Михаил Девятаев, известный своим дерзким побегом из немецкого лагеря для военнопленных на бомбардировщике Heinkel He 111, прославлен в России как герой Великой Отечественной войны. Однако не все военнопленные, бежавшие из плена на вражеских самолетах, становились героями. Фактически, многие из них были заключены в тюрьму, в том числе летчики Владимир Москалец, Пантелеймон Чкуасели и Арам Карапетян, каждый из которых совершил побег с немецкого аэродрома на трех отдельных самолетах.
Лейтенант Владимир Москалец был летчиком-бомбардировщиком, в начале войны летал на СБ-2М, но к 1943 году перешел на легендарный Пе-2. Во время бомбардировки вражеского аэродрома Алакуртти в марте того же года его самолет был подбит. был сбит зенитным огнем, в результате чего ему были нанесены серьезные ранения, в результате которых он был схвачен и заключен в тюрьму. Затем его отправили в лагерь для военнопленных в Таллинне, а затем перевели в лагерь Ангербург.
Как и Москалец, и лейтенант Чкуасели, и младший лейтенант Арам Карапетян также летали на устаревших бомбардировщиках в 1941 г., а в 1942 г. тренировались на Ил-2. врезаться в землю. Оба смогли пережить крушение, но в конечном итоге были взяты в плен и отправлены в лагерь Ангербург.
Несмотря на то, что они не знали друг друга до плена, трое пилотов быстро подружились в лагере для военнопленных. Они решили держаться вместе и заключили договор сбежать при первой же возможности. Как назло, возможность представилась, когда немцы столкнулись с нехваткой летчиков и сформировали 1-ю Восточную эскадрилью из советских пленных. Эскадрилью перевели в Двинск, где друзьям снова дали возможность полетать на немецких самолетах Arado Ar-66C и Gotha Go-145A.
Нервничая по поводу того, чтобы встать на сторону немцев, трио в конце концов заключило сделку с полковником РОА Виктором Мальцевым и присоединилось к эскадрилье. Вылетая на разведку, им удалось выйти на связь с партизанами и начать обсуждать возможность дерзкого побега. Однако их планы были сорваны, когда эскадрилья была переброшена на аэродром Лида, где ей было приказано бомбить партизан.
Решив сбежать, друзья придумали план, как запутать своих похитителей и сбежать. Они пролетели над взлетно-посадочной полосой на бипланах, взлетев с трудом из-за присутствия на аэродроме сильной охраны. Чтобы преследователи не преследовали их, они полетели на запад, затем на юг, прежде чем, наконец, направиться на восток. Хотя при посадке они повредили два самолета, им удалось скрыться в легендарной бригаде «Неуловимая», сформированной НКВД под Москвой в 1941 году.
После борьбы с нацистами и ликвидации полиции летчики были освобождены, когда Красная Армия захватила Беларусь во время операции «Багратион». Однако сотрудничества с врагом им не простили и 17 марта 1945 года трибунал приговорил их к 10 годам лишения свободы. Вернуться в авиацию после отбытия наказания смог только Пантелеймон Чкуасели, но работать он мог только диспетчер в аэропорту Кутаиси.
Девятаев, решивший не сотрудничать с гитлеровцами, не был подвергнут тюремному заключению и в итоге был удостоен звания Героя Советского Союза. Напротив, Москалец, Чкуасели и Карапетян были осуждены за сотрудничество и измену Родине. Несмотря на дерзкий побег, они продолжали страдать от стигматизации и не могли легко реинтегрироваться в общество после освобождения из тюрьмы.
В 1959 году трио летчиков было реабилитировано Коллегией Вооруженных Сил СССР. Они были признаны за их первоначальные намерения вернуться в Красную Армию и в результате получили большую снисходительность. Тем не менее, они продолжали бороться за восстановление своей чести и доброго имени еще долго после окончания войны.