Сегодня исполняется 5 лет со дня ввода в эксплуатацию станций метро: «Зенит» и «Беговая».

В честь дня рождения публикуем историю этих станций.

(V) ============================================= (V)

«Зени́т» — станция Петербургского метрополитена. Расположена на Невско-Василеостровской линии, между станциями «Приморская» и «Беговая» и находится на западном берегу Крестовского острова, рядом с футбольным стадионом, одна из двух станций острова. Станция была открыта 26 мая 2018 года под названием «Новокресто́вская» и стала первой станцией метро в Санкт-Петербурге, которая располагается непосредственно на берегу Невской губы. Первоначальное название станции было связано с деревней Новокрестовская, располагавшейся ранее в западной части острова. 14 августа 2020 года станция получила своё текущее название на основании рекомендательного решения Топонимической комиссии Санкт-Петербурга, которое было вынесено 10 июля 2020 года через несколько дней после завоевания местным футбольным клубом «Зенит» титула чемпиона России в год 95-летия клуба. Стала первой в Петербургском метрополитене станцией, переименованной в XXI столетии. Повторное открытие станции состоялось 10 июня 2021 года.

C 1 октября 2021 года по 1 января 2022 года станция работала только по выходным и праздничным дням (вестибюль № 2), а также в дни проведения спортивных и культурно-массовых мероприятий на стадионе «Газпром Арена» (оба вестибюля).

С 1 января 2022 года по 28 февраля 2022 года станция работала исключительно в дни проведения спортивных и культурно-массовых мероприятий на стадионе «Газпром Арена» (вестибюль № 2); вестибюль № 1 закрыт до особого распоряжения.

С 28 февраля 2022 года станция вновь начала работать во все дни недели (вестибюль № 2). Вестибюль № 1 по-прежнему открывается только в дни проведения спортивных и культурно-массовых мероприятий на стадионе «Газпром Арена».

(V) Подземные сооружения (V)

«Зенит» — колонная многопролётная станция мелкого заложения. Имеет подземный вестибюль. На станции установлены траволаторы, эскалаторы и два лифта для маломобильных групп населения. Платформы отделены от путей платформенными раздвижными дверьми. Выход пассажиров осуществляется на правую сторону, как и на остальных станциях метрополитена с береговыми платформами.

Облицовка стен и круглых колонн — панели из металлокерамики и нержавеющей стали. Фризовые участки стен станции — композиции из прямоугольных металлокерамических кассет. Они выкрашены в сине-бело-голубые тона, а краски нанесены на каждую плитку необычным методом, изображающим пенящиеся волны Финского залива, на берегу которого расположена станция.

Подшивные потолки станции выполнены из алюминиевых и стальных панелей белого и серебристого цвета типа Hunter Douglas. Балки над кассовыми залами вестибюлей облицованы с применением материалов с зеркальными поверхностями.

Зал с турникетами станции метро "Зенит".
Зал с турникетами станции метро "Зенит".

Полы станции — полированный гранит серых и коричневых тонов. По краям платформ проложены полосы из бучардированого гранита. Возле эскалаторов на каждой платформе расположены скамьи для пассажиров.

Некоторые проходы между колоннами, расположенными ближе к стенам, невозможны из-за того, что там располагаются несколько картин, на которых изображены разные участки побережья Финского залива в разные времена года и в разную погоду.

Свет, исходящий от ламп, падает на зал через специально выпиленные для этого в потолке длинные «молнии».

После переименования станции было заявлено, что станция получит новое оформление — в корпоративных цветах футбольного клуба «Зенит».

Станции «Зенит» и «Беговая» соединены между собой непосредственно двухпутным тоннелем, диаметром 10,3 метра. В сторону «Приморской» бо́льшая часть перегона также двухпутный тоннель, который разделяется на два классических однопутных.

Около северного входа на станцию размещается пластиковый футбольный мяч, установленный в память о чемпионате мира по футболу 2018 года.

В честь дня рождения публикуем историю этих станций. (V) ============================================= (V) «Зени́т» — станция Петербургского метрополитена.-2
Северный вестибюль станции метро "Зенит".
Северный вестибюль станции метро "Зенит".

Южный выход работает только в периоды проведения футбольных матчей на близлежащем стадионе «Газпром Арена».

Южный павильон станции метро "Зенит".
Южный павильон станции метро "Зенит".

Со 2 апреля 2020 года по 10 июня 2021 года станция была закрыта, сначала из-за вспышки коронавирусной инфекции COVID-19, а с июля 2020 года закрытие плавно перетекло в ремонт. В ходе ремонта изменилось оформление подземных залов станции — с июня 2021 года она оформлена в стиле футбольного клуба «Зенит».

Общий вид наземных сооружений станции метро "Зенит" с Яхтенного моста.
Общий вид наземных сооружений станции метро "Зенит" с Яхтенного моста.

(V) Переименование (V)

В марте 2019 года гендиректор футбольного клуба «Зенит» Александр Медведев выступил с идеей переименовать «Новокрестовскую» в «Зенит».

В ноябре 2019 года Смольный провёл опрос о переименовании станции в «Зенит».

В декабре 2019 года на заседании Топонимической комиссии большинством голосов было принято решение отклонить предложение о переименовании станции в «Зенит», председатель комитета по культуре Константин Сухенко отложил вопрос, чтобы более тщательно изучить мнение горожан и повторно вынести вопрос на заседание.

10 июля 2020 года Топонимической комиссией Санкт-Петербурга принято решение переименовать станцию «Новокрестовская» в «Зенит». Генеральный директор футбольного клуба «Зенит» пообещал, что клуб возьмет на себя всю «весомую часть» затрат, связанных с переименованием станции. По итогам заседания комитет по культуре Правительства Санкт-Петербурга подготовил проект постановления о переименовании станции в «Зенит», но юридический комитет администрации губернатора Санкт-Петербурга отказался его визировать. 14 августа 2020 года Росреестр согласился внести изменение в технический паспорт объекта недвижимости на основании рекомендательного решения Топонимической комиссии.

(V) Проектирование (V)

В январе — марте 2013 года в средствах массовой информации Санкт-Петербурга появились сообщения, что на совещаниях под руководством губернатора города Георгия Полтавченко в связи с подготовкой к чемпионату мира по футболу в 2018 году было принято решение о приоритетности строительства продолжения Невско-Василеостровской линии.

20 июня 2013 года Правительство Российской Федерации приняло постановление № 518 «О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу», согласно которому станцию утвердили к постройке к началу чемпионата мира по футболу 2018 года, на что из федерального бюджета были выделены средства.

В ноябре 2014 года комитет по государственному заказу Петербурга объявил конкурс на первый этап строительства продолжения третьей линии метро от «Приморской» до «Беговой» с промежуточной станцией «Новокрестовская». Победителем конкурса стала компания «Метрострой».

(V) Строительство (V)

В 2014 году началась отсыпка грунта на территории Крестовской отмели Невской губы для последующего строительства на этой земле станции метро и комплекса эстакад Западного скоростного диаметра. В январе 2015 года были начаты работы непосредственно на строительной площадке станции.

К февралю 2017 года было пройдено 3200 метров тоннеля, щит начал движение от будущей «Новокрестовской» к «Приморской». 25 августа 2017 года щит «Надежда» завершил проходку двухпутного участка третьей линии от будущей станции «Беговая» до «Приморской». С 3 апреля 2018 станция подключена к постоянной системе энергоснабжения.

Строительство станции метро "Зенит", июнь 2017 года.
Строительство станции метро "Зенит", июнь 2017 года.

23 апреля 2018 года по перегону Приморская — НовокрестовскаяБеговая проехал первый пробный поезд. 27 апреля 2018 года в изначальный плановый день открытия станции сроки открытия и сдачи в эксплуатацию были перенесены на 13 мая 2018 года. Ожидалось (в частности, со слов вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Албина), что станция примет пассажиров в тестовом режиме уже 29 апреля, к матчу Зенит — ЦСКА, однако в назначенный день станции оказались не готовы.

13 мая 2018 года в 10:07 со станции «Приморская» на «Новокрестовскую» отправился первый поезд с пассажирами (при этом станция метро «Беговая», где производился оборот поездов, для пассажиров была закрыта). В 19:00 тестовый режим работы станции был завершён. Дата тестирования новой станции метро была выбрана не случайно: в этот день на открытом годом ранее стадионе «Санкт-Петербург» прошёл матч заключительного 30 тура чемпионата России по футболу 2017/2018 «Зенит» — «СКА-Хабаровск», в ходе которого проверялась готовность к проведению матчей чемпионата мира по футболу.

16 мая 2018 года премьер-министр Дмитрий Медведев осмотрел станцию.

Накануне празднования Дня города — 26 мая «Новокрестовская» была открыта. Для пассажиров станция открылась в 21:00 того же дня.

(V) Проблемы пассажиропотока (V)

Станция «Новокрестовская» являлась важной частью инфраструктуры, необходимой для проведения матчей чемпионата мира по футболу 2018 года в Санкт-Петербурге, её пропускная способность составила 30—35 тысяч пассажиров в час. Жилых кварталов вокруг станции нет. Маршруты наземного общественного транспорта в районе станции не проходят.

В день тестирования 13 мая 2018 года (10:00 — 19:00) станцией воспользовались более 17,5 тыс. пассажиров.

(V) Перспективы (V)

После 2030 года планируется продление четвёртой линии от «Горного института» до «Новокрестовской» с устройством пересадки на станцию «Зенит». Таким образом, линии 3 и 4 Петербургского метрополитена станут первыми, имеющими более одного совместного пересадочного узла (существующий узел — «Площадь Александра Невского» — действует с 1985 года).

(V) Интересные факты (V)

Единственная станция Петербургского метрополитена, имеющая лифты для маломобильных групп населения.

Один из павильонов с пассажирским лифтом на подземную станцию метро "Зенит".
Один из павильонов с пассажирским лифтом на подземную станцию метро "Зенит".

Стала первой в Петербургском метрополитене станцией, переименованной в XXI столетии.

(V) Проблемы и противоречия классификации типа станции (V)

Несмотря на то что конструктивно «Зенит» не относится к станциям закрытого типа — стеклянная стена, к проёмам которой прикреплены автоматические станционные двери, не является несущей конструкцией (или честью конструкции станции) — один из главных критериев, определяющий данную категорию, Правила технической эксплуатации (ПТЭ) метрополитенов Российской Федерации — один из трёх (помимо них — Инструкция по сигнализации (ИСИ) и Инструкция по движению поездов и маневровой работе (ИДП)) главных документов, руководящих работой и в котором указаны все существующие и положенные нормативы, никак не разделяет эти категории. Также «Зенит» относит к станциям закрытого типа институт «Ленметрогипротранс», занимающийся проектированием метрополитенов. Магистр кафедры систем автоматического управления и контроля факультета интеллектуальных технических систем Национального исследовательского института и Московского университета электронной техники города Зеленограда Касатов В. М. в электронной библиотеке «КиберЛенинка» упоминает предназначение станций закрытого типа для безопасности пассажиров, что расходится с одной из исконных причин появления станций закрытого типа — финансовая экономия и быстрота в сооружении, поскольку они строились в период действия закона Н. С. Хрущёва «Об устранении архитектурных излишеств в проектировании и строительстве». «Зенит» не упоминается как станция закрытого типа на сайте тематического поезда «Эпохи метро».

Станция метро "Зенит".
Станция метро "Зенит".

(V) ============================================= (V)

«Бегова́я» — станция Петербургского метрополитена. Конечная станция Невско-Василеостровской линии. Расположена у пересечения улицы Савушкина с Туристской улицей. Самая западная станция метрополитена в России. На станции установлены платформенные раздвижные двери.

(V) Название (V)

Название станции дано по близлежащей улице.

До 23 июня 2014 года станция носила проектное название «Улица Савушкина». Переименована постановлением правительства Санкт-Петербурга от 23 июня 2014 года согласно рекомендациям Топонимической комиссии, в связи с расположением выхода станции вблизи Беговой улицы.

(V) Наземные сооружения (V)

Павильоны входов построены по проекту архитектора А. Е. Перестюка и расположены в районе пересечения улиц Туристской и Савушкина. Существовало несколько вариантов оформления павильона станции. Проект павильона должен был отвечать требованиям универсальности в архитектурном плане, впоследствии его планировали использовать ещё на двух выходах со станций метро «Дунайская» и «Проспект Славы».

Один из входов на станцию метро "Беговая".
Один из входов на станцию метро "Беговая".
Вестибюль станции метро "Беговая". Слева виден пассажирский лифт.
Вестибюль станции метро "Беговая". Слева виден пассажирский лифт.
Павильон эвакуационного выхода со станции метро "Беговая".
Павильон эвакуационного выхода со станции метро "Беговая".
Вид на траволаторы станции метро "Беговая".
Вид на траволаторы станции метро "Беговая".
В честь дня рождения публикуем историю этих станций. (V) ============================================= (V) «Зени́т» — станция Петербургского метрополитена.-13
Вид на лестницу станции метро "Беговая".
Вид на лестницу станции метро "Беговая".

(V) Подземные сооружения (V)

«Беговая» — колонная многопролётная станция мелкого заложения.

Оформление подземного зала станции связано с Героем Советского Союза, авиатором времён Великой Отечественной войны Александром Савушкиным, именем которого названа местная улица. Архитектура станции спроектирована архитекторами Н. В. Ромашкиным-Тимановым и У. С. Сергеевой.

Тема авиации раскрывается в образе размещённых на колоннах декоративных светильников, стилизованных под «пропеллеры». Их корпуса выполнены из нержавеющей стали. Встроенные в них люминесцентные светильники светят вверх с отражением. Светильники круглой формы светят вниз и освещают платформу.

Полы вестибюлей и станции выполнены из полированного гранита.

Колонны облицованы листами нержавеющей стали, стены — керамическими панелями с цоколями из полированного чёрного гранита.

Для наиболее полного раскрытия архитектурно-художественной концепции станции на боковых стенах запроектированы художественно-декоративные композиции из стекла, выполненные в гамме станционной отделки. На них изображены советские военные самолёты и различные фрагменты их механизмов. Выступ потолка подземного зала над входом в него с эскалаторов украшает портрет самого Савушкина в шлеме на фоне самолётов-истребителей того времени.

Художественные панно были выполнены по технологии лентикулярной печати (автор художественного панно И. И. Баранова).

Панно над эскалаторами на станции метро "Беговая".
Панно над эскалаторами на станции метро "Беговая".

По краям платформ установлены платформенные раздвижные двери. Выход пассажиров осуществляется на правую сторону, как и на остальных станциях метрополитена с береговыми платформами.

Вид на эскалаторы станции метро "Беговая".
Вид на эскалаторы станции метро "Беговая".
Вид на платформенные раздвижные двери станции метро "Беговая".
Вид на платформенные раздвижные двери станции метро "Беговая".

Станции «Беговая» и «Зенит» соединены двухпутным тоннелем.

(V) Проектирование (V)

В январе — марте 2013 года в средствах массовой информации Санкт-Петербурга появились сообщения, что на совещаниях под руководством губернатора города Георгия Полтавченко в связи с подготовкой к чемпионату мира по футболу 2018 году было принято решение о приоритетности строительства продолжения Невско-Василеостровской линии. 20 июня 2013 года Правительство Российской Федерации приняло постановление № 518 «О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу», согласно которому станция должна быть построена до начала чемпионата мира по футболу 2018 года, на что из федерального бюджета будут выделены средства.

Согласно постановлению Правительства России № 518 от 20 июня 2013 года, станция вошла в список объектов инфраструктуры, которые должны были быть построены до начала Чемпионата мира по футболу 2018 года.

16 июля 2013 года Комитет по развитию транспортной инфраструктуры объявил, что станция метро «Улица Савушкина» откроется в первом полугодии 2018 года.

В сентябре 2015 года компания «Метрострой» выиграла конкурс и заключила контракт на строительство объекта в составе двух станций с тоннелями к ним за 36 млрд рублей.

(V) Строительство (V)

Летом 2014 года были начаты работы по подготовке строительной площадки для будущей станции.

В декабре 2015 года от стартового котлована, расположенного в километре севернее станции, началась проходка тоннеля в направлении станции «Приморская». Проходка велась тоннелепроходческим комплексом производства фирмы Herrenknecht, который использовался до этого для проходки двухпутного тоннеля диаметром 10,3 м на Фрунзенском радиусе. Щит должен был пройти тоннель длиной около 5,2 км. Летом 2016 года тоннелепроходческий комплекс миновал станцию «Беговая». В августе 2017 года щит «Надежда» завершил проходку двухпутного участка третьей линии от будущей станции «Беговая» до «Приморской». Диаметр двухпутного перегонного тоннеля «Новокрестовская»«Беговая» в железобетонной обделке составляет 10,3 м.

В декабре 2017 года была названа официальная дата открытия — 29 апреля 2018 года (в день тестового матча ЧМ-2018 по футболу) вместе со станцией «Новокрестовская». Но открытие станций в данный срок не состоялось по техническим причинам. С 11 апреля 2018 года станция подключена к постоянной системе электроснабжения. 23 апреля 2018 года на участке прошёл первый пробный поезд. 26 мая была торжественно открыта в присутствии губернатора Петербурга Г. С. Полтавченко. Для пассажиров станцию открыли в 21:00 того же дня.

(V) Инциденты (V)

В сентябре 2018 года, спустя примерно 4 месяца после открытия, со стен лестнично-траволаторных спусков на станцию начала отваливаться оранжевая керамическая плитка. К началу февраля 2019 года облицовку сняли полностью. В марте 2019 года вестибюль был обтянут полиэтиленом. Станция при этом находилась в рабочем состоянии. В 2020 году демонтированная керамическая плитка была полностью заменена навесными стекломагнезитовыми стеновыми панелями.

Убранная облицовка на станции метро "Беговая". Март 2019 года.
Убранная облицовка на станции метро "Беговая". Март 2019 года.

(V) Проблемы и противоречия классификации типа станции (V)

Несмотря на то что конструктивно «Беговая» не относится к станциям закрытого типа — стеклянная стена, к проёмам которой прикреплены автоматические станционные двери, не является несущей конструкцией (или частью конструкции станции) — один из главных критериев, определяющий данную категорию, Правила технической эксплуатации (ПТЭ) метрополитенов Российской Федерации — один из трёх (помимо них — Инструкция по сигнализации (ИСИ) и Инструкция по движению поездов и маневровой работе (ИДП)) главных документов, руководящих работой и в котором указаны все существующие и положенные нормативы, никак не разделяет эти категории. Также «Беговую» относит к станциям закрытого типа институт «Ленметрогипротранс», занимающийся проектированием метрополитенов. Магистр кафедры систем автоматического управления и контроля факультета интеллектуальных технических систем Национального исследовательского института и Московского университета электронной техники города Зеленограда Касатов В. М. в электронной библиотеке «КиберЛенинка» упоминает предназначение станций закрытого типа для безопасности пассажиров, что расходится с одной из исконных причин их появления — финансовая экономия и быстрота в сооружении, поскольку они строились в период действия закона Н. С. Хрущёва «Об устранении архитектурных излишеств в проектировании и строительстве». «Беговая» не упоминается как станция закрытого типа на сайте тематического поезда «Эпохи метро».

(V) Путевое развитие (V)

Севернее станции расположен перекрёстный съезд. Протяжённость оборотных тупиков за станцией — около 1,1 км.

Станция метро "Беговая".
Станция метро "Беговая".

(V) ============================================= (V)

#метро #архитектура #городской транспорт #зенит #беговая