⚠️Быть мамой в Египте не гарантирует права опеки над детьми после смерти их отца.

169 прочитали
Источник: яндекс картинки.
Источник: яндекс картинки.

Здравствуй дорогой читатель!

Я уже рассказывала о декрет-законе АРЕ № 25 от 1929 года "О некоторых положениях личного статуса", который до сих пор является основным документом наравне с нормами шариата в исламском Египте, регулирующем вопросы брака, развода, опеки над детьми и порядок уплаты алиментов.

Пока глава Национального совета по делам женщин ещё только намеревается внести поправки в положения об опеке над детьми, предполагая то, что право финансовой опеки должно переходить к матери, а не к отцу мужа или близжайшему родственнику по мужской линии после смерти мужа в течение 48 часов.

В настоящее время финансовым опекуном ребёнка после смерти его отца является не мать, как это могло бы быть в любой другой светской стране, при наличии у ребёнка второго родителя, не лишённого родительских прав, а его дедушка - отец отца ребёнка или иной родственник по мужской линии.

В Египте мать де-юре не получает опеку автоматически, де-факто мать является лишь "приятным дополнением" к воспитанию ребёнка ровно до того момента, когда жизнь отца-египтянина заканчивается. Автоматическая опека есть лишь у отца ребёнка.

Термин "дети в Египте принадлежат отцам" не просто слова, на которые можно махнуть рукой, думая, что удастся перетянуть "одеяло" на себя, переезжая в Египет, нет, не удастся даже условиями брачного договора.

Но обо всём по порядку.

Согласно нормам шариата, дети, у которых умер отец, считаются сиротам, пока не достигнут половой зрелости, к таковым сиротам относят не только родных детей, но и  незаконнорождённых детей, а также подкидышей.

Забота о сиротах осуществляется с помощью института аль-кафала (опекунства).

В шариате существуют два вида опеки: опека над несовершеннолетними детьми с целью их воспитания (физическая опека) и опека над имуществом несовершеннолетнего ребёнка (имущественная опека).

Различаются опекуны по праву родства (естественные), опекуны, назначенные завещанием и опекуны, назначенные правомочными государственными органами.

Многое зависит от отношений матери ребёнка с родственниками покойного супруга, если последние не имеют претензий, прежде всего финансовых, то на основании решения суда опека передаётся матери ребёнка.

Если родственникам супруга ещё при жизни покойного отца ребёнка "пришлась не по душе", то за опеку над ребёнком придётся побороться.

Опека над детьми после смерти отца детей всегда устанавливается в суде. Не получится так, что тот же отец покойного сможет передать права опеки по таукиль.

К чему надо готовиться матери-иностранке, если она собирается оформить опеку?

В Египте нет понятия совместно нажитого имущества супругами в период брака, собственником имущества является тот, на чьё имя оно оформлено. Арабское исламское общество предполагает, что мужчина является тем, на котором лежит бремя ответственности за финансовое благосостояние семьи. Он является кормильцем и добытчиком.

Женщина в исламском обществе преимущественно не работает, а занимается семьёй и детьми - это её предназначение, соответственно, никакого дохода у неё нет, кроме содержания, который даёт ей супруг. Поэтому объективно понятно, почему именно право финансовой опеки переходит к близжайшему родственнику умершего супруга - он "точно знает" как распорядиться наследством опекаемого.

Такой родственник обязан содержать несовершеннолетнего ребёнка до его совершеннолетия, а в некоторых ситуациях и дольше (обучение в институте, до выхода замуж), обеспечить ему обучение, лечение, содержание, независимо от финансовой состоятельности матери.

Вдову родственники покойного супруга содержать не обязаны. Обязанность по содержанию вдовы ложится на её родственников по мужской линии.

Если женщина хочет получить наравне с физической опекой ещё и финансовую опеку над ребёнком, то она должна доказать свою финансовую состоятельность. Доказательствами будут являться: наличие открытого банковского счёта в банке, подтверждённого выпиской о наличии денежных средств, справка с места работы с указанием заработной платы, декларация о доходах, в случаях, если женщина работает сама на себя и т.д.

Дети давно стали "способом расчёта", особенно если есть что делить. Ведь получая финансовую опеку над ребёнком, опекун действуя в его интересах, может распоряжаться имуществом ребёнка.

При наследовании в исламе размер доли наследуемого имущества распределяется по половому признаку, женщина получает в два раза меньше мужчины, распределение наследства у коптов базируется на принципах равного распределения долей между наследниками-детьми независимо от пола.

Опеку над детьми оформить матери в досудебном порядке нельзя, даже если муж ещё живой и согласен на это. А вот выразить своё желание о назначении опекуна ребёнку можно, нормы шариата это не запрещают. Даже имея завещание с указанием волеизъявления завещателя в отношении опекуна, придётся после его смерти обращаться в суд. Не стоит забывать о том, что завещание может быть оспорено родственниками умершего в суде или иными заинтересованными лицами.

Вероисповедание умершего отца детей не имеет значения для установления опеки - всёравно придётся обращаться в суд с исковым заявлением.

Проще оформить опеку в отношении детей египтянкам-мусульманкам, понятно почему? Одни нормы воспитания, традиций и религия.

Конечно, иностранка вполне спокойно, ещё при жизни супруга и в счастливом браке, может сменить вероисповедание, если являлась христианкой или иудейкой, и не являлась мусульманкой до этого, и воспитывать ребёнка в лучших традициях ислама.

Правда в глазах исламского общества, которое относится с недоверием к новообращенным мусульманам, такая иностранная мусульманка всёравно будет "недомусульманкой". И вопрос о том, сможет ли она воспитать маленького мусульманина, привив ему соответствующую любовь и уважение к религии, встанет в суде ребром не в пользу иностранки. Немного проще отношение коптов к иностранкам христианкам, но даже в христианском обществе такие христианки "немного не те". Но в христианском обществе существует принцип безусловности воспитания детей обоими родителями, имеющих равные права, поэтому после смерти отца ребёнка его матери проще получить опеку.

Если опекун назначается судьёй, принимаются во внимание возраст, пол, и вероисповедание несовершеннолетнего, личные и имущественные положения и способности предполагаемого опекуна, степень его родства с несовершеннолетним ребёнком, а также пожелания покойного родителя и отношения, существующие или существовавшие между предполагаемый опекуном и несовершеннолетним ребёнком или его имуществом.

В случае достижения ребёнком возраста, допускающего сознательное предпочтение того или иного опекуна, суд может принять в соображение желание опекаемого.

Суд не может назначить опекуна против воли последнего.

Сознательным возрастом в  исламе для мальчика является 7 лет, а для девочки - 9 лет. Поэтому исламские "мужи" предполагают и схожи во мнении, что заниматься воспитанием ребёнка до достижения им того возраста, когда он начнёт самостоятельно мыслить, различать плохое и  хорошее, совершать осознанные поступки, должна мать ребёнка. Когда дети становятся полностью самостоятельными, а в исламских странах для мальчика это 11 лет, девочки - 15 лет или замужества, решение об установлении опеки может быть пересмотрено и тогда опека определяется исходя из пола ребёнка и иных факторов.

На что стоит обратить внимание матери ребёнка, кроме вероисповедания и финансовой состоятельности?

У матери должны быть в порядке все необходимые документы, в том числе и резидентская виза, оформление которой чаще откладывают на "потом", проживая на территории Египта по документу о браке, документ о браке и документ о смерти супруга, документ о рождении ребёнка и т.д.

В суд при подаче заявления об установлении различного рода опеки, будут приглашаться свидетели, они будут давать показания по существу: как супруги жили и не тужили, какое отношение родителей к ребёнку, поведение матери ребёнка после кончины супруга, ведёт ли мать ребёнка достойный образ жизни, воспитывает ли она ребёнка в регилиозных традициях, отношения между супругой и родственниками умершего, споры и склоки в семье и т.д. Также будет установлена дееспособность сторон.

Опрашивать будут и мать ребёнка на арабском языке, смотреть и слушать ответы на вопросы, следить за поведением.

Если иностранка не владеет арабским языком или владеет не достаточно хорошо, то лучше прибегнуть к услугам переводчика, а ещё лучше к услугам адвоката, который будет изъясняться на доступном для понимания иностранки языке.

В случае, если позволяют обстоятельства, подавать исковое заявление надо незамедлительно после похорон и получения документа о смерти как для установления физической так и финансовой опеки. Если обеспечить финансовую опеку нет возможности, то заявление подаётся лишь для установления физической опеки.

Порой при наличии всех обстоятельств и казалось бы явного перевеса получения опеки матерью, суд АРЕ выносит абсурдное решение в пользу получения опеки родственниками умершего мужа.

Вопрос об опеке рассматривается в течение 1-2 месяцев, но может быть и увеличен.

Для египтянок вполне нормально оставлять детей родственникам со стороны мужа и налаживать свою личную жизнь. Если египтянка выходит замуж второй раз, то она лишается права опеки над детьми. Дело приоритетов, кто-то воспитывает ребёнка, а кто-то занимается собой. Даже если ребёнок остаётся с матерью, то он всёравно получает содержание со стороны родственников покойного супруга по мужской линии.

Для любой славянки является "диким" такое положение вещей. Какая такая опека родственниками покойного супруга?! К это этому явно никто не готов, рожая в Египте и оформляя ребёнку гражданство АРЕ. Причём наличие у ребёнка второго гражданства светской страны в вопросе определения опеки является скорее всего минусом, чем плюсом.

За ребёнка могут и осуществляться настоящие войны, особенно, если дело в наследуемом имуществе. Его также могут увезти и скрыть от матери, шантажируя правами опеки.

Опекун вправе завещать ребёнку до трети наследства. Наследство, которое осталось ребёнку после смерти отца, является его собственностью и расходуется по усмотрению опекуна исключительно на содержание ребёнка. Наследство опекаемого должно учитываться отдельно от имущества его опекуна.

Нормы шариата запрещают имущественные сделки между опекуном и опекаемым за всё время существования опеки и иногда в течение некоторого времени после её прекращения.

Прекращение опеки тоже осуществляется путём подачи искового заявления в суд с подтверждением обоснованности своего решения.

Судья в своём решении может потребовать от бывшего опекуна передачи имущества опекаемого, находящегося в распоряжении опекуна обратно опекаемому или назначенному опекуну.

По обращению заинтересованных лиц, а это не только родственники со стороны покойного супруга, суд может своим решением сменить опекуна, назначенного им в случаях: неспособности исполнения обязанностей опекуна, дурного обращения с опекаемым или отсутствия внимания к его нуждам, уличение опекуна в недостойных поступках, изменения финансового статуса опекуна или его вероисповедания, переезд и т.д. В случае выявления факта переезда опекаемого за пределы подсудности суда АРЕ, он может внести ребёнка в Stop - лист.

Надеюсь после прочтения данной статьи придёт некоторое пониманием и принятие того факта, что мать в Египте, да ещё и иностранка не является автоматическим опекуном ребёнка как у себя на родине, и даже подтвердив финансовую состоятельность, не гарантирует себе получение финансовой опеки.

Многое будет зависеть от позиции родственников покойного отца детей.

Спасибо за внимание.

Оставляйте свои вопросы и комментарии под статьёй.

Не забывайте подписаться на канал.

Берегите себя и своих близких!

Читать статью:

🔹Facebook*

🔸Instagram*

▫️Telegram

*Facebook и Instagram — продукты социальных сетей компании Meta запрещены на территории России по основаниям осуществления экстремистской деятельности.