополнительном образовании. Роль педагога от обучающей, дающей знания перешла к деятельности цифрового куратора. Педагог помогает проанализировать информацию, отобрать нужны факты, понятия, полезный контент. Так ребята разработали проект по «Дистанционному управлению роботом» и самостоятельно выбрали и установили на свои телефоны программу для Андроида по управлению роботами.

Анализируя деятельность обучающихся за полугодие, приходим к выводу, что целесообразно вводить кружковую деятельность по робототехнике для детей с ОВЗ. Это способствует развитию личностных компетенций обучающихся, социализирует, адаптирует и, что не мало важно, вырабатывает умения противостоять негативным социальным и социотехническим факторам.

Литература

1.Александр Григорьев, Юрий Винницкий. Игровая робототехника для юных программистов и конструкторов: mBot и mBlock. –СПб.: BHV, 2019. ISBN 978-5-9775-4030-8.

2.Сергей Филиппов: Уроки робототехники. Конструкция. Движение. Управление. – М.: Лаборатория знаний. 2017. ISBN 978-5-00101-074-6

3.Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука,. 2013. 319 с. ISBN 978-5-02-038-200-8.

4.https://edguru.ru

5.https://education.makeblock.com/

6.https://makeblock.digis.ru/

7.https://supereyes.ru